Новости Ислама |
текущий год стал в россии годом столыпина. в трудах и идеях этого российского государственного деятеля видят ориентиры для современного отечества, одновременно стабильного и развивающегося. п.а. столыпин рассматривается как человек, преодолевший революционный кризис 1905–1907 гг., проведший реформы, способствовавшие творческой самореализации российского крестьянского большинства, оказавшийся способным наладить диалог с парламентом. цифры экономического и демографического роста, развития образования, увеличения числа собственников греют душу патриотам. воспевается благодарность народа и монументы, воздвигнутые в честь столыпина. правда, меньше любят вспоминать преступную халатность (?!) его собственных подчиненных в день убийства премьера, последующую первую мировую войну и февральскую революции 1917 года, в первый месяц которой были свергнуты все памятники столыпину.
началом торжеств стала прошедшая 18 мая в санкт-петербурге конференция, посвященная 150-летию со дня рождения п.а. столыпина. она носила крайне актуальное название: «идея правового государства в россии: история и современность». правовое государство, правоприменение понятий «справедливость» и «несправедливость», собственность и эффективный массовый собственник, компетентный и некоррумпированный чиновник — эти вопросы для правителей и простых граждан актуальны сегодня не менее, чем 100 лет назад. искреннее желание решить эти проблемы объединяло п.а. столыпина (премьер в 1906–1911 гг.) и депутатов государственной думы российской империи.
по российским законам того времени императору принадлежал абсолютный контроль над составом правительства и право абсолютного вето на решения обеих палат парламента. верхняя палата — государственный совет, наполовину комплектуемый императором из отставных чиновников, — также обладала правом абсолютного вето и сводила на нет многие законопроекты госдумы и лично п.а. столыпина. поэтому для проведения аграрной реформы российский премьер был вынужден жертвовать другими законопроектами, касающимися, в частности, свободы совести и прав нерусских народов. п.а. столыпин отказался от проектов, гарантировавших равноправие всех граждан россии и свободу выбора вероисповедания. это было особенно актуально для многих мусульман-татар, многие из которых юридически считались православными. по избирательному закону 3 июня 1907 года права выборов в думу были лишены мусульмане средней азии, казахстана, большей части северного кавказа. в итоге вместо 36 мусульман, которые были членами ii госдумы (1907), их осталось только 10 в iii думе (1907–1912). сложные отношения лично п.а. столыпина с партией кадетов, с которой традиционно блокировалась мусульманская фракция, а также ухудшение отношений с османским халифатом и возникающие жупелы панисламизма и пантюркизма также не способствовали улучшению отношений между премьером россии и мусульманской элитой империи.
вместе с тем столыпинское пятилетие (1906–1911) в российской истории является одной из выдающихся страниц не только в истории всей империи, но и российских мусульман. речь идет о расцвете городского и частично сельского среднего класса, который был ключевым элементом особенно татарского общества, но также развивался и среди других мусульманских оседлых народов. литература, созданная в эти годы, сегодня образует канон «золотого века» национальной словесности.
несмотря на закрытие ряда джадидских школ и крупного медресе буби, именно в годы столыпина происходит расцвет джадидских медресе, по сути, превращавшихся в элитарные гуманитарные учебные заведения, совмещавшие религиозный и светский профили (чего не слишком успешно пытаются достигнуть сейчас). именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных вузах, включая народный университет имени а.л. шанявского. на его основе был создан устав оренбургского медресе «хусаиния». п.а. столыпин лично санкционирует завещание ахмед-бая хусаинова, обеспечивавшего финансирование как «хусаинии», так и целого ряда других образовательных проектов. в период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 до 35,5 млн рублей!
в 1910 году по инициативе п.а. столыпина при министерстве просвещения было созвано совещание по вопросу образования нерусских народов, закончившее свою деятельность в 1913 году. большинство его членов из числа чиновников придерживались убеждения, что правительственная школа в принципе не должна быть «враждебной ко всему инородческому и иноверческому». наоборот, она должна «располагать к себе» нерусское население путем включения в учебный курс изучения местных религий и языков, «имеющих письменность и литературу». занятия по русскому языку по правилам 1913 года заняли до 30% учебного времени. совещание считало необходимым установить и провести четкую грань между общим и религиозным образованием. национальные светские учебные заведения должны быть преобразованы в частные школы и подчинены правительственному надзору.
правительство п.а. столыпина не поддерживало идею о «тюрки» как едином литературном языке российских мусульман. при этом в законопроекте о всеобщем обучении, одобренном 19 марта 1911 года госдумой, но отклоненном затем госсоветом, признавалось лишь 10 «более культурных» языков. из всех языков мусульманских народов здесь упоминался только татарский. заметим, что в цензорских отчетах 1910 года указывалось: литературный татарский язык если и отличался от «тюрки», то лишь частью словарного запаса. кроме ряда поэтических произведений, близких к народному наречию, это действительно так.
в реальности правительство боролось с иностранными учебниками и преподавателями-иностранцами, но достаточно спокойно относилось к обучению представителей других мусульманских регионов россии в татарских медресе и к использованию учебной литературы, изданной в городах волго-уральского региона, по всей империи. поэтому казанская азбука ахмада-хади максуди «муаллим авваль» разошлась более чем миллионным тиражом.
сложнее обстояла ситуация в сфере политики. iii дума с ее помещичьим большинством считала, что полноправной должна быть только христианская правящая верхушка. садри максуди с его дипломом юридического факультета сорбонны пытался объяснять: «для россии, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало». в полемике с правыми депутатами с. максуди стремился объяснить им, что «до тех пор, пока вы не поймете, что россия — это государство сложное [голоса справа: поняли], где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в россии национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы [голоса справа: нет], вы не в состоянии будете управлять государством».
1 мая 1910 года, защищая право мусульман отдыхать по собственному религиозному календарю, с. максуди сказал пророческие слова в отношении правого большинства: «можно игнорировать всех. недавно вы игнорировали интеллигенцию по местному суду, недавно вы пренебрегли интересами поляков по вопросу о самоуправлении, пренебрегли недавно интересами туркестанцев. вы пренебрегаете всеми, вы игнорируете поляков, нас, всех, но, господа, это отношение может иметь обратную сторону медали: если вы игнорируете целые категории населения, они тоже могут вас игнорировать». до февральской революции оставалось менее семи лет...
столыпинское пятилетие навсегда останется в истории россии как период ее расцвета, объединивший государство и общество. к сожалению, даже экономическая аграрная реформа коснулась не всех крестьян. политическая реформа только сделала первые шаги, важнейшим из которых стало доказательство возможности совместной работы парламента и правительства. п.а. столыпин утверждал, что ему нужно двадцать лет для изменения россии, превращения ее в стабильное и цветущее государство. в 1917 году садри максуди говорил то же самое о российских мусульманах. но столыпину оставалось только пять лет жизни и деятельности при нарастающем сопротивлении российских верхов. с. максуди получил долгую жизнь, но не время для реформ...
двадцать лет в этом году исполняется новой, независимой россии. но похоже, что все эти годы цели ее развития оказывались весьма далекими от ориентиров столыпина и максуди. и поэтому опять мы пытаемся вглядеться в прошлое в поисках путей для современности. научит ли нас история хоть чему-то?
айдар хабутдинов, доктор исторических наук, профессор
материал опубликован в газете «ислам минбаре», №6-7 (187-188), июнь-июль 2011.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |