Новости ислама. Информационный проект | Исторический очерк
Исторический очерк
Версия для печати

14,47 KbИслам органично связан СЃ многовековой историей РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры татарского народа. РќР° протяжении более чем целого тысячелетия РѕРЅ играл определяющую роль РІ формировании уклада жизни, системы образования, мировоззрения Рё духовных ценностей татарского общества. 
Процесс проникновени и распространени мусульманской религии в Среднем Поволжье, по мнению ряда исследователей, начинает свой отсчет на рубеже VII-VIII столетий нашей эры. В 922 году союз болгарских племен признал ислам официальной государственной религией. Посольство арабского халифа, прибывшее в Волжскую Болгарию, политически оформило исламизацию одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы. Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама болгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. О соборных мечетях в болгарских городах указывали: Ибн-Русте, Ибн-Фадлан, аль-Балхи, Ибн-Хаукал, Йакут, и позднейшие авторы средневековых географических сочинений.
 22,25 KbДо наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей РІ Билярском Рё Суварском городищах (РҐ-РҐРЁРІРІ.). Р’ период Золотой РћСЂРґС‹ монументальная архитектура болгарских РіРѕСЂРѕРґРѕРІ переживает расцвет. Строятс монументальные деревянные Рё каменные мечети, РІ которых, РїРѕ мнению ученых, сочетались формы сельджукской архитектурной школы Рё местного зодчества: Болгарская соборная мечеть (1260-Рµ РіРѕРґС‹), Малый минарет (I половина XIVa., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник) Мечеть "Чертова городища" (XII РІ., Рі. Елабуга).
После упадка Волжско-Камской Болгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства. Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях: Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие.
 17,26 KbР’ новых условиях, РєРѕРіРґР° ислам РёР· государственной религии превратился РІ подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся РІ местных условиях РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ традиционных конструктивных решений Рё материалов. Потеря татарами государственности гибельно сказалась Рё РЅР° традиционных политических Рё религиозных институтах. Вплоть РґРѕ конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Антимусульманская политика Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ самодержавия, опиравшаяся РЅР° насильственную христианизацию нерусского населения, РІ этот период активно сочеталась СЃ ограничениями гражданских Рё имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. Р’ последовавшем РІ 1593 Рі. царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано - "Рё РІС‹ Р± мечети татарские РІСЃРµ велели посметати, впред татарам мечети однолично ставити РЅРµ велели..." Краткий период ослабления религиозного преследования татар РІ правление Софьи Алексеевны РІ конце XVII столетия, сменился РІ первой половине XVIII века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным РІ первую очередь СЃ деятельностью РІ крае Новокрещенской конторы. Резкую антимусульманскую Рё антитатарскую направленность имел опубликованный РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1742 РіРѕРґР° сенатский указ "Рћ недопущении РІ Казанской губернии строить мечети...". РќР° практике это привело Рє повсеместному разрушению мечетей. Р—Р° полтора РіРѕРґР°, прошедших после издания указа, РІ Казанском уезде Рё РІ самой Казани было уничтожено 418 РёР· 536 мечетей, среди которых были Рё построенные " еще РґРѕ взятья РїРѕРґ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ владение Казани, Р° РґСЂСѓРіРёРµ назад тому лет РѕС‚ 200 Рё ниже.." Рё оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали РІ ответ резкий протест, татарского населения, многочисленные жалобы Рё прошения Рѕ восстановлении мечетей. Р’ 1744 Рі. Сенат пошел РЅР° символические уступки, разрешив казанским татарам строительство РґРІСѓС… мечетей РІ Татарской слободе Рё установив положения, жестко ограничившие условия возведени мечетей, РёС… количество Рё численность прихожан.
 16,88 KbИсключалась постройка мечети РІ селениях, РіРґРµ совместно проживали мусульмане Рё новокрещены. Махаллю должны были составлять РЅРµ менее чем 200 ревизских РґСѓС€ мужского пола. Эти Рё РґСЂСѓРіРёРµ ограничения просуществовали без значительных изменений почти РґРѕ конца XIX века. Сельская культова архитектура продолжала существовать РІ формах Деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял СЃСЂСѓР±РЅСѓСЋ клеть, покрытую РґРІСѓС… или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться РЅР° Мекку, РЅР° СЋРі (точнее, направление продольной РѕСЃРё мечети Рё михраба отклоняется Рє западу РЅР° 11 градусов). Р’С…РѕРґ РІ мечеть РІ зависимости РѕС‚ ситуации располагается РЅР° северном, восточном или западном фасадах. Причем РІ последних случаях РїСЂРё анфиладном расположении помещений РІС…РѕРґ устраивалс ближе Рє северо-западному или северо-восточному углу. Р’ правление Екатерины II религиозная политика самодержавия РїРѕ отношению Рє мусульманам Р РѕСЃСЃРёРё существенно пересматривается. События Крестьянской РІРѕР№РЅС‹ 1773-1775 РіРѕРґРѕРІ, колониальная политика царизма РІ Средней РђР·РёРё, Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° влияние РЅР° южных границах Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕ-турецкие РІРѕР№РЅС‹, укрепление "просвещенного" абсолютизма РІ стране потребовали РѕС‚ правительства определенных усилий РїРѕ стабилизации социально-экономической ситуации РІ таком взрывоопасном регионе как Среднее Поволжье, РїРѕ привлечению Рє сотрудничеству верхушки татарского общества Рё мусульманского духовенства.
 25,76 KbРћРґРЅРёРј РёР· первых мероприятий царизма РІ этом направлении стало официальное признание РІ 1773 РіРѕРґСѓ Р·Р° исламом статуса терпимой религии, Р° затем Рё издание целого СЂСЏРґР° указов, ослаблявших прежние гонения РЅР° мусульманских священнослужителей. Продуманной акцией стало Рё учреждение РІ 1788 РіРѕРґСѓ Духовного собрания, РІ чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней Р РѕСЃСЃРёРё. Вместе СЃ тем, реальное положение дел РїРѕ-прежнему характеризовалось игнорированием религиозных чаяний Рё требований татарских общин, жестким регулированием жизни мусульманской РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРѕР№ организации. Строительство новых кирпичных мечетей РІ Казанском крае началось СЃ конца 60-С… РіРѕРґРѕРІ XVIII РІ. Используя традиционный тип зальной мечети СЃ минаретом РЅР° крыше, сложившийся Рё распространенный РІ деревянном зодчестве татар, СЂСѓСЃСЃРєРёРµ профессиональные архитекторы строили мечети РІ общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети РІРѕ второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества СЃ личного разрешения императрицы Екатерины II. Это были кирпичные РѕРґРЅРѕ - двухзальные мечети СЃ хозяйственным подклетом или первым этажом Рё СЃ минаретом РЅР° крыше.
 13,75 KbМинареты, как правило, были ярусные РґРІСѓС… типов: СЃРѕ световым фонарем азанчи (открытым или остекленным) Рё СЃ балконом РІРѕРєСЂСѓРі светового фонаря. РЇСЂСѓСЃР° различались РїРѕ форме, размерам Рё разделялись карнизами СЃ небольшими кровельками. Р’ оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской РІ Казани, РІ селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко Рё татарского декоративного искусства. Р’ конце XVIII - первой трети XIX веков РІ РґСЂСѓРіРёС… формах классицизма. Это "Иске Таш", Галеевская, в„– 11, Голубая мечети РІ Казани, мечети РІ СЃ.Ташкичу Рё СЃ. Богатые Сабы. Р’ начале XIX РІ. началась регламентация архитектуры Рё строительства мусульманских культовых построек РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ городах Рё селениях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внедрением РІ жизнь регулярной планировки Рё застройки РїРѕ планам, РїРѕ условиям ориентации михрабом РЅР° СЋРі (РЅР° Мекку) мечети часто располагались РїРѕРґ углом Рє уличной застройке. Р’ Казани РЅРµ было РЅРё РѕРґРЅРѕР№ мечети, расположенной РЅР° площади. РџРѕ закону "мечети разрешается строить РїРѕ представлениям РѕС‚ РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ Рё РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРёС… чинов Магометанскому РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ начальству Рё СЃ утверждения начальства губернского после удостоверения РёС… необходимости Рё РїСЂРё достаточных средства"! для приличного содержания". Первый образцовый проект 1829 РіРѕРґР° предлагал мечеть центричной композиции, восьмигранной формы РІ плане СЃ выступами михраба Рё вестибюля СЃ СЋРіР° Рё СЃ севера Рё невысокой башней СЃ круговым балконом РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ пологой восьмискатной крыши. Р’ 1844 РіРѕРґСѓ был РїСЂРёРЅСЏС‚ новый образцовый проект татарской мечети РІ РІРёРґРµ купольного объема СЃ торцовым примыканием минарета СЃ северной стороны Рё РІС…РѕРґРѕРј через его нижний СЏСЂСѓСЃ.
 20,65 KbРќР° базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. Р’ ее облике отразились романтические искания РІ архитектуре того времени. РЎРѕ строительством этой мечети РІ татарское культовой архитектуре начался период эклектизма. РџРѕ этой схеме РІ течение второй половины XIX РІ. СЃ сочетанием различных архитектурных форм Рё элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети РІ Казани, Перва соборная мечеть РІ Рі. Чистополе, РґСЂСѓРіРёРµ мечети РІ Рґ.Качимир Рё Рґ.Казылино РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ СЂ-РЅР° Рё РґСЂ. РЎ 1863 РіРѕРґР° был разрешен свободный выбор композиционного Рё планировочного решения мечети, ранее скованный рамками образцовых проектов. Проекты должны были рассматриваться Рё утверждатьс Строительными отделениями губернских правлений. События первой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ революции 1905 Рі. оказали влияние РЅР° подготовку Рё введение РІ Р РѕСЃСЃРёРё закона Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРµ совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей.
 Р•СЃР»Рё РІ 1856 РіРѕРґСѓ РІ 18 губерниях, находившихся РїРѕРґ началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ Рё 5607 РґСѓС€ священнослужителей, то через полвека, РІ 1912 РіРѕРґСѓ численность имам-хатыбов возросла РґРѕ 12341 РґСѓС€ Рё почти РІРґРІРѕРµ увеличивалось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был СЂРѕСЃС‚ конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе Рё мектебов. Р’ конце XIX - начале XX РІРІ. получил распространение новый стиль, "модерн". РџРѕ некоторым данным, еще РІ 1914 РіРѕРґСѓ был разработан проект мечети РІ стилевых формах; Модерна, претворенный РІ 1924 РіРѕРґСѓ РІ Закабанной мечети. Р’ Казани это была последняя мечеть, завершивша дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. Р’ этот 150-летний период РѕРЅР° развивалась РІ рамках общероссийской архитектуры Рё обогатилась интересными образцами мечетей. Р’ селах строительство культовых сооружений продолжалось местами РґРѕ начала 1930-С… РіРѕРґРѕРІ. Р’ советский период был нанесен непоправимый СѓСЂРѕРЅ преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено СЃ разрушением минаретов большое количество мечетей. РЎ конца 1980-С… РіРі. строительство мечетей РІ Татарстане приобрело новый размах. Р’ нем Рї20,16 Kbрослеживается РґРІР° направления: РІ современных постройках используются РЅРµ только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей СЃ минаретом РЅР° крыше или СЃ северного торца над РІС…РѕРґРѕРј, РЅРѕ Рё традиционные формы, Рё декор (мечети СЃ. Нурлат, СЃ. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" РІ Казани).
 Рљ этой же РіСЂСѓРїРїРµ относятся мечети, РІ которых традиционные формы несколько стилизованы РїРѕРґ современные СЃ РјРёРЅРёРјСѓРјРѕРј деталей Рё своеобразными членениями. Второе направление РІ современном строительстве мечетей характеризуется: творческим РїРѕРёСЃРєРѕРј новых форм, новых композиционных схем, возрождением РІ новых формах утраченного столетия назад композиционного типа РјРЅРѕРіРѕРјРёРЅР°-ретной мечети. Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление РІ современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани Рё крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Республики. Р’ функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной РёР· которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. РџРѕРјРёРјРѕ традиционного вестибюля Рё мужских молельных залов РІ состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы Рё комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий СЃ дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе). Этот перечень вспомогательных помещений может варьироваться РІ сторону сокращения или увеличения. Также были мечети построенные РІ новых формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, болгарской Рё татарской народной архитектуры. Это мечети "Тан" РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Менде-леевске, "Абузар" РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Набережные Челны, "Хузайфа Ибн аль-Ямани" РІ Казани Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения РёС… пластически выразительными завершениями нашла СЃРІРѕРµ воплощение РІ РІРѕР·РІРѕРґРёРјРѕР№ РІ Рі. Набережные Челны мечети "Ихлас", мечети "РљСѓР» Шариф" РІ Рі. Казани Рё РґСЂ. Р’ республике складывается своеобразна мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления Рё творческих РїРѕРёСЃРєРѕРІ ее современного лица.