резонансные убийства ректора института теологии и международных отношений максуда садикова и имама мечети села михеевка кизлярского района ашурлава курбанова стали логическим продолжением в цепи преступлений против религиозных деятелей дагестана. эксперты, оценивающие гражданское противостояние на северном кавказе, как борьбу религиозно-политических кланов, на фоне хаоса братоубийственной войны и углубляющейся дестабилизации в регионе оценивают ситуацию, как близкую к критической. вместе с тем есть силы, которые убеждены в том, что не следует нагнетать истерию вокруг дагестана, а планомерно устранять противоречия внутри мусульманской уммы республики через процессы гражданского и внутри-конфессионального диалога. в роли такого эксперта на портале islamnews согласился выступить председатель российской ассоциации исламского согласия (раис) мухаммад-хаджи рахимов.
– мухаммад-хаджи! не только российские мусульмане, но и широкая международная общественность обеспокоены тревожными сообщениями из дагестана. почему именно эта республика стала болевой точкой на северном кавказе? –
на северном кавказе сплелись очень многие проблемы нашего государства. это самый сложный регион в российской федерации. именно там прошли две кровопролитные чеченские войны, вспыхнул военный конфликт с грузией. на сегодняшний день ком накопившихся нерешенных проблем, которые возникли после распада ссср и в период образования новой россии, к сожалению, сконцентрировался в дагестане. но сейчас там происходят те изменения, которые так необходимы республике. дагестанское руководство и народы переосмысливают те проблемы, которые накопились за последнее время. это вселяет надежду на то, что те негативные процессы, которые, к сожалению, имеют место в республике, уйдут в небытие.
– в библии есть притча о полководце савле, который из гонителя христиан превратился в самого ревностного защитника христианской религии под именем апостола павла. в реальной жизни тоже случаются такие чудесные метаморфозы: вспомним ахмата кадырова, который в свое время перешел от прямой конфронтации к конструктивному сотрудничеству с федеральным центром. благодаря этому у чеченской республики сегодня имеется столько преференций, что ей по-хорошему завидуют многие субъекты российской федерации. что же мешает построению мирной жизни в дагестане? – коран учит нас тому, что ислам – это многогранная, очень широкая и понятная для всех людей религия, которую не надо бояться. к сожалению, менталитет мусульманина в россии все еще связан с длинной бородой, с головной повязкой на которой написано "аллах акбар!", и автоматом калашникова за спиной. так было первоначально, когда россия начала возвращаться на путь религии. к чести чеченского руководства, ему, не без помощи аллаха, удалось сломать стереотип исключительно воинствующего мусульманина и поставить чеченскую республику на рельсы развития. по такому же пути пошли другие республики северного кавказа.
для дагестана сейчас важно заполнить образовавшийся вакуум духовности и знаний, исходящих от всемогущего аллаха, с восхваления которого мусульмане начинают свои ежедневные молитвы. священный и благородный коран призывает нас к тому, чтобы мы держались за вервь аллаха и не разъединялись. в настоящее время дагестан переживает трудный период, но мы надеемся и молим всевышнего, чтобы то испытание, которое выпало на долю дагестанского народа, он прошел с честью и достоинством.
– как же объяснить братское кровопролитие в дагестане: с громкими убийствами, с покушениями на жизнь имамов и представителей интеллигенции? вы знаете, это один из самых непростых вопросов, на который, к сожалению, в данное время никто не может дать однозначный ответ. и я тоже, наверное, за короткое время не смогу откровенно рассказать о всех особенностях конфликтной ситуации на северном кавказе. да и широко озвучивать те проблемы, которые там имеются, думаю, будет неправильно.
дело в том, что на сегодняшний день нельзя выявить какую-то одну причину тех событий, которые сегодня происходят на северном кавказе – это и убийства, и коррупционный дележ, и формирование кланового сознания у людей. все это ведет к негативным последствиям. сейчас дагестан переживает именно такой страшный период, и мы молим аллаха, чтобы он побыстрее закончился. мне кажется, что терминология, связанная с ваххабизмом, очень актуальная в 90-е годы прошлого столетия, отживает свой век. этот этап мы сейчас уже проходим. с болью, с большими потерями, но проходим. и слава богу.
почему же сейчас раздаются голоса о ревизии суфийской философии и поэзии? – наш пророк, да благословит его аллах и приветствует, всегда призывал к золотой середине ислама, предостерегая своих последователей от клановости, называя ее "вонючим национализмом", который может разрушить ислам. к сожалению, у нас, мусульман, на первом месте стоит именно клановость. мы должны освободить свой разум от этой окраски, научиться более осмысленно подходить к своей религии. нужно искать пути к аллаху не в ваххабизме и радикализме,а в золотой середине ислама. в исламе нет кланов, нет сектанства, но есть общая вера в своего создателя, повелителя и творца! и пусть поможет нам всевышний аллах, чтобы наши души были открыты для понимания истин ниспосланных создателем!