Версия для печати

                    

ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

 

ФОНД «ИДЕЛЬ-ХАДЖ»

 

ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ИДЕЛЬ»

 

ОТЧЕТ

О СЕЗОНЕ ХАДЖА 1427 ГОДА

ПО ХИДЖРЕ

 

Казань 2007 г.

 

 

Содержание.

 

1.    Подготовительная работа.

- Совет по хаджу

- Проживание

- Чеки

- Самолётный тур

- Комбинированный тур через ОАЭ

- Комбинированный тур через Иорданию

- Одежда

- Электронная база

- Работа с консульским отделом посольства КСА в  Москве 

- Работа в офисе (приём документов, работа с клиентами и т.д)

- Обучение

- Работа с региональными представителями.

 

2. Хадж

- Работа руководителей

- Работа врачей

 

3. Выводы и предложения по улучшению работы

 

 1. Подготовительная часть.

 

 

 Хадж- делегация.

 

В результате переговоров делегации с Саудовской стороной, несмотря на определённые сложности, возникшие в начале переговоров, условия приема Российских паломников не претерпели больших изменений.

     Квота на сезон хаджа 2007 года для России  составила в итоге, 19 500 человек.

 

 Совет по хаджу

 

Также как и в прошлом году, состоялись ежемесячные заседания Совета по хаджу при Правительстве РФ, на которых решались многие вопросы, связанные с организацией хаджа.

Для Татарстана получена квота 1200 мест, реальное количество выехавших – 1060 человек.     

 

 Проживание

 

По договорённостям, достигнутым на Совете по хаджу, договора аренды жилья должны были быть подписаны и соответствующим образом оформлены до конца месяца Рамадан. В этом году было арендовано девять зданий в Мекке и шесть гостиниц в Медине.

 При аренде зданий в Мекке мы столкнулись со следующими сложностями:

1. От нас потребовали определить конкретное количество паломников, выезжающих воздушным и наземным путями. Мы заявили о 300 и 800 паломниках соответственно. Реально через нас поехало 771 паломник наземным путём (428 - комбинированным путём через ОАЭ, 343 – комбинированным путём через Иорданию), и 281 – воздушным путём.

2. В прошлом году трудность оформления заверенных банковских чеков на жильё мы решили, вписав в чек Ф.И.О. специалиста.

В этом году для иностранцев требовали те же чеки, что и для российских граждан, что облегчило работу организаторам хаджа.

В отличие от прошлого года, перевод денег в этом году был своевременным.

В этом году Саудовская сторона, а в частности, национальная компания по обслуживанию европейских паломников, указав во время собрания на прошлогодние недостатки, приняла документы членов российской хадж-миссии. Через три дня (для сравнения, в прошлом году - в день обращения) мы получили соответствующие удостоверения.

Несмотря на то, что часть зданий было арендовано уже в месяц Рамадан, договора нами были оформить во всех соответствующих инстанциях только через месяц, поскольку, только оформив договора на все арендованные здания, мы смогли предоставить документы в Министерстве по делам Хаджа.

В этом году, по единогласному решению членов хадж-миссии и по прошлогоднему опыту работы с консульством КСА в Москве, не потребовалось заверять договора в МИДе КСА.

Здания, арендованные для паломников в городе Мекка, располагались компактно в районе Джумеза на расстоянии от 1100 до 1700 метров от мечети Харам.

В этом году, мы изготовили и раздали нашим паломникам карту города Мекки с указанием названий улиц города на русском и арабском языках, а также  заранее приготовили карточки с адресами домов, что помогло ориентироваться нашим хаджиям.

По опыту прошлого года мы заранее распределили наших паломников по домам.

Чеки

 

Также как и в прошлом году, каждый организатор хаджа должен был, непосредственно взаимодействуя с объединённым бюро «Аль-Викаля», приобрести чеки, затем предоставить их в Посольство КСА в Москве для дальнейшей работы по получению виз.

Сложность, которая возникла при реализации данной задачи, заключается в том, что у нас нет договора с объединённым бюро «Аль-Викаля»,  и отправку крупной суммы в оплату чековосуществляли только на основании письма уполномоченного Правительства РФ по хаджу Билалова А.Г. Еще одна трудность та, что после определённой даты «Аль-Викаля» переезжает на территорию аэропорта, который является закрытым объектом и доступ в него ограничен. Также необходимо указать на тот факт, что иногда бывает сложно возвратить деньги за неиспользованные чеки, так как это происходит много позже завершения Хаджа. Сложности возникают и при необходимости докупить недостающие чеки после возвращения сотрудника в Россию.

Необходимо отметить, что в прошлом году при переводах денег у всех членов хадж-миссии наблюдалась некоторая напряжённость по поводу  несвоевременного их прихода на счёт адресата. В этом же году таких проблем не было. В Посольство КСА мы предоставили квитанции об оплате и подтверждение от хадж-миссии с конкретным количеством паломников, отправляющихся воздушным и наземным путями. Также как и два предыдущих года в паспорт каждого паломника фирма-организатор хаджа  должна вложить вкладыш по определённому образцу, подтверждающий оплату  и заверенный печатью хадж-миссии. Больших сложностей по изготовлению и при прохождении границ по данным вкладышам мы не испытали.

 

Самолётный тур

 

В целом, все перелеты были осуществлены без особых сложностей.

 

В этом году мы впервые воспользовались услугами Турецкой авиакомпании. Вылеты были организованы прямо из Казани (150 человек). Неудобная стыковка ( ожидание в аэропорту -более суток) была сглажена предоставлением  экскурсии по Стамбулу и проживанием в отеле. Это было организовано благодаря Духовному управлению мусульман Турецкой республики. Надо отметить хорошую организованность и отличный сервис, предоставленный Турецкой авиакомпанией.

Также мы отправили наших паломников из Москвы Египетскими авиалиниями (101 паломник). Надо отметить, что работать с ними сложно, поскольку ежегодно возникают ситуации с изменениями в графике перелетов, о чем компания ставит в известность лишь за десять-пятнадцать дней до вылета. Это в свою очередь вынуждает менять всю последующую программу проезда и проживания, что бывает очень сложно, особенно это касается проживания в Медине. 

Впервые мы воспользовались услугами российской компании «Аэрофлот» (30 человек), которая осуществляла свои рейсы через Минеральные Воды. Это новая для нас компания. «Аэрофлот» на сегодня не приспособлен для выполнений рейсов в КСА и перевозки паломников, поскольку не решен вопрос с питанием, не удобная пересадка в Минеральных Водах – паломникам приходится выходить из самолета, забирать весь багаж, переходить в другой терминал и заново проходить регистрацию. И что немаловажно -  очень дорогой перелет.

 

Комбинированный тур через ОАЭ.

 

Мы организовываем комбинированный тур через Объединённые Арабские Эмираты третий год подряд. Этим путём отправились 49 паломников из Казани, 116 паломников из Сургута и 101 паломник из Тюмени, а также 145 паломников из Черкесска.

В этом году, в протоколе об условиях приёма российских паломников, был указан  пограничный пункт «Батха» для  пересечения российскими  паломниками, отправляющимися в Хадж через Эмираты, что облегчило получение виз в Посольстве и прохождение границы. В целом этот тур прошел без больших трудностей.

 

 

 

Комбинированный тур через Иорданию

 

Через Иорданию мы организовали хадж впервые. Этим маршрутом воспользовались 343 человека. Для перелета мы заключили договор с нашими постоянными партнерами авиакомпанией «Красноярские авиалинии». Надо отметить, что данная авиакомпания уже знакома с нашими требованиями по питанию паломников, что вызывает удовлетворение, как организаторов, так и паломников.

По первому опыту работы по данному маршруту, можно сказать, что это удобный маршрут, хорошая компания-перевозчик (новые комфортабельные автобусы), но все же сложная дорога. Более 2-х суток уходит на дорогу.

 

Одежда

 

Как и в прошлые годы, все наши паломники были обеспечены одеждой. Несколько был изменен дизайн, цвет и качество ткани.

 

Электронная база

 

В сентябре в Посольство КСА был направлен сотрудник, ответственный за работу с электронной базой данных. Там были получены инструкции по заполнению базы, но в процессе работы требования сотрудников Посольства многократно менялись. В результате пришлось переделывать одну и ту же кропотливую работу по формированию базы данных паломников на арабском и английском языках три раза.

 

Работа с консульским отделом посольства КСА в Москве.

 

 Работа с   консульским отделом в целом прошла успешно, были некоторые замечания в наш адрес со стороны сотрудников консульства. Всем паломникам, без исключения, были получены визы. 

 

Обучение.

 

В этом году мы провели 7 занятий  по три часа непосредственно перед хаджем, как и в прошлом году.

В этом году был назначен координатор, который полностью отвечал за подготовку занятий с паломниками, приглашал специалистов, а также все руководители, выезжающие в хадж, заранее были представлены паломникам и провели собеседования с паломниками. На занятиях демонстрировался фильм «Памятка паломникам»  - о наиболее часто встречающихся ошибках.

 На занятиях выступили врачи со своими рекомендациями в части физической, психологической подготовки и рекомендации по сбору индивидуальной аптечки.

 

  

Работа с региональными представителями

 

В этом году был назначен отдельный сотрудник по работе с региональными представителями.  Велась усиленная работа с регионами. Мы работали с представителями из Уфы, Самарской области, Перьми, Челябинска, Сургута, Тюмени, Новосибирска, Черкесии и т.д. (всего 23 региона).

 

Страхование

 

Нашими партнерами по страхованию паломников выступила компания «Ренессанс-страхование». В целом опыт работы с данной компанией показывает, что они заинтересованы в  дальнейшем сотрудничестве и готовы разработать специальную программу страхования паломников. По нашей просьбе, ими были выданы авансовые денежные средства для приобретения лекарственных препаратов, для возможности оказания экстренной помощи больным, с последующим отчетом по расходованию этих средств. Были случаи, когда страховая компания «срабатывала» неэффективно. Как они нам пояснили, был языковой барьер, а также не принимались их гарантии на территории КСА.

К сожалению, у нас в этом году умер один человек. Родственники настояли на репатриации его тела на Родину. Работу страховой компании, а также других задействованных организаций пришлось дополнять координацией нашими сотрудниками. Мы сами занимались оформлением документов, добивались разрешения, в том числе и у принца Медины, и заверяли документы в МИДе КСА и ген.консульстве РФ в Джидде.  Тело покойного доставили до Казани за 15 дней. 

 

2. Хадж

Работа руководителей.

 

Для сопровождения групп паломников в этом году выехало 17 руководителей. Еще в Казани были распределены роли и функциональные обязанности руководителей. Часть руководителей занималась в большей степени организационными вопросами, другая часть, проводила коллективные намазы и проповеди. Нужно отметить, что это оправдало наши ожидания – два раза в день (утром и вечером) наши руководители проводили встречи с хаджиями, на которых проводили беседы на религиозные темы.   

 В Мекке собрания проводились в квартальной мечети. В Мина в палатках проводились коллективные намазы и проповеди. Очень хорошо были организованы (с точки зрения безопасности и правильности) коллективные походы к местам совершения обрядов хаджа. Группы сопровождались руководителями в специальных светоотражающих жилетах, с флагами и громкоговорителями.

В автобусах на пути следования из Аммана, Абу-Даби  в Мекку и Медину также паломники слушали наставления хазратов.

Впервые нами была взята в поездку женщина-руководитель. Но не всем этот эксперимент понравился. Жалобы имеются, как со стороны некоторых паломников, так и со стороны некоторых сотрудников ДУМ РТ. Также при прохождении границ это встречало некое недоумение.

 

 

Работа врачей.

 

Как и в прошлом году, Кабинет Министров РТ выделил нам врачей. Учитывая увеличившееся количество паломников, нам выделили трех врачей. Средства для Минздрава на покупку медикаментов в этом году выделено не было. На собраниях мы объявили, что каждый паломник должен взять с собой аптечку с нужными ему лекарствами. Также очень выручили нас средства, выделенные страховой компанией. Два  врача имели опыт по прошлым годам, один был - новичком. Группу паломников комбинированного тура через Иорданию сопровождал один врач, второй доктор поехал через ОАЭ, третий врач сопровождал самолётный тур. Врачи по возможности старались оказать помощь всем паломникам. Больных было много. В Мекке был организован медицинский кабинет, в котором практически круглосуточно находился дежурный врач.

 

3.    Выводы и предложения по улучшению работы.

 

1.       Несмотря на то, что авиакомпания «Аэрофлот» открыла перелеты в КСА – оказываемая услуга не удовлетворяет паломников и  фирмы. Во-первых, стоимость перелета слишком высокая,

 во-вторых, не учтены особенности питания паломников,          продукты и блюда не конкурентоспособны с  иностранными перевозчиками (несмотря на высокую  плату),

 в-третьих,  не удобная пересадка в Минеральных Водах.   Необходимо решить эти вопросы на уровне Совета по  хаджу. По-возможности, отработать возможность вылетов  из Казани и других городов РФ.

2.       Поскольку вся работа по отправке паломников в хадж ведется согласно законодательства РФ, необходимо заверять (легализовать) рабочие и основной протоколы печатью Консульства РФ в Джидде, что значительно улучшит ситуацию по налогообложению и  взаимодействиям с государственными саудийскими структурами (перевод денежных средств в объединённое бюро «Аль-Викаля»).

3.       В более ранние сроки отправлять информацию в Министерство по делам хаджа и организации «Ат-тавафа» о количестве воздушных и наземных паломников, чтобы члены хадж-миссии, выезжающие в КСА для аренды жилья могли в более ранние сроки арендовать здания и заключать договора с собственниками зданий.