Новости Ислама
Версия для печати

Совершенствуется административное законодательство


  16.08.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

В основе осуществляемых в нашей стране по инициативе Президента Ислама Каримова масштабных реформ лежат такие благородные цели, как полное обеспечение прав и интересов человека, построение развитого демократического правового государства и сильного

В основе осуществляемых в нашей стране по инициативе Президента Ислама Каримова масштабных реформ лежат такие благородные цели, как полное обеспечение прав и интересов человека, построение развитого демократического правового государства и сильного гражданского общества. В процессе реализации этих позитивных преобразований постоянно совершенствуется действующее законодательство.

Как отметил глава нашего государства в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, для достижения своей цели с учетом требований времени мы должны своевременно принимать законы, определяющие основу нашего развития и демократического обновления, вносить в них необходимые изменения и дополнения.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности имеет важное значение в национальной системе законодательства. В его задачи входит охрана прав и свобод граждан, собственности, государственного и общественного порядка, окружающей среды, обеспечение социальной справедливости и законности в интересах человека и общества, своевременное и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также предупреждение этих правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан. А для осуществления этих задач кодекс определяет, какое действие либо бездействие является административным правонарушением, какое административное взыскание, каким органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть применено в отношении лица, совершившего такое правонарушение.

Исходя из требований времени с 1994 года в кодекс было внесено более 60 изменений и дополнений. Данное обстоятельство объясняется рядом объективных причин. В первую очередь – масштабностью и разнообразием отношений, регулируемых кодексом, изменениями в государственном управлении в целях его усовершенствования, осуществлением реформ, относящихся к либерализации наказаний, установленных в уголовном и административном законодательстве страны, а также необходимостью в установлении административной ответственности, появляющейся в результате принятия новых законов, регулирующих определенные сферы социальных отношений.

В то же время масштабные задачи по модернизации всей системы политических, экономических, государственно-правовых отношений и развитию гражданского общества, защите прав и свобод человека ставят на повестку дня вопрос дальнейшей демократизации судебно-правовой системы. В связи с этим очень своевременным и глубоко продуманным является предложение Президента Ислама Каримова о принятии с учетом динамично развивающихся в Узбекистане процессов демократизации Кодекса об административной ответственности в новой редакции, изложенное в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Во-первых, в новой редакции Кодекса об административной ответственности следует системно, комплексно отразить те масштабные принципиальные изменения, которые произошли в уголовном и административном законодательстве в связи с либерализацией судебно-правовой системы. Прежде всего – учесть тенденции по декриминализации уголовного законодательства, то есть перевод тех или иных правонарушений из уголовной в административную юрисдикцию. Во-вторых, в кодексе должны быть предусмотрены меры по совершенствованию и демократизации процессуальных механизмов рассмотрения дел об административных правонарушениях. В-третьих, в нем необходимо предусмотреть меры по обеспечению законности, надежной защите прав граждан в этой сфере.

Кроме того, как подчеркнуто в разработанной главой нашего государства концепции, принятие кодекса в новой редакции обеспечит унификацию законодательства об административной ответственности, представленного сегодня десятками нормативно-правовых актов.

Со времени принятия действующего Кодекса об административной ответственности произошло немало изменений в общественной жизни нашей страны. Аспекты, на которые следует обратить внимание при разработке его новой редакции, наглядно выявляет правоприменительная практика.

Так, с учетом все большей либерализации уголовного законодательства в кодексе необходимо предусмотреть перевод отдельных правонарушений, не представляющих большой социальной опасности, из уголовной в административную юрисдикцию. К ним, в частности, можно отнести статью 148 Уголовного кодекса (нарушение права на труд) и часть первую статьи 184 этого кодекса (умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей). В правоприменительной практике при нарушении права на труд к лицу вначале применяется административное наказание, после чего, как правило, не наблюдается повторное совершение данного деяния.

Известно, что с 2001 года в правоприменительную и судебную практику введен институт примирения. Его эффективность, соответствие таким свойственным узбекскому народу гуманным качествам, как милосердие и умение прощать, стали основанием последовательного расширения использования этого института. Большое социальное значение будет иметь внедрение его и в административное законодательство.

Согласно статье 21 Кодекса об административной ответственности в случае совершения малозначительного административного правонарушения орган (должностное лицо), полномочный за рассмотрение данного дела, может освободить правонарушителя от административной ответственности, ограничившись предупреждением. Следует отметить, что в этой статье не конкретизировано понятие «малозначительное административное правонарушение», что затрудняет возможность определения обстоятельств применения этой меры. Предупреждение в качестве административного наказания следовало бы закрепить в нашем национальном законодательстве, как это сделано в ряде других стран. В настоящее время данная мера не фиксируется в каком-либо процессуальном акте и соответственно не учитывается при совершении лицом повторного правонарушения.

В статьях 286-288 кодекса указаны основы административного задержания, в частности, согласно статье 286 по просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, адвокат, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Однако в данной норме не отражено, в течение какого времени должны быть уведомлены близкие о задержании лица. Если учесть, что в отдельных случаях, предусмотренных кодексом, лицо может быть задержано в административном порядке до десяти суток, то установление в кодексе срока уведомления приобретает важное занчение.

Согласно статье 288 кодекса лица, нарушившие пограничный режим или режим пропуска через государственную границу Республики Узбекистан, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность. Видится целесообразным полномочия по решению вопроса о продлении срока административного задержания передать от прокурора суду. Внедрение данной практики послужит гарантом защиты конституционных прав и свобод человека, неприкосновенности личности.

Наряду с вышеуказанным следовало бы также закрепить в кодексе ответственность юридических лиц в качестве субъекта административной ответственности. Несмотря на то, что в кодексе такая ответственность не определена, в Законе «Об ответственности юридических лиц за правонарушения в области строительства» от 15 декабря 2000 года установлены ее правовые основы. Подобная ответственность закреплена в административном законодательстве ряда стран СНГ, в частности, в России и Беларуси. Введение этой нормы в новую редакцию Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности обеспечит унификацию действующего национального законодательства в этой сфере.

Помимо этого, включение в кодекс альтернативных видов наказаний, таких, как предупреждение, приостановление деятельности на определенный срок, административное приостановление деятельности, приобретает актуальное значение, особенно при определении ответственности юридических лиц.

Таким образом, законодательная инициатива Президента страны о всесторонней разработке и принятии в новой редакции Кодекса об административной ответственности отвечает задачам нового этапа реформ по углублению преобразований, направленных на демократизацию и либерализацию всех сфер жизни в нашей стране. Ее реализация будет способствовать дальнейшей унификации норм действующего законодательства и повышению эффективности правоприменительной практики.

Эркин Нажмиддинов,
ведущий научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...