п»ї
Рсторический очерк | ![]() |
Рслам органично связан СЃ многовековой историей РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры татарского народа. РќР° протяжении более чем целого тысячелетия РѕРЅ играл определяющую роль РІ формировании уклада Р¶РёР·РЅРё, системы образования, мировоззрения Рё духовных ценностей татарского общества.
Процесс проникновени Рё распространени мусульманской религии РІ Среднем Поволжье, РїРѕ мнению СЂСЏРґР° исследователей, начинает СЃРІРѕР№ отсчет РЅР° рубеже VII-VIII столетий нашей СЌСЂС‹. Р’ 922 РіРѕРґСѓ СЃРѕСЋР· болгарских племен признал ислам официальной государственной религией. Посольство арабского халифа, прибывшее РІ Волжскую Болгарию, политически оформило исламизацию РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы. Строительство мусульманских культовых сооружений РІ Среднем Поволжье началось задолго РґРѕ официального принятия ислама болгарами. РћР± этом РІ частности свидетельствуют арабо-персидские источники РҐ века. Рћ соборных мечетях РІ болгарских городах указывали: РР±РЅ-Русте, РР±РЅ-Фадлан, аль-Балхи, РР±РЅ-Хаукал, Йакут, Рё позднейшие авторы средневековых географических сочинений.
До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХШвв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура болгарских городов переживает расцвет. Строятс монументальные деревянные и каменные мечети, в которых, по мнению ученых, сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Болгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIVa., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник) Мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга).
После упадка Волжско-Камской Болгарии развитие ислама Рё мусульманской культовой архитектуры РІ регионе продолжилось РІ рамках Казанского ханства. Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства РЅРµ сохранились. Рзвестны лишь письменные свидетельства Рѕ казанских мечетях: РќСѓСЂ-Али, Отучевой, Ханской Рё многоминаретной мечети РљСѓР» Шариф, разрушенных наряду СЃ сотнями сельских мечетей СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё войсками РїСЂРё завоевании ханства. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила СЃРІРѕРµ развитие.
В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов. Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Антимусульманская политика Российского самодержавия, опиравшаяся на насильственную христианизацию нерусского населения, в этот период активно сочеталась с ограничениями гражданских и имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. В последовавшем в 1593 г. царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано - "и вы б мечети татарские все велели посметати, впред татарам мечети однолично ставити не велели..." Краткий период ослабления религиозного преследования татар в правление Софьи Алексеевны в конце XVII столетия, сменился в первой половине XVIII века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным в первую очередь с деятельностью в крае Новокрещенской конторы. Резкую антимусульманскую и антитатарскую направленность имел опубликованный в ноябре 1742 года сенатский указ "О недопущении в Казанской губернии строить мечети...". На практике это привело к повсеместному разрушению мечетей. За полтора года, прошедших после издания указа, в Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей, среди которых были и построенные " еще до взятья под российское владение Казани, а другие назад тому лет от 200 и ниже.." и оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали в ответ резкий протест, татарского населения, многочисленные жалобы и прошения о восстановлении мечетей. В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведени мечетей, их количество и численность прихожан.
Рсключалась постройка мечети РІ селениях, РіРґРµ совместно проживали мусульмане Рё новокрещены. Махаллю должны были составлять РЅРµ менее чем 200 ревизских РґСѓС€ РјСѓР¶СЃРєРѕРіРѕ пола. Рти Рё РґСЂСѓРіРёРµ ограничения просуществовали без значительных изменений почти РґРѕ конца XIX века. Сельская культова архитектура продолжала существовать РІ формах Деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял СЃСЂСѓР±РЅСѓСЋ клеть, покрытую РґРІСѓС… или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться РЅР° Мекку, РЅР° СЋРі (точнее, направление продольной РѕСЃРё мечети Рё михраба отклоняется Рє западу РЅР° 11 градусов). Р’С…РѕРґ РІ мечеть РІ зависимости РѕС‚ ситуации располагается РЅР° северном, восточном или западном фасадах. Причем РІ последних случаях РїСЂРё анфиладном расположении помещений РІС…РѕРґ устраивалс ближе Рє северо-западному или северо-восточному углу. Р’ правление Екатерины II религиозная политика самодержавия РїРѕ отношению Рє мусульманам Р РѕСЃСЃРёРё существенно пересматривается. События Крестьянской РІРѕР№РЅС‹ 1773-1775 РіРѕРґРѕРІ, колониальная политика царизма РІ Средней РђР·РёРё, Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° влияние РЅР° южных границах Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕ-турецкие РІРѕР№РЅС‹, укрепление "просвещенного" абсолютизма РІ стране потребовали РѕС‚ правительства определенных усилий РїРѕ стабилизации социально-экономической ситуации РІ таком взрывоопасном регионе как Среднее Поволжье, РїРѕ привлечению Рє сотрудничеству верхушки татарского общества Рё мусульманского духовенства.
РћРґРЅРёРј РёР· первых мероприятий царизма РІ этом направлении стало официальное признание РІ 1773 РіРѕРґСѓ Р·Р° исламом статуса терпимой религии, Р° затем Рё издание целого СЂСЏРґР° указов, ослаблявших прежние гонения РЅР° мусульманских священнослужителей. Продуманной акцией стало Рё учреждение РІ 1788 РіРѕРґСѓ Духовного собрания, РІ чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней Р РѕСЃСЃРёРё. Вместе СЃ тем, реальное положение дел РїРѕ-прежнему характеризовалось игнорированием религиозных чаяний Рё требований татарских общин, жестким регулированием Р¶РёР·РЅРё мусульманской РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРѕР№ организации. Строительство новых кирпичных мечетей РІ Казанском крае началось СЃ конца 60-С… РіРѕРґРѕРІ XVIII РІ. Рспользуя традиционный тип зальной мечети СЃ минаретом РЅР° крыше, сложившийся Рё распространенный РІ деревянном зодчестве татар, СЂСѓСЃСЃРєРёРµ профессиональные архитекторы строили мечети РІ общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети РІРѕ второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества СЃ личного разрешения императрицы Екатерины II. Рто были кирпичные РѕРґРЅРѕ - двухзальные мечети СЃ хозяйственным подклетом или первым этажом Рё СЃ минаретом РЅР° крыше.
Минареты, как правило, были ярусные РґРІСѓС… типов: СЃРѕ световым фонарем азанчи (открытым или остекленным) Рё СЃ балконом РІРѕРєСЂСѓРі светового фонаря. РЇСЂСѓСЃР° различались РїРѕ форме, размерам Рё разделялись карнизами СЃ небольшими кровельками. Р’ оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской РІ Казани, РІ селениях Маскара, РќРёР¶РЅРёРµ Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко Рё татарского декоративного искусства. Р’ конце XVIII - первой трети XIX веков РІ РґСЂСѓРіРёС… формах классицизма. Рто "РСЃРєРµ Таш", Галеевская, в„– 11, Голубая мечети РІ Казани, мечети РІ СЃ.Ташкичу Рё СЃ. Богатые Сабы. Р’ начале XIX РІ. началась регламентация архитектуры Рё строительства мусульманских культовых построек РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ городах Рё селениях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внедрением РІ Р¶РёР·РЅСЊ регулярной планировки Рё застройки РїРѕ планам, РїРѕ условиям ориентации михрабом РЅР° СЋРі (РЅР° Мекку) мечети часто располагались РїРѕРґ углом Рє уличной застройке. Р’ Казани РЅРµ было РЅРё РѕРґРЅРѕР№ мечети, расположенной РЅР° площади. РџРѕ закону "мечети разрешается строить РїРѕ представлениям РѕС‚ РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ Рё РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРёС… чинов Магометанскому РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ начальству Рё СЃ утверждения начальства губернского после удостоверения РёС… необходимости Рё РїСЂРё достаточных средства"! для приличного содержания". Первый образцовый проект 1829 РіРѕРґР° предлагал мечеть центричной композиции, восьмигранной формы РІ плане СЃ выступами михраба Рё вестибюля СЃ СЋРіР° Рё СЃ севера Рё невысокой башней СЃ круговым балконом РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ пологой восьмискатной крыши. Р’ 1844 РіРѕРґСѓ был РїСЂРёРЅСЏС‚ новый образцовый проект татарской мечети РІ РІРёРґРµ купольного объема СЃ торцовым примыканием минарета СЃ северной стороны Рё РІС…РѕРґРѕРј через его РЅРёР¶РЅРёР№ СЏСЂСѓСЃ.
На базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. В ее облике отразились романтические искания в архитектуре того времени. Со строительством этой мечети в татарское культовой архитектуре начался период эклектизма. По этой схеме в течение второй половины XIX в. с сочетанием различных архитектурных форм и элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети в Казани, Перва соборная мечеть в г. Чистополе, другие мечети в д.Качимир и д.Казылино Кукморского р-на и др. С 1863 года был разрешен свободный выбор композиционного и планировочного решения мечети, ранее скованный рамками образцовых проектов. Проекты должны были рассматриваться и утверждатьс Строительными отделениями губернских правлений. События первой русской революции 1905 г. оказали влияние на подготовку и введение в России закона о свободе совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей.
Если в 1856 году в 18 губерниях, находившихся под началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ и 5607 душ священнослужителей, то через полвека, в 1912 году численность имам-хатыбов возросла до 12341 душ и почти вдвое увеличивалось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был рост конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе и мектебов. В конце XIX - начале XX вв. получил распространение новый стиль, "модерн". По некоторым данным, еще в 1914 году был разработан проект мечети в стилевых формах; Модерна, претворенный в 1924 году в Закабанной мечети. В Казани это была последняя мечеть, завершивша дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. В этот 150-летний период она развивалась в рамках общероссийской архитектуры и обогатилась интересными образцами мечетей. В селах строительство культовых сооружений продолжалось местами до начала 1930-х годов. В советский период был нанесен непоправимый урон преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено с разрушением минаретов большое количество мечетей. С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с северного торца над входом, но и традиционные формы, и декор (мечети с. Нурлат, с. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" в Казани).
Рљ этой Р¶Рµ РіСЂСѓРїРїРµ относятся мечети, РІ которых традиционные формы несколько стилизованы РїРѕРґ современные СЃ РјРёРЅРёРјСѓРјРѕРј деталей Рё своеобразными членениями. Второе направление РІ современном строительстве мечетей характеризуется: творческим РїРѕРёСЃРєРѕРј новых форм, новых композиционных схем, возрождением РІ новых формах утраченного столетия назад композиционного типа РјРЅРѕРіРѕРјРёРЅР°-ретной мечети. Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление РІ современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани Рё крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Республики. Р’ функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной РёР· которых было появление женского молельного зала. Рдет расширение функций мечетей. РџРѕРјРёРјРѕ традиционного вестибюля Рё РјСѓР¶СЃРєРёС… молельных залов РІ состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы Рё комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий СЃ дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе). Ртот перечень вспомогательных помещений может варьироваться РІ сторону сокращения или увеличения. Также были мечети построенные РІ новых формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, болгарской Рё татарской народной архитектуры. Рто мечети "Тан" РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Менде-леевске, "Абузар" РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Набережные Челны, "Хузайфа РР±РЅ аль-Ямани" РІ Казани Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения РёС… пластически выразительными завершениями нашла СЃРІРѕРµ воплощение РІ РІРѕР·РІРѕРґРёРјРѕР№ РІ Рі. Набережные Челны мечети "Рхлас", мечети "РљСѓР» Шариф" РІ Рі. Казани Рё РґСЂ. Р’ республике складывается своеобразна мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления Рё творческих РїРѕРёСЃРєРѕРІ ее современного лица.