Версия для печати

Учёные мусульманской уммы сошлись на том мнении, что женщине хадж обязателен, если она будет в состоянии совершить его. Ввиду универсальности высказывания Всевышнего Аллаха: «Хадж является обязанностью людей по отношению к Аллаху». А также высказывания Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Ислам зиждется на пяти столпах …», его слов в хадисе Аиши, которая сказала: «О, посланник Аллаха, должны ли женщины бороться на пути Аллаха?» Он сказал: «Да, они должны бороться, но, не сражаясь, а совершая хадж и умру». [1]

Она будет в состоянии совершить хадж при тех же условиях, что и мужчина. Но они разошлись по поводу сопровождения её «махрамом»[2]. Некоторые из них сочли это необходимым условием. Другие из них сказали, что, если она будет в безопасности, что можно достичь благодаря мужу, махраму или верным женщинам, то не обязательно. 

Также они поставили для обязательности хаджа следующее условие: чтобы прошёл необходимый срок после смерти мужа или развода («`иддат»).

 

Является ли сопровождение «махрама» условием для обязательности хаджа.

 

1-   Имамы Малик и Аш-Шафи`ый придерживаются того мнения, что вовсе не является. Это высказывание, пересказанное от `Аиши,  Бен `Умара, Бен Аз-Зубейра, `Ата, Бен Сирина, Аль-Авза`и, а также это можно понять из слов Аз-Зухри, Катады, Аль-Хакям бен `Утейбы, Давида Аз-Захири и его сподвижников.

В присутствии `Аиши было упомянуто о том, что женщина должна совершать хадж только в сопровождении «махрама». На что она сказала, что не  каждая женщина может найти «махрама».

От Нафи`а, слуги Ибн `Умара мы узнали о том, что с Ибн `Умаром совершали путешествие его служанки без сопровождения «махрама».

Когда `Ата был спрошен о женщине, у которой нет ни «махрама», ни мужа, однако её сопровождают девочки и служанки, которым доверили её, сказал: «Пусть совершит хадж».

Бен Сирин сказал, что она может выйти в путь  с мусульманином, которому можно доверять.

Малик сказал: Может выйти в составе группы женщин.

Хамад сказал: Ничего страшного не произойдёт, если она поедет без «махрама» в составе группы праведных людей.

  Аль-Авза`и сказал: Может выйти в путь со справедливыми людьми.

   Аш-Шафи`ый сказал: Может выйти в путь со свободной женщиной, которой можно доверять.

Бен Хазм сказал: Женщина, у которой нет «махрама», может совершить хадж, причём на ней не будет никакого греха. Та женщина, у которой есть муж, должна совершить хадж с ним. Если он не поедет, то совершит грех. В этом случае она не будет грешна, если совершит хадж без него.

 

Для этого они привели следующие доказательства:

 

-         То, что вывел Аль-Бухари в своём сборнике «Сахих» от `Адия бен Хатима. В нём следующее высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если позволит тебе срок твоей жизни, ты непременно увидишь женщину в паланкине, которая не будет чувствовать страх ни перед кем, кроме Аллаха».

-         То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, растолковал понятие «сабиль», то есть путь словами провиант и транспорт.

-         Жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершили хадж, получив разрешение от `Умара, когда он отправился на последнее своё паломничество. Он отправил с ними `Усмана бен `Аффана и `Абдер-Рахмана бен `Ауфа. `Усман призывал остальных не приближаться к ним и не смотреть на них. Они находились в паланкинах, укреплённых на спинах верблюдов. Затем они совершали хадж также во время правления `Усмана бен `Аффана в его сопровождении.

-         Что тот, кто обеспечивает их безопасность, практически                             играет роль «махрама».

-         Это является обязательным путешествием, сопровождение «махрама» в котором не обязательно. Как путешествие мусульманки, которая вырвалась из рук неверных или путешествие по приглашению правителя, когда соблюдаются её права, а также по приговору о депортации из страны по обвинению в совершении прелюбодеяния.

-         Что посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, повелел мужчине, жена которого выехала на хадж, отправиться вслед за ней и совершить хадж вместе с ней. Причём он не приказал вернуть её, а также не стал её порицать за то, что она отправилась на хадж без «махрама».

2-   Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что сопровождение «махрама» является условием для правильности хаджа женщины. Этого мнения также придерживаются Аль-Хасан, `Икрима, Ибрахим Ан-Нах`ий, Тавус, Аш-Ша`би, Исхак, Ас-Саври и Бен Мунзир.

 

Их доказательства:

 

-         От Ибн `Аббаса, да будет доволен ими[3] Аллах, сказавшего: Я слышал, как посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если рядом с женщиной нет «махрама», то мужчине категорически запрещается оставаться с ней наедине». Тогда встал один мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха, моя жена выехала на хадж, а я записался в отряд на такую-то войну». На что он сказал: «Ступай и соверши хадж вместе со своей женой».[4]

-         От Ибн `Умара, рассказавшего, что пророк,  да будет доволен ими двумя Аллах, сказал: «Если женщина выходит в путь на три, то она, непременно, должна ехать в сопровождении «махрама». [5]

-         От Бен `Аббаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина собирается совершить хадж, то её обязательно должен сопровождать «махрам». [6]

-         От Абу Амамата Аль-Бахили, сказавшего, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине мусульманке не разрешается совершать хадж без сопровождения мужа или «махрама».[7]

-         Они ответили на хадис `Адия бен Хатима, что в нём нет указания на положение о разрешении совершения хаджа женщиной без сопровождения «махрама». Этот хадис указывает на распространение безопасности. Если даже в нём есть разрешение, то оно противоречит их же словам. Так как в нём вообще не говорится о каком бы то ни было сопровождении: ни знакомыми, ни женщинами, которым можно доверять.

-         От Ахмада пересказано, что он не считает нужным сопровождение «махрама» при совершении обязательного хаджа. Аш-Шавкяни сказал в книге «Нейль аль-автар», а затем от него пересказал Аль-Асрам: Что сопровождение «махрама» при совершении обязательного хаджа не обязательно. Также оно не является условием для престарелых женщин, которые не могут принести вред, соблазнив кого-то, и им никто не навредит.

-         От Суфьяна и Абу Ханифы: Если путешествие рассчитано на менее, чем три ночи, то она может совершить хадж без мужа или без «махрама». Если три ночи и более, то она не может совершить его без «махрама» или мужа.

 

Кто является «махрамом»?

 

«Махрамом» для женщины может быть её муж или тот, кто никогда не сможет заключить с ней брак по причине прямого или косвенного разрешённого родства (по молочной линии или линии жены).

«Махрамы» по причине прямого родства:

1-   Отцы и деды, одинаково со стороны отца или матери.

2-   Сыновья, сыновья сыновей и дочерей и т.д.

3-   Братья, одинаково будут они родными или сводными по линии матери или отца.

4-   Сыновья братьев и сестёр (родных или сводных по матери или отцу).

5-   Дядя со стороны отца, одинаково он будет родным или сводным по матери или отцу.

6-   Дядя со стороны матери, одинаково он будет родным или сводным по отцу или матери.

 

«Махрамы» по причине молочного кормления:

 

Это те же «махрамы», что и по причине прямого родства согласно высказыванию пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Махрамами по причине молочного кормления являются те же махрамы, что и по прямому родству»[8].

 

«Махрамы» по причине замужества:

 

-         Сыновья мужа, их сыновья и т.д., одинаково будут сыновьями его детей мужского или женского пола.

-         Отец супруга и его дед, одинаково со стороны матери или отца.

-         Мужья дочерей, мужья дочерей сыновей и дочерей.

-         Супруги матерей.

Условием последнего пункта, чтобы имела место близость, так как если он разведётся с женщиной до близости с ней, то он не может быть «махрамом» для её дочери. Тогда он может на ней женится согласно высказыванию Всевышнего: «Ваши воспитанницы (приёмные дочери), которые под вашим покровительством от ваших жён, с которыми вы уже вошли в супружескую связь. Если же вы ещё не вошли к этим жёнам, то нет греха на вас, если женитесь на воспитаннице»[9].

 

Чтобы быть «махрамом» ставятся следующие условия: он должен быть достигшим совершеннолетия, обладающим разумом, надёжным. Ребёнок или умалишённый не может выступать в роли «махрама», так как целью от сопровождения «махрама» является защита женщины.

 

Расходы «махрама»

По Ханбалитскому мазхабу:

Расходы на «махрама» несёт она сама, потому что он нужен ей. Она должна владеть провиантом и нести расходы по трансферу на себя и на своего «махрама».

 

По Ханафитскому мазхабу:

 

Если «махрам» согласен сопровождать её только при условии финансирования ею расходов на его путешествие, то существует два мнения:

-         Да, она должна платить за него, если у неё есть деньги. Эти слова были упомянуты в «аль-кудури» и «ас-сирадж аль-ваххадж», и это правильное мнение.

-         Если он не поедет на свои деньги, то она не должна платить за него согласно словам Ат-Тахави. Также за это высказался Абу Хавс Аль-Бухари и признал правильным Бен Амир Аль-Хадж в своей книге «Мансек».

 

По Шафиитскому мазхабу:

 

Если «махрам» согласен выехать только за плату, то она должна её заплатить.

 

Разрешение мужа

 

Желательно для женщины, собирающейся на обязательный Хадж, отпроситься у своего мужа. Мужчина не имеет права отказать ей в этом, в противном же случае она отправляется без него. Если же Хадж добровольный, то он имеет на это полное право.

Если он даст ей своё согласие на обязательный или добровольный Хадж, то после того как она войдёт в состояние «ихрама» он обязан дать ей возможность завершить его.

 

Выезд на Хадж женщины,

находящейся в состоянии «`иддат».

 

1- В книге "المغني" (7\531) сказано:

Женщина, находящаяся в состоянии «`иддат» после смерти мужа, не может выехать на Хадж или в какую либо другую поездку. Это пересказано от Гумара и Гусмана, да будет доволен ими Аллах. Они возвращали назад женщин, находящихся в этом состоянии, из «микатов» Джухва и Зульхулейфа.

2-   Некоторые предшественники разрешили женщинам, находящимся в этом состоянии, выезд на Хадж и Умру, и ночевать там, где они пожелают.

-         Абдеразак в «Мусаннафе» пересказал от Муаммара, от Аз-Зухри, от Арвата: Аиша выехала на Умру в Мекку со своей сестрой Умм Кульсум, у которой был убит муж Тальха бен Убейдиллях. Арват сказал: Аиша давала фетву женщине, у которой умер муж, выезжать из дома, находясь в состоянии  «`иддат».

-         Ибн Аббас сказал: «Аллах лишь сказал, что после смерти мужа она должна выдержать срок в четыре месяца и десять дней, и не сказал, что она должна пребывать до истечения его дома. Поэтому пусть проводит это время там, где пожелает».

-         Ибн Аби Шейба упомянул о том, что, однажды спросив Ата о возможности совершить Хадж для женщины, находящейся в состоянии  «`иддат» после смерти мужа или развода, о котором было объявлено трижды, он услышал утвердительный ответ. Аль-Хасан также придерживался данного мнения.

 

Положения и пользы:

1-   Если женщина выехала на Хадж, а муж умер в дороге, то может ли она продолжить свой путь и совершить обряды, или она должна возвратиться? Учёные по этому поводу сказали следующее:

Ханафиты:

Если время пути до дома меньше трех дней, а до Мекки время пути составляет три дня и более, то ей надлежит вернуться домой. А если до Мекки время пути меньше трех дней, а до дома три дня и более, то пусть продолжит свой путь, так как она не нуждается в «махраме» на расстоянии меньшем срока путешествия. Если же в обе стороны время пути меньше срока путешествия (три дня), то на выбор: то есть может продолжить путь или вернуться домой.  Если же в обе стороны есть срок путешествия, то если она находиться в городе, то, по мнению Абу Ханифы она должна остаться в нём, пока не пройдёт «`иддат», если даже она найдёт «махрама». По мнению Абу Юсуфа и Мухаммада: если она найдёт «махрама», то она может выехать, и, нет сомнения, что она не может выехать без наличия «махрама». Если же это произошло в пустыне или в какой-то сельской местности, то есть там, где она не может гарантировать свою безопасность и сохранность своего имущества, то она может продолжить свой путь, пока не достигнет безопасного места и остаться в нём, даже, если она найдёт «махрама». Это у Абу Ханифы, а у Абу Юсуфа и Мухаммада: она может продолжить свой путь при наличии «махрама».

 

Маликиты:

 

Если она ещё не вошла в состояние «ихрама», то ей надлежит вернуться домой.

 

Шафи`иты:

 

Если она отъехала от строений, то на её выбор: вернуться или продолжить путь, так как она взяла у мужа разрешение совершить путешествие.

 

Ханбалиты:

 

Пусть возвратиться, если она отъехала не далеко (когда ещё нельзя сокращать намаз), и продолжит свой путь, если она отъехала на почтительное расстояние от дома.

 

2-   Если женщина должна совершить обязательный Хадж, и умер её муж, то она должна провести период «`иддат» у  себя дома. Это касается и развода. Так как Всевышний Аллах запретил женщинам, находящемся в этом состоянии, выходить из дома, сказав:

[و لا تخرجوهن من بيوتهن و لا يخرجن]

(Не выгоняйте их из их домов и пусть они не выходят)

И потому что Гумар бен Аль-Хаттаб возвратил женщин, находящихся в этом состоянии, из миката «Зульхулейфа».

И так как, выехав из дома, нельзя восполнить потерю, связанную с приказом Аллаха пребывать в этот период дома. А Хадж можно совершить на следующий год. В пользу этого мнения высказались четыре имама.

Если же муж умер после вхождения в состояние «ихрама» для совершения обязательного или разрешённого мужем Хаджа, то нужно посмотреть на следующие моменты:

Если нет никаких опасений, что Хадж или сопровождение в этом путешествии (в составе группы) будут утеряны, то пусть проведёт вышеуказанный период дома, так как есть возможность и необходимость совместить обе обязанности. Если существует опасение, что Хадж может быть утерян, то нужно продолжить путь. Об этом сказал Аш-Шафи`ий. Абу Ханифа сказал: «Она должна остаться дома, если даже пропадёт Хадж, т.к. она пребывает в этом состоянии и ей нельзя отправляться в путь».

 

 



[1]Его пересказали Ахмад и Бен Маджах с достоверным «иснадом».

[2] Мужчина из числа ближайших родственников, как муж или брат.

[3] Им и его отцом.

[4] Аль-Бухари и Муслим.

[5] Аль-Бухари и Муслим.

[6] Его пересказал Ад-Дарукутни.

[7] Его пересказал Ат-Табарани в своём «Му`джаме».

[8] Аль-Бухари и Муслим

 

[9]  Толкование Священного Корана (Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим)/Сура «Женщины»/аят23.