Мечети г. Казани
Версия для печати

За многовековую историю исламской культуры в Среднем Поволжье, на территории Татарстана мусульманская культовая архитектура знала периоды расцвета и забвения.

Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились, известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул-Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался гонениям, что привело к полному исчезновению исламской архитектуры в регионе.

Лишь в правление Екатерины II религиозная политика самодержавия по отношению к мусульманам России существенно пересматривается и во второй половине XVIII века были построены кирпичные мечети. Марджани, Апанаевская мечети того времени построены в архитектуре барокко и татарского декоративного искусства.

 В конце XVIII -первой трети XIX веков мечети возводились в строгих формах классицизма. Это "Иске Таш", Галеевская, № 11, Голубая мечеть.

В 1844 году был принят новый образцовый проект татарской мечети в виде купольного объема с торцовым примыканием минарета. По этой схеме в течение второй половины XIX века строится Султановская, Казаковская, Азимовскиемечети.

В конце XIX -начале XX веков получил распространение новый стиль "модерн". Закабанная мечеть, построенная в 1924 году, является образцом этого стиля. В Казани это была последняя мечеть, завершившая дореволюционный этап развития мусульманской культовой архитектуры.

С конца 1980-х началось строительство новых мечетей. Архитекторы пытаются создать новый образ татарской мечети, отражающий мотив восточно-мусульманской, булгарской архитектуры. Это мечети "Хузайфа Ибн аль-Ямани", "Рамазан", "Казан Нуры", "Медина" и др. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной из которых было появление женского молельного зала. Функции мечетей расширяются. В состав помещений мечетей включаются санузлы, комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий с молельным залом для учащихся.

Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения их пластической выразительности с элементами историзма нашла свое воплощение в возводимой в Казани мечети "Кул-Шариф". Совершенно новый, неизмеримо более высокий уровень архитектурных решений проявился в проекте мечети "Кул-Шариф". Решение сложнейшей градостроительной задачи возрождения стиля столичной многоминаретной мечети показало, что в республике складывается современная своеобразная мусульманская культовая архитектура.