п»ї
РђР·РёРСовская Мечеть |
Казань, ул. Фаткуллина, 15
Построена Р Р† 1890 РіРѕРґСѓ Р Р…Р В° средства казанского первой гильдии купца Муртазы Мустафича РђР·РёРСРѕРІР° (1812-1887) Р С—Р С• проекту, утвержденноРСРЎС“ Р С™Р В°Р В·Р В°Р Р…РЎРѓР С”Р С‘Р С Р С–РЎС“Р В±Р ВµРЎР‚Р Р…РЎРѓР С”Р С‘Р С Р С—РЎР‚Р В°Р Р†Р В»Р ВµР Р…Р С‘Р ВµР С 22 апреля 1887 РіРѕРґР°. Мечеть была закрыта Р С—Р С•РЎРѓРЎвЂљР В°Р Р…Р С•Р Р†Р В»Р ВµР Р…Р С‘Р ВµР С Р В¦Р ВР С™ Татреспублики Р Р† конце 1930-С… РіРѕРґРѕРІ. Р’ 1989 РіРѕРґСѓ возвращена общине верующих.
Реставрация фасадов РЎРѓ реконструкцией интерьеров осуществлена Р С—Р С• проекту Р В . Р вЂ. Р вЂР ёР»СЏР»РѕРІР° Р Р† 1992 РіРѕРґСѓ. Является РѕРґРЅРѕР№ РёР· лучших Р С—Р С• архитектуре Р Сечетей Казани. Относится Р С” типу двухзальной Р Сечети РЎРѓ назеРСР Р…РЎвЂ№Р С Р СР С‘Р Р…Р В°РЎР‚Р ВµРЎвЂљР С•Р С РЎРѓ северной стороны. Р СџР С• РЎС“РЎРѓР В»Р С•Р Р†Р С‘РЎРЏР С Р С•РЎР‚Р С‘Р ВµР Р…РЎвЂљР В°РЎвЂ Р С‘Р С‘ Р Сихраба Р Р…Р В° Мекку Р Сечеть поставлена Р С—Р С• диагонали углового участка Р Р…Р В° пересечении улиц.
РазРСещение треугольного Р Р† плане вестибюля Р Сежду Р С—Р ВµРЎР‚Р Р†РЎвЂ№Р С Р В·Р В°Р В»Р С•Р С Р С‘ Р СР С‘Р Р…Р В°РЎР‚Р ВµРЎвЂљР С•Р С Р С—Р С•Р В·Р Р†Р С•Р В»Р С‘Р В»Р С• организовать РІС…РѕРґС‹ Р Р† Р Сечеть РЎРѓ улицы Р С‘ РЎРѓР С• РґРІРѕСЂР°.
РџСЂСЏРСоугольное РЎРѓ закругленныРСР С‘ углаРСР С‘ здание РЎРѓ Р С—РЎРЏРЎвЂљР С‘Р С–РЎР‚Р В°Р Р…Р Р…РЎвЂ№Р С Р Р†РЎвЂ№РЎРѓРЎвЂљРЎС“Р С—Р С•Р С Р Сихраба Р Р…Р В° южной стене Р С‘ Р С—РЎР‚Р С‘РЎРѓРЎвЂљРЎР‚Р С•Р ВµР Р…Р Р…РЎвЂ№Р С Р С” вестибюльноРСРЎС“ РѕР±СЉРµРСРЎС“ РЎРѓ северной стороны РЎРѓРЎвЂљРЎР‚Р С•Р в„–Р Р…РЎвЂ№Р С РЎвЂљРЎР‚Р ВµРЎвЂ¦РЎР‰РЎРЏРЎР‚РЎС“РЎРѓР Р…РЎвЂ№Р С Р СинаретоРС. Р’РѕСЃСЊРСигранный первый СЏСЂСѓСЃ через Р Сногоскатное покрытие переходит Р Р† двенадцатигранный, утончающийся кверху, столп Р Синарета. Пышный сталактитовый карниз несет круглый балкон РІРѕРєСЂСѓРі светового фонаря азанчи цилиндрической форРСС‹. Р вЂР µР»РѕРєР°РСенные, тонко профилированные, РЎРѓ богатой резьбой сталактитовые карнизы, кессоны, филенки Р Р† форРСР Вµ “сельджукской цепи” составляют великолепное декоративное убранство фасадов Р Сечети. Анфиладно связанные залы освещены 8 параРСР С‘ высоких РѕРєРѕРЅ РЎРѓ Р С—Р С•Р Т‘Р С”Р С•Р Р†Р С•Р С•Р В±РЎР‚Р В°Р В·Р Р…РЎвЂ№Р С Р В·Р В°Р Р†Р ВµРЎР‚РЎв‚¬Р ВµР Р…Р С‘Р ВµР С, Р Р† которое вставлена Р Споголепестковая розетка РЎРѓ разноцветныРСР С‘ стеклаРСР С‘. Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят Р Р…Р В° просвет Р Р† интерьере. Первый зал через широкий стрельчатый портал Р С‘ боковые двери РЎРѓ цветныРСР С‘ витражаРСР С‘ связан РЎРѓ Р С•РЎРѓР Р…Р С•Р Р†Р Р…РЎвЂ№Р С Р СР С•Р В»Р ВµР В»РЎРЉР Р…РЎвЂ№Р С Р В·Р В°Р В»Р С•Р С. Прекрасно выверенные пропорции РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ зала, оптиРСальная высота Р С‘ великолепное офорРСление интерьера создают ощущение торжественности Р С‘ возвышенности. Четыре стройные колонны поддерживают плоское перекрытие. Глубокая Р Сихрабная ниша покрыта РЎРѓР С—Р В»Р С•РЎв‚¬Р Р…РЎвЂ№Р С РЎР‚Р В°РЎРѓРЎвЂљР С‘РЎвЂљР ВµР В»РЎРЉР Р…Р С•-РѕСЂРЅР°РСР ВµР Р…РЎвЂљР В°Р В»РЎРЉР Р…РЎвЂ№Р С Р С”Р С•Р Р†РЎР‚Р С•Р С Р Р† технике резьбы Р С—Р С• РєР°РСР Р…РЎР‹. Плоскости потолка офорРСлены лепныРСР С‘ плафонаРСР С‘, выделенныРСР С‘ золотисто-Р В±Р ВµР В»РЎвЂ№Р С РЎРѓР С•РЎвЂЎР ВµРЎвЂљР В°Р Р…Р С‘Р ВµР С РЎвЂ Р Р†Р ВµРЎвЂљР С•Р Р† Р Р…Р В° Р С–Р С•Р В»РЎС“Р В±Р С•Р С РЎвЂћР С•Р Р…Р Вµ. Хрустально-позолоченная люстра РЎРѓР Р†Р С•Р С‘Р С Р В±Р В»Р ВµРЎРѓР С”Р С•Р С Р С•РЎвЂљРЎвЂљР ВµР Р…РЎРЏР ВµРЎвЂљ голубизну стен.
РџР°РСятник культовой архитектуры татар конца Р ТђIР Тђ Р Р†. Р Р† стиле эклектики национально-СЂРѕРСантического направления. Р’ Р Т‘Р ВµР С”Р С•РЎР‚Р В°РЎвЂљР С‘Р Р†Р Р…Р С•Р С Р С•РЎвЂћР С•РЎР‚Р Слении фасадов преобладают восточно-Р СусульРСанские Р Сотивы, позволившие неизвестноРСРЎС“ зодчеРСРЎС“ создать СЂРѕРСантический образ Р Сечети. Совершенству фасадов соответствует СЃРѕРІСЂРµРСенная реконструкция интерьеров. Великолепная ограда дополняет архитектурное решение Р Сечети.