мы продолжаем серию публикации об автопробеге в честь священного рамадана, организованном казыятским управлением мусульман тюменской области.
бурабайвторой день автопробега, после утреннего намаза в щучинской мечети, начался с организации палаточного лагеря рядом с курортным поселком бурабай (боровое). нам отвели место у большого озера с кристально чистой водой, подальше от курортных дискотек и пляжей, как мы и просили об этом заранее казахстанскую сторону.
наш лагерь расположился рядом городком из десятка войлочных юрт – республиканским лингвистическим центром, где казахский язык, с погружением в этнокультурную среду, изучали люди разных национальностей - служащие, бизнесмены, работники сферы образования и т.д. казахский язык, оказавшийся на закате советской империи на грани исчезновения, возродившись за двадцать лет независимости казахстана, сегодня стал жизненно востребованным для всех, кто хочет делать карьеру на казахстанской земле. делопроизводство переходит на государственный казахский язык, поэтому его изучают, лингвистический центр не знает отбоя в желающих постичь язык аблайхана.
- вчера нас возили в аул, учили готовить кумыс, - рассказала светловолосая алматинка, подошедшая к нам, дабы познакомится с соседями возле палаток под зелеными знаменами ислама.
программа лингвистического центра разработана так, что к окончанию курса некоторые начинают мыслить по-казахски, сыпать народными поговорками, могут разделать барана и приготовить бешбармак по всем канонам кочевой культуры.
участники автопробега плескались в озере, изучали окрестные достопримечательности. возле нашего лагеря все время находилась машина скорой помощи, направленная местным акиматом (администрацией) следить за здоровьем гостей.
«бурабай» – не результат трансформации слова «боровое». сказочно красивый край, богатый легендами о живших здесь ханах и батырах, ведет свое название от «бура» - верблюд-самец по-казахски. каменные горные хребты казахской швейцарии действительно напоминают верблюжий горб.
к сожалению, из-за ограниченности во времени нам не удалось побывать в пещере кенесары хана (внука аблайхана) в горах бурабая, совершить конное путешествие по следам хана, голову которого до сих пор пытаются найти в россии официальные власти казахстана.
в лингвистическом центре из юрт быстро можно понять казахский менталитет
кенесары (1802—1847) – последний казахский хан, на долю которого выпало воевать одновременно на четыре фронта: с российской империей, бухарским эмиратом, кокандским и хивинским ханствами. в 1847 г. кенесары был пленен войском киргизских манапов, на поддержку которых он рассчитывал, и убит. голову хана манапы подарили генерал-губернатору западной сибири горчакову в знак верноподданности киргизов российской империи, после этого она находилась в петровской кунсткамере.
полуденный намаз зухр мы совершили в небольшой мечети курортного поселка, после чего кортеж с полицейской машиной во главе и с каретой скорой помощи в хвосте колонны взял курс в город кокшетау - центр акмолинской области.
кокшетаумусульманский актив города кокшетау во главе с имамом акмолинской области канатом кыдырминым встретил наш кортеж перед въездом в кокшетау.
- добро пожаловать дорогие братья и сестры мусульмане! – приветствовал гостей имам. – пусть всевышний аллах примет ваш чистый ният (намерение) и одарит своею милостью. доброе, богоугодное дело вы делаете, совершая автопробег в честь священного рамадана.
- в преддверии великого месяца поста мы находимся на гостеприимной земле казахстана, - сказал в ответном слове тюменский казый фатых гарифуллин. – незабываемые впечатления оставило путешествие, мы очень благодарны нашим братьям по вере, которые с радостью встречают нас, и, как мусафиры (путники), мы просим у всевышнего аллаха дальнейшего процветания солнечному казахстану.
возле мечети курортного поселка бурабай
экскурсия по исламским объектам кокшетау началась с посещения мечети, построенной в 1994 году акимом (главой) города аскаром хасеновым. мечеть с десятью минаретами, выполненными в среднеазиатском стиле, находится на окраине кокшетау. к нашему прибытию сюда съехались журналисты, представители органов власти. разговор с официальных тонов быстро перешел на дружескую, непринужденную беседу. имам канат кыдырмин рассказал, как ислам внедрялся среди кочевых тюркских племен великой степи. точкой отчета принято считать 751 год, знаменитую таласскую битву, когда объединенные силы тюрков и арабов (ополчения кочевых племен и конницы аббассидского халифата под командованием зияда ибн салиха) наголову разгромили войска китайского императора, на тысячу лет вперед отвратив «желтого дракона» от желания вмешиваться в дела великой степи. таласская битва, ставшая битвой цивилизаций, предопределила ход истории, способствовала укреплению ислама в древних городах отрар, тараз (в советское время джамбул), яссы (ныне туркестан), сайрам (испиджаб), и уже в 10 веке ислам стал религией государства караханидов на южной части современного казахстана. север степи, однако, еще долго оставался в язычестве…
- предки казахов приняли ислам добровольно, - говорил канат кыдырмин. – ибо такова наша религия, что каждый разумный человек, узнав ислам, принимает его.
главному имаму акмолинской области 30 лет. он окончил международный казахско-арабский университет (г. чимкент), затем магистратуру в алмате.
руководитель мусульманской организации ишима жамиля мурзанова провела презентацию тюменского казыята, рассказав об организации. она отметила, что автопробег также посвящен 10-летнему юбилею казыятского управления.
- тюменская край в прошлом был центром ислама в сибири, - сказала она в своем выступлении. – у нас немало исторических мест, и мы будем рады показать их, если приедете к нам в гости.
жамиля апа также сказала, что корни ее из кокшетауских краев, ее дед-мулла был вынужден в годы репрессий и коллективизации уйти с семьей в сибирь.
жамиля мурзанова: я счастлива на родине деда
с приветственными словами перед гостями выступили начальник областного департамента по делам сауле ибраева и заместитель начальника областного управления внутренней политики галия ташкина. гости узнали, что в акмолинской области 89 мусульманских организаций.
далее наш путь лежал на смотровую площадку, созданную природой на горе. с высоты птичьего полета гости любовались городом, фотографировались с хозяевами на память.
в старой мечети кокшетау в центре города имам канат кыдырмин обратил внимание, что историческая мечеть построена в татарском стиле. на рубеже 19-20 веков влияние татарских имамов в казахстане было огромным. тому способствовала еще со времен екатерины государственная политика российской империи, проводившей «вторичную исламизацию» казахов через татар, дабы ослабить влияние бухарского эмирата и ирана. уже в указе екатерины от 1785 года на имя генерал-губернатора ингельстрома говорилось: «снабжение разных родов киргизских муллами немалую пользу в делах наших принести может, почему вы и старайтесь определить оных, истребовать из казанских татар людей надежных, давши потребные наставления к удержанию киргизов в верности к нам».
в трех мечетях кокшетау тюменцы и курганцы совершили намаз 26 июля
историческая мечеть кокшетау была построена в 1904 году на средства баев шаяхмета и баязита. с приходом советской власти в мечети размещался музей. в 1989 году здание вернули верующим.
мечеть носит имя науан-хазрета (1841-1914), имама, который когда-то служил в этой мечети и пережил сибирскую ссылку за противостояние политике царских властей.
после исторической мечети хозяева показали нам новую строящуюся мечеть размером 46 на 68 метров.
историческая мечеть в «татарском стиле».
- первый камень мечети был заложен в мае прошлого года, - рассказал директор фирмы подрядчика «кокшемастер» мереке шаймерденов. – на сегодняшний день готовность составляет 75 процентов. прежде чем строить, мы побывали во многих городах, в том числе в баку, знакомились с архитектурой мечетей, изучали строительный материал, и выбрали самый надежный – камень аглай, который есть только на апшероне в азербайджане.
имам канат кыдырмин показывает тюменскому казыю, как правильно разделать голову барана
новая мечеть кокшетау будет иметь четыре минарета по 50 метров в высоту. в здании кроме молитвенных залов и административных помещений предусмотрены дамхана (трапезная) на 500 мест, музей, магазины. мечеть будет полностью отделана камнем аглай, который доставляется в кокшетау из азербайджана.
новая мечеть носит также имя науан-хазрета
гости из россии также побывали в мечети ингушской диаспоры. не все мечети города нам удалось посетить, поскольку время быстро убегало за общением с братьями по вере. впереди участников автопробега ждал ужин от имени акима акмолинской области сергея дьяченко в одном из лучших ресторанов кокшетау.
продолжение следует