Новости Ислама
Версия для печати

Муллинский передел и муфтиемания – болезни нашего времени?


  12.07.2011    |   Islam-news

12 июля 2011, 12:49С момента образования системы духовных управлений в России сменились государства и общественные формации – крепостническое рабовладение Российской империи, попытки столыпинских реформ, военный коммунизм Советского Союза и, наконец,

12 июля 2011, 12:49


С момента образования системы духовных управлений в России сменились государства и общественные формации – крепостническое рабовладение Российской империи, попытки столыпинских реформ, военный коммунизм Советского Союза и, наконец, суверенная демократия Российской Федерации. А вот сам «дух» духовных управлений, зацветший в давно канувшей в Лету екатерининской империи, словно бы окаменел в образе человека в чалме, чапане и с посохом в руках, стоящего на фоне… ящика для сбора милостыни. (Кстати, вот идея для ваятеля всех времён и народов – Зураба Церетели!)

На наших глазах развились новые, неведомые ранее болезни. Неужели о нашем времени потомки скажут: вот было же времечко… муфтиемания какая-то, да муллинский передел…

ЦДУМ, СМР, Пензенская область – далее везде..?

Недавние события вокруг выборов руководителя Единого духовного управления мусульман Пензенской области ещё раз заявили об обветшалости института духовных управлений. Ход «исторических событий» и принятые решения уже были описаны – не будем их пересказывать (Вердикт Дмитрия Медведева с поправкой на "Чистые пруды"). Лучше попытаемся проанализировать: что привело к столь скандальному поведению лидеров местных мусульманских общин? Не возьмусь ни ставить окончательный диагноз, ни тем более судить (осуждать) братьев по вере. Хочется вместе с вами, уважаемые читатели, порассуждать вместе.

Первое, что бросается в глаза – молодые, современные, воспитанные уже в постсоветской России, молодые мусульмане, каждый из которых талантлив и уже немало сделал позитивного для уммы, ведут себя по каким-то печально известным и недобрым матрицам поведения. Закостенело и консервативно. Одним из проявлений закостенелости и консерватизма является попытка современных пензенских «муфтиев» решать вопросы по царско-совковым понятиям.

«Славная» традиция передела приходов и мечетей, как все помнят, окончательно устоялась и наиболее ярко проявилась на пике движения к коммунизму, когда до «светлого будущего» оставалось буквально рукой подать. Так, в 1986 году «Верховный муфтий» всея РСФСР при поддержке милиции и людей в штатском выдворил из мечети Чистополя (Татарстан) известного и всеми уважаемого имама Нуруллу Муфлихунова. Этот пример оказался заразительным и через несколько лет бумерангом ударил по самому «муфтию» – когда с развалом СССР его ученики стали в массовом порядке «отжимать» мечети у своего учителя.

Вот и сегодня в любом мало-мальски административно-хозяйственном вопросе у многих мулл на уровне условного рефлекса срабатывает одна и та же реакция – «отобрать, переделать!» Ситуация в Пензенской области тому яркое подтверждение. Так что, воистину – что посеешь, то и пожнёшь! Вот так и баламутит российскую умму лихорадка, которой можно дать название «муллинский передел». Очаг зарождения этой эпидемии известен, равно как и география его распространения: ЦДУМ, СМР, Пензенская область – и неужели далее везде..?

Каждой области по «муфтию»! А сёлам тоже обидно…

Если в «переделах» проглядывает административно-хозяйственный вопрос, и о причинах тут может всё сказать только Карл Маркс с его бессмертным «Капиталом», то в жажде стать «муфтием» в тридцать с небольшим лет нужна помощь или дедушки Зигмунда Фрейда, или усилия каких-нибудь новейших психоаналитиков. Надо просить профессионалов распутать этот клубок: то ли это мания величия, «комплекс Наполеона», то ли «Эдипов комплекс» (месть отцу за его связь с матерью), то ли что-то ещё более дремучее и причудливое?

Напомню, что муфтий в исламской традиции – не хозяйственник и не администратор, не епископ территории, не губернатор, не генерал и не президент… Он прежде всего – образец доброго исламского нрава («ахляк керим»), опытный знаток и теории и практики исламского права (факих, с опытом кадия-судьи), опытный организатор уммы, настоящий имам, плюс опытный посредник между уммой и внешним миром (особенно в неисламском, светском государстве). Но ещё важнее, как известно, способность муфтия выносить фетвы (законодательные решения относительно событий современности с позиций Сунны, исламской традиции). Муфтий – прежде всего духовный авторитет, а практика 1.400 лет Ислама предполагает его полную человеческую зрелость, которая приходит только с годами…

Однако – Россия во многих отношениях «страна чудес». Недаром же поэт Александр Галич провозглашал под гитару: «а также в области балета мы впереди планеты всей!» Ведь совсем недавно мы были свидетелями, как тридцатилетних юношей… «назначали муфтиями» по регионам от СМР. Но, кажется, опомнились и перестали их так именовать… А тут в Пензе сразу два молодых имама (повторю, оба с явными личными достоинствами для своего возраста!) – тоже вдруг замахнулись… да заразились «муфтиеманией»… Было у нас в России 82 «муфтия»… будет и ещё… Но почему бы и в сёлах им не быть? В тех же славных Елюзанях или Белозерье?...

(В скобках отмечу пример побывавшего при избрании юных «пензенских муфтиев» известного всей России саратовца Мукаддаса Бибарсова, который почему-то не смеет именовать себя «муфтием», а скромно пишет просто «имам Духовного управления мусульман Поволжья»?)

Но вернёмся к общероссийской панораме: ведь каждый из российской «гвардии муфтиев» выходит на минбар с проповедью коранического завета «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» И ведь часть из них также недружным своим хором прибыла на встречу с президентом Медведевым в тот же день 5 июля в Нальчик.

Чем же питалась «муфтиемания» времен победившего коммунизма? Не лежит ли в его основе тяга к трайбализму, неизжитому племенному сознанию, неумению работать по-новому, быть стартап-менеджером для новых проектов и организационных структур. С позиций исламской нравственности – это выплеск нафса (эгоистического Я, неодухотворённого животного начала), неспособность быть одновременно имамом (лидером мусульман) и хранить сабр (смирение, терпение духа). Наконец, это неспособность к аль-фуркан (различению духов, сущности явлений).

Правда, вот реакция на такую проповедь, да и на всё поведение «муфтиеманов» - отторжение честных людей…уход молодёжи в «свободное плавание»…

Вопрос всем «муфтиям» России: как же вы смеете проповедовать единство уммы по Корану? Не есть ли такая «проповедь» - антидело, контраргумент, хватание за любую «вервь», кроме «верви Аллаха»?

А ларчик просто открывался

Но есть и другой тип поведения, без болезненных «маний» и жажды «переделов» - его не мешало бы в эпоху модернизации освоить многим руководителям духовных управлений. Секрета тут нет, да и ларчик этот так просто открывается! Надо – созидать, организовывать, показывать реальную работу, которую оценят и мусульмане, и немусульмане, включая чиновников. И не надо многословия.

Напоследок позвольте задать риторический вопрос. Ну зачем нашим уважаемым имамам позориться, расталкивать руками бабаев, вступать в конфликты, если в любое время можно просто… пойти и зарегистрировать религиозную или общественную организацию - и на деле доказать свою профпригодность и искренность?

Джаннат Сергей Маркус, июль 2011 года




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...