ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
ФОНД «ИДЕЛЬ-ХАДЖ»
ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ИДЕЛЬ»
ОТЧЕТ
О СЕЗОНЕ ХАДЖА 1427 ГОДА
ПО ХИДЖРЕ
Казань 2007 г.
Содержание.
1. Подготовительная работа.
- Совет по хаджу
- Проживание
- Чеки
- Самолётный тур
- Комбинированный тур через ОАЭ
- Комбинированный тур через Иорданию
- Одежда
- Электронная база
- Работа с консульским отделом посольства КСА в Москве
- Работа в офисе (приём документов, работа с клиентами и т.д)
- Обучение
- Работа с региональными представителями.
2. Хадж
- Работа руководителей
- Работа врачей
3. Выводы и предложения по улучшению работы
Хадж- делегация.
В результате переговоров делегации с Саудовской стороной, несмотря на определённые сложности, возникшие в начале переговоров, условия приема Российских паломников не претерпели больших изменений.
Квота на сезон хаджа 2007 года для России составила в итоге, 19 500 человек.
Совет по хаджу
Также как и в прошлом году, состоялись ежемесячные заседания Совета по хаджу при Правительстве РФ, на которых решались многие вопросы, связанные с организацией хаджа.
Для Татарстана получена квота 1200 мест, реальное количество выехавших – 1060 человек.
Проживание
По договорённостям, достигнутым на Совете по хаджу, договора аренды жилья должны были быть подписаны и соответствующим образом оформлены до конца месяца Рамадан. В этом году было арендовано девять зданий в Мекке и шесть гостиниц в Медине.
При аренде зданий в Мекке мы столкнулись со следующими сложностями:
1. От нас потребовали определить конкретное количество паломников, выезжающих воздушным и наземным путями. Мы заявили о 300 и 800 паломниках соответственно. Реально через нас поехало 771 паломник наземным путём (428 - комбинированным путём через ОАЭ, 343 – комбинированным путём через Иорданию), и 281 – воздушным путём.
2. В прошлом году трудность оформления заверенных банковских чеков на жильё мы решили, вписав в чек Ф.И.О. специалиста.
В этом году для иностранцев требовали те же чеки, что и для российских граждан, что облегчило работу организаторам хаджа.
В отличие от прошлого года, перевод денег в этом году был своевременным.
В этом году Саудовская сторона, а в частности, национальная компания по обслуживанию европейских паломников, указав во время собрания на прошлогодние недостатки, приняла документы членов российской хадж-миссии. Через три дня (для сравнения, в прошлом году - в день обращения) мы получили соответствующие удостоверения.
Несмотря на то, что часть зданий было арендовано уже в месяц Рамадан, договора нами были оформить во всех соответствующих инстанциях только через месяц, поскольку, только оформив договора на все арендованные здания, мы смогли предоставить документы в Министерстве по делам Хаджа.
В этом году, по единогласному решению членов хадж-миссии и по прошлогоднему опыту работы с консульством КСА в Москве, не потребовалось заверять договора в МИДе КСА.
Здания, арендованные для паломников в городе Мекка, располагались компактно в районе Джумеза на расстоянии от 1100 до 1700 метров от мечети Харам.
В этом году, мы изготовили и раздали нашим паломникам карту города Мекки с указанием названий улиц города на русском и арабском языках, а также заранее приготовили карточки с адресами домов, что помогло ориентироваться нашим хаджиям.
По опыту прошлого года мы заранее распределили наших паломников по домам.
Чеки
Также как и в прошлом году, каждый организатор хаджа должен был, непосредственно взаимодействуя с объединённым бюро «Аль-Викаля», приобрести чеки, затем предоставить их в Посольство КСА в Москве для дальнейшей работы по получению виз.
Сложность, которая возникла при реализации данной задачи, заключается в том, что у нас нет договора с объединённым бюро «Аль-Викаля», и отправку крупной суммы в оплату чековосуществляли только на основании письма уполномоченного Правительства РФ по хаджу Билалова А.Г. Еще одна трудность та, что после определённой даты «Аль-Викаля» переезжает на территорию аэропорта, который является закрытым объектом и доступ в него ограничен. Также необходимо указать на тот факт, что иногда бывает сложно возвратить деньги за неиспользованные чеки, так как это происходит много позже завершения Хаджа. Сложности возникают и при необходимости докупить недостающие чеки после возвращения сотрудника в Россию.
Необходимо отметить, что в прошлом году при переводах денег у всех членов хадж-миссии наблюдалась некоторая напряжённость по поводу несвоевременного их прихода на счёт адресата. В этом же году таких проблем не было. В Посольство КСА мы предоставили квитанции об оплате и подтверждение от хадж-миссии с конкретным количеством паломников, отправляющихся воздушным и наземным путями. Также как и два предыдущих года в паспорт каждого паломника фирма-организатор хаджа должна вложить вкладыш по определённому образцу, подтверждающий оплату и заверенный печатью хадж-миссии. Больших сложностей по изготовлению и при прохождении границ по данным вкладышам мы не испытали.
Самолётный тур
В целом, все перелеты были осуществлены без особых сложностей.
В этом году мы впервые воспользовались услугами Турецкой авиакомпании. Вылеты были организованы прямо из Казани (150 человек). Неудобная стыковка ( ожидание в аэропорту -более суток) была сглажена предоставлением экскурсии по Стамбулу и проживанием в отеле. Это было организовано благодаря Духовному управлению мусульман Турецкой республики. Надо отметить хорошую организованность и отличный сервис, предоставленный Турецкой авиакомпанией.
Также мы отправили наших паломников из Москвы Египетскими авиалиниями (101 паломник). Надо отметить, что работать с ними сложно, поскольку ежегодно возникают ситуации с изменениями в графике перелетов, о чем компания ставит в известность лишь за десять-пятнадцать дней до вылета. Это в свою очередь вынуждает менять всю последующую программу проезда и проживания, что бывает очень сложно, особенно это касается проживания в Медине.
Впервые мы воспользовались услугами российской компании «Аэрофлот» (30 человек), которая осуществляла свои рейсы через Минеральные Воды. Это новая для нас компания. «Аэрофлот» на сегодня не приспособлен для выполнений рейсов в КСА и перевозки паломников, поскольку не решен вопрос с питанием, не удобная пересадка в Минеральных Водах – паломникам приходится выходить из самолета, забирать весь багаж, переходить в другой терминал и заново проходить регистрацию. И что немаловажно - очень дорогой перелет.
Комбинированный тур через ОАЭ.
Мы организовываем комбинированный тур через Объединённые Арабские Эмираты третий год подряд. Этим путём отправились 49 паломников из Казани, 116 паломников из Сургута и 101 паломник из Тюмени, а также 145 паломников из Черкесска.
В этом году, в протоколе об условиях приёма российских паломников, был указан пограничный пункт «Батха» для пересечения российскими паломниками, отправляющимися в Хадж через Эмираты, что облегчило получение виз в Посольстве и прохождение границы. В целом этот тур прошел без больших трудностей.
Комбинированный тур через Иорданию
Через Иорданию мы организовали хадж впервые. Этим маршрутом воспользовались 343 человека. Для перелета мы заключили договор с нашими постоянными партнерами авиакомпанией «Красноярские авиалинии». Надо отметить, что данная авиакомпания уже знакома с нашими требованиями по питанию паломников, что вызывает удовлетворение, как организаторов, так и паломников.
По первому опыту работы по данному маршруту, можно сказать, что это удобный маршрут, хорошая компания-перевозчик (новые комфортабельные автобусы), но все же сложная дорога. Более 2-х суток уходит на дорогу.
Одежда
Как и в прошлые годы, все наши паломники были обеспечены одеждой. Несколько был изменен дизайн, цвет и качество ткани.
Электронная база
В сентябре в Посольство КСА был направлен сотрудник, ответственный за работу с электронной базой данных. Там были получены инструкции по заполнению базы, но в процессе работы требования сотрудников Посольства многократно менялись. В результате пришлось переделывать одну и ту же кропотливую работу по формированию базы данных паломников на арабском и английском языках три раза.
Работа с консульским отделом посольства КСА в Москве.
Работа с консульским отделом в целом прошла успешно, были некоторые замечания в наш адрес со стороны сотрудников консульства. Всем паломникам, без исключения, были получены визы.
Обучение.
В этом году мы провели 7 занятий по три часа непосредственно перед хаджем, как и в прошлом году.
В этом году был назначен координатор, который полностью отвечал за подготовку занятий с паломниками, приглашал специалистов, а также все руководители, выезжающие в хадж, заранее были представлены паломникам и провели собеседования с паломниками. На занятиях демонстрировался фильм «Памятка паломникам» - о наиболее часто встречающихся ошибках.
На занятиях выступили врачи со своими рекомендациями в части физической, психологической подготовки и рекомендации по сбору индивидуальной аптечки.
Работа с региональными представителями
В этом году был назначен отдельный сотрудник по работе с региональными представителями. Велась усиленная работа с регионами. Мы работали с представителями из Уфы, Самарской области, Перьми, Челябинска, Сургута, Тюмени, Новосибирска, Черкесии и т.д. (всего 23 региона).
Страхование
Нашими партнерами по страхованию паломников выступила компания «Ренессанс-страхование». В целом опыт работы с данной компанией показывает, что они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве и готовы разработать специальную программу страхования паломников. По нашей просьбе, ими были выданы авансовые денежные средства для приобретения лекарственных препаратов, для возможности оказания экстренной помощи больным, с последующим отчетом по расходованию этих средств. Были случаи, когда страховая компания «срабатывала» неэффективно. Как они нам пояснили, был языковой барьер, а также не принимались их гарантии на территории КСА.
К сожалению, у нас в этом году умер один человек. Родственники настояли на репатриации его тела на Родину. Работу страховой компании, а также других задействованных организаций пришлось дополнять координацией нашими сотрудниками. Мы сами занимались оформлением документов, добивались разрешения, в том числе и у принца Медины, и заверяли документы в МИДе КСА и ген.консульстве РФ в Джидде. Тело покойного доставили до Казани за 15 дней.
2. Хадж
Работа руководителей.
Для сопровождения групп паломников в этом году выехало 17 руководителей. Еще в Казани были распределены роли и функциональные обязанности руководителей. Часть руководителей занималась в большей степени организационными вопросами, другая часть, проводила коллективные намазы и проповеди. Нужно отметить, что это оправдало наши ожидания – два раза в день (утром и вечером) наши руководители проводили встречи с хаджиями, на которых проводили беседы на религиозные темы.
В Мекке собрания проводились в квартальной мечети. В Мина в палатках проводились коллективные намазы и проповеди. Очень хорошо были организованы (с точки зрения безопасности и правильности) коллективные походы к местам совершения обрядов хаджа. Группы сопровождались руководителями в специальных светоотражающих жилетах, с флагами и громкоговорителями.
В автобусах на пути следования из Аммана, Абу-Даби в Мекку и Медину также паломники слушали наставления хазратов.
Впервые нами была взята в поездку женщина-руководитель. Но не всем этот эксперимент понравился. Жалобы имеются, как со стороны некоторых паломников, так и со стороны некоторых сотрудников ДУМ РТ. Также при прохождении границ это встречало некое недоумение.
Работа врачей.
Как и в прошлом году, Кабинет Министров РТ выделил нам врачей. Учитывая увеличившееся количество паломников, нам выделили трех врачей. Средства для Минздрава на покупку медикаментов в этом году выделено не было. На собраниях мы объявили, что каждый паломник должен взять с собой аптечку с нужными ему лекарствами. Также очень выручили нас средства, выделенные страховой компанией. Два врача имели опыт по прошлым годам, один был - новичком. Группу паломников комбинированного тура через Иорданию сопровождал один врач, второй доктор поехал через ОАЭ, третий врач сопровождал самолётный тур. Врачи по возможности старались оказать помощь всем паломникам. Больных было много. В Мекке был организован медицинский кабинет, в котором практически круглосуточно находился дежурный врач.
3. Выводы и предложения по улучшению работы.
1. Несмотря на то, что авиакомпания «Аэрофлот» открыла перелеты в КСА – оказываемая услуга не удовлетворяет паломников и фирмы. Во-первых, стоимость перелета слишком высокая,
во-вторых, не учтены особенности питания паломников, продукты и блюда не конкурентоспособны с иностранными перевозчиками (несмотря на высокую плату),
в-третьих, не удобная пересадка в Минеральных Водах. Необходимо решить эти вопросы на уровне Совета по хаджу. По-возможности, отработать возможность вылетов из Казани и других городов РФ.
2. Поскольку вся работа по отправке паломников в хадж ведется согласно законодательства РФ, необходимо заверять (легализовать) рабочие и основной протоколы печатью Консульства РФ в Джидде, что значительно улучшит ситуацию по налогообложению и взаимодействиям с государственными саудийскими структурами (перевод денежных средств в объединённое бюро «Аль-Викаля»).
3. В более ранние сроки отправлять информацию в Министерство по делам хаджа и организации «Ат-тавафа» о количестве воздушных и наземных паломников, чтобы члены хадж-миссии, выезжающие в КСА для аренды жилья могли в более ранние сроки арендовать здания и заключать договора с собственниками зданий.