Новости Ислама
Версия для печати

Мухаммед Акиф: преемственность власти и плюрализм должны быть как внутри движения, так и вне него


  22.08.2011    |   IslamRF.ru

22.08.2011 10:41 В свете последних событий не только в политической жизни Египта, но и России, которая в начале августа установила прямые контакты с «Братьями-мусульманами», мы сочли возможным предоставить вашему вниманию интервью бывшего
22.08.2011 10:41

в свете последних событий не только в политической жизни египта, но и россии, которая в начале августа установила прямые контакты с «братьями-мусульманами», мы сочли возможным предоставить вашему вниманию интервью бывшего духовного лидера движения мухаммеда акифа. «не вижу ограничений для наших контактов с теми, кто легально действует на политической арене египта, в том числе и с «братьями-мусульманами», – заявил тогда риа новости глава департамента ближнего востока и северной африки мид россии сергей вершинин. отметим, что решением верховного суда российской федерации от 14 февраля 2003 организация «братья-мусульмане» признана террористической и деятельность её на территории российской федерации запрещена.

- уважаемый шейх, ваш уход с поста духовного лидера «братьев-мусульман» стал прецедентом в истории движения - вы, будучи полностью дееспособным, подали в отставку. почему?

- я придерживаюсь такого принципа еще с юношеских лет, когда мне приходилось руководить теми или иными структурами. мне нравится, будучи руководителем, перекладывать часть своих обязанностей на подчиненных и поддерживать с ними товарищеские отношения. в 1994 году, после того, как я стал членом политбюро движения и вошел в состав совет шуры «братьев-мусульман», во время заседания совета предложил внести поправки в устав движения относительно срока полномочий духовного лидера. в частности, я предлагал избрать его сроком на шесть лет с возможностью переизбираться в дальнейшем. мои предложения были встречены с одобрением и закреплены в уставе. шли годы и шестой духовный лидер «братьев-мусульман» мухаммед эль-худэйби покинул этот бренный мир. совет шуры созвал заседание для избрания нового духовного лидера. я предложил избрать человека моложе 70 лет. члены совета со мной согласились и приступили к поиску подходящего кандидата среди руководителей движения. я был сильно удивлен, когда они пришли ко мне и предложили возглавить «братьев-мусульман», так как в тот момент мне было уже 76 лет.

я согласился возглавить движение с одним условием - когда я достигну восьмидесяти лет, подам в отставку. когда мне исполнилось восемьдесят лет, я изъявил желание покинуть пост духовного лидера, но по их настоянию вынужден был остаться во главе «братьев» еще на два года. движение тогда переживало тяжелые времена - постоянно находилось под давлением существующего в то время режима. таким образом, я оставался на посту, пока мне не исполнилось 82 года.

не буду от вас скрывать, что тогда мне принять такое решение было особенно трудно. на меня с критикой обрушилась египетская пресса, руководители движения также были не согласны с моей позицией. дело дошло до того, что некоторые мне стали писать, что «я иду против того, что завещали праведные наставники», некоторые - что «я иду против завещания четырех праведных халифов». но я настоял на своем и покинул пост духовного лидера «братьев-мусульман» 13 января 2010.

когда «братьям» сказал успокоиться, они перестали поднимать эту тему. но египетские и мировые сми не оставляли меня в покое - они пытались выставить ситуацию в таком свете, что с моим уходом движение развалится или расколется на части. к сожалению, к появлению подобных сообщений служили утверждения и отдельных членов из «братьев-мусульман».

я был вынужден лично встретиться с каждым из членов совета шуры, провел встречи с членами семи отделов и 25 бюро «братьев-мусульман», действующих в египте. выслушал их мнение относительно моего решения уйти в отставку. обнаружил у всех беспрецедентную сознательность - все в один голос требовали переизбрать политбюро. все эти предложения, которые были озвучены в ходе встреч, я передал членам политбюро. однако члены политбюро отклонили их, так как некоторые из них продолжали оставаться на своем посту по 15, 20, а то и 24 года. но совет шуры поддержал меня и принял решение провести выборы. я тотчас же поступил к выполнению необходимых мер. мы приняли решение, что избрать духовного лидера должен не политбюро, а совет шуры. таким образом, мы все вернули на свои места. потом прошло избрание духовного лидера - мухаммеда бади. имя нового духовного лидера оставалось в тайне, кроме меня, в течение десяти дней об этом никто не знал. египетская же пресса строила догадки, хотела узнать, кто был избран духовным лидером движения.

однако, когда я перед всеми объявил имена членов политбюро и имя избранного духовного лидера, пресса умолкла, натиск спал.

я считаю, что преемственность власти и плюрализм должны быть как внутри движения, так и вне него. как я, будучи в возрасте 82 лет, могу претендовать на то, что справлюсь со всеми задачами, которые стоят перед «братьями-мусульманами». сколько бы не хотел, чтобы оно так и было, все равно бы не справился. мухаммеда бади я считаю наилучшим из преемников.

кроме того, я своими действиями хотел дать дорогу молодежи. моя позиция сильно повлияла на молодых членов движения, которые после свержения режима - символа гнета и тирании в египте - пожинают плоды свободы.

я призывал членов движения не бояться перемен. в перемене благодать аллаха. если одни сидят 20 лет в одном политбюро без движений, что они могут предложить?!

- вы упомянули утверждения некоторых лиц о том, что с вашим уходом с поста духовного лидера «братья-мусульмане» расколются на отдельные фракции и объединения. ведь подобное уже случалось в истории движения, когда отдельные руководители выходили из состава организации. как вы считаете?

- я думаю, разговоры о расколе движения не имеют под собой никакой почвы. в совете шуры, когда предлагал обсудить проблему абдель-мунима абуль-фатуха (член политбюро, который вопреки решению движения выставил свою кандидатуру на пост президента египта – islamrf.ru), сказал, что движение «братья-мусульмане» является исламской организацией, которая имеет свой план развития, свою политику, программу, структуру. любой, кто желает служить религии и родине под его лозунгами, добро пожаловать, а кто не желает, мы будем за него только молиться. прессе я заявил, что абуль-фатух обладает полной свободой действий как в самом движении, так и вне него. любой имеет право выйти из состава движения и сформировать новую партию.

кроме того, мы уважаем любого, несмотря на то, что является он членом «братьев-мусульман» или нет. мы не занимаемся подсчетом людей, которые с нами, а которые нет.

- каким вы видите будущее партии свободы и справедливости на фоне событий, которые происходят как в самом в египте, так и за его пределами?

- партия свободы и справедливости открыла новые горизонты для политической работы в египте, задействовала всю энергию молодежи, женщин, вообще людей, способных на что-либо. я прошу аллаха, чтобы руководство партии осуществило свои цели и реализовало намеченную программу.

действительно, в настоящее время египет испытывает огромное давление как внутри страны, так и со стороны внешних сил. программа партии находит поддержку у улицы, административная система способна помочь ей преодолеть кризисы. тем более, во главе партии стоят опытные руководители.

если захотите составить картину о политических силах египта, я скажу, что есть партии, которые существуют более 20 лет, однако не встречают поддержки у улицы. есть также различные молодежные объединения, союзы. но, по моему мнению, их влияние ограничено, так как с народом нужно серьезно работать, нужна реальная программа. без этого вы ничего не стоите.

что касается салафитов, то среди них много групп. к примеру, более умеренные из них - замечательные люди, другие не имеют никакого влияния на улицу. несмотря на то, что салафиты в свое время даже нас обвиняли в неверии, мы их приветствуем на египетской политической арене. мы желаем, чтобы они тоже принимали участие в деле возрождения страны.

относительно «братьев-мусульман» скажу, что они имеют большое влияние на египетскую улицу. кроме того, имеют влияние на улицу партии «вафд» и «тагамму». однако влияние «братьев» сильнее. мы поддерживаем тесные отношения со всеми слоями египетского населения, в особенности с салафитами. некоторые из последних считают «братьев» своими учителями в политике. мы относимся к ним со всей искренностью.

- до какой степени партия свободна в принятии решений от «братьев-мусульман»? ведь известно, что лидер партии был избран советом шуры движения.

- более 90 процентов членов партии являются «братьями». что касается избрания лидера партии и его заместителя на совете шуры, то в тот момент она находилась в стадии формирования. поэтому прежде всего мы посчитали, что будет лучше, если совет шуры изберет лидера партии. не скрываю, что я выступал против такого подхода. я хотел, чтобы лидера избрала учредительный орган партии. но члены совета шуры в переходной период партии решили сами избрать лидера. все должны были выполнить решение совета. все мы должны уважать совет шуры.

партия во всем руководствуется нормами ислама. политика партии формируется исходя из складывающихся условий, в том числе зависит от уровня конкуренции. главная цель партийных программ - это консолидация египетского народа и приход к власти в результате свободной конкуренции за голоса граждан.

в данном случае никакого различия между организацией и партией нет, так как члены «братьев-мусульман» в основном заняты организаторской и воспитательной деятельностью, а партия – исключительно политической. я считаю, что совет шуры движения больше не станет выбирать лидера партии.

- вы приняли решение принять участие в политике, а не быть в числе первых. движение определилось относительно кандидатов на пост президента страны? кого вы из них поддержите?

- в начале позвольте отметить, что египет только что заново родился, поэтому она остается слабой как в политике, так и в области обеспечения безопасности и экономической стабильности. когда движение приняло решение не участвовать в президентских выборах, его позиция была полностью оправдана, так как государство продолжает оставаться слабым. «братья» одни не в силах нести ответственность за государство в такой трудный период. если «братья-мусульмане» возьмут на себя такую ответственность, они превратятся во врагов египта. если движение примет участие в выборах, то окажется, что исламский опыт управления государством бессилен возрождать египет, что негативно повлияет на имидж «братьев», на их популярность, на будущее в целом. когда египет окрепнет, «братья» начнут борьбу за пост президента страны. что касается поддержки того или иного кандидата, то пока движение не определилось. слухи о том, что организация поддерживает того или иного конкретного кандидата, не соответствуют действительности.

- как вы оцениваете состояние отношений между «братьями-мусульманами» и высшим военным советом? некоторые, к примеру, утверждают, что вы находитесь в союзнических отношениях с советом.

- наши отношения с высшим военным советом очень тесные, только бы не сглазить. когда совет выполняет свою деятельность хорошо, мы только одобряем. когда же ошибается, мы говорим, что они ошибаются. мы не обращаем внимания на тех, которые утверждают будто бы «братья» находятся в союзнических отношениях с высшим военным советом, и не придаем значения таким словам. наш лозунг - это служить египту. наша деятельность показывает, насколько мы являемся патриотами своей страны, трудимся на благо ее возрождения.

- какие проекты предлагают «братья-мусульмане» для преодоления экономического кризиса и возрождения египта?

- многие члены движения являются специалистами по тем или иным направлениям. все усилия в каждом из направлений внутри движения организации сосредоточены на возрождении страны. недавно бизнесмены выступили с призывом созвать в египте международную конференцию по возрождению торговли в стране. «братья» оказывали поддержку и делали все ради того, чтобы она состоялась.

мы считаем, что египет богатая страна. миллиарды фунтов, не поддающиеся воображению, были разворованы. преступники оставили страну в опустошенном состоянии.

я хочу отметить, что основная задача, которая была возложена на «братьев», - это воспитание молодого поколения. мы почти в каждом административном центре имеем свои бюро по воспитанию молодежи. в этой сфере работают тысячи членов организации.

- повлияют ли внутренние противоречия в стране на региональное положение страны?

- египет остается нестабильным. институты, которые осуществляют государственную власть, также нестабильны - премьер-министр не может назначать себе министров. такое положение вещей порождено деспотизмом прежнего режима.

однако народ хочет, чтобы египет после революции стала сильным государством, выступала авангардом среди арабских и исламских государств. будущему министру иностранных дел предстоит учитывать достижения революции в установлении отношений с другими государствами, включить египет в международную и региональную повестки дня, вести соответствующую политику. желание египетского народа должно учитываться прежде всего.

я имею в виду роль постреволюционного министерства иностранных дел в отношениях с оаэ, саудовской аравией. когда наш министр находился у них с визитом, они были сильно разгневаны на нас из-за мубарака. но как только визит закончился, все поутихли, отношения снова стали стабильными.

все наши надежды устремлены к аллаху – истинному осуществителю революции. никто не может утверждать, что это он сам сделал революцию. аллах предопределил, чтобы мы возродили египет. я всем заявляю, что в египте нет места межконфессиональным распрям. события в квартале аббасия (столкновения между противниками и сторонниками военного руководства египта - islamrf.ru) еще ничего не значат. нельзя раскалывать египетское общество.

хочу отметить, что события в квартале аббасия и на площади тахрир не возымели эффекта на египетский народ. если руководители этих акций настроены серьезно и имеют свою программу, то пусть нам покажут ее. я же со всей откровенность скажу, что сми сильно раздули эти события.

- уважаемый шейх, вы утверждаете, что определенные силы раздули события в квартале аббасия? то есть вы считаете, что имеются силы, которые влияют на события в египте извне?

- мы часто сталкиваемся со сми. они играют опасную роль в египетском обществе. сми начали кампанию против нас, когда я отказался от своего поста в пользу мухаммеда бади. но мы победили. потом снова мяч оказался на нашей половине поля - нас стали критиковать за формирование комитета по внесению поправок в конституцию. опять стали настраивать народ против внесения поправок, чтоб он сказал «нет». но сознательный народ сказал свое «да». сми опять начали кампанию против нас, несмотря на волю народа. в третий раз пресса заявила, что конституция «приоритетна», а когда «братья-мусульмане» заняли схожую позицию, она отказалась от своего заявления и уже заявила, что «нет». но воля народа оказалась выше и были назначены даты выборов. я думаю, что некоторые акции действительно финансировались из-за рубежа с целью дестабилизировать политическую обстановку в стране. однако народ бдителен, а «братья» тем более.

- неспособность западных спонсоров навязать свою повестку дня подтолкнула сша вступить в переговоры с движением «братья-мусульмане»?

- с первого дня, как египетская революция стала добиваться успехов, америка постоянно находилась рядом. позиция же «братьев--мусульман» остается прозрачной и открытой – мы стараемся поддерживать хорошие отношения со всеми людьми на земле, в том числе с американцами.

если вернемся в то время, когда я исполнял обязанности духовного лидера «братьев-мусульман», мы тогда открыто заявляли, что готовы вести диалог с соединенными штатами, но только через министерство иностранных дел египта. такой же позиции придерживается нынешний духовный лидер «братьев-мусульман». она исходит из уважительного отношения к нашей стране.

но я хочу подчеркнуть, что между нами и американцами никаких контактов нет. правда, американское посольство установило контакты с некоторыми членами народного собрания, в том числе с депутатами от «братьев-мусульман». хочу заметить, что последние выступали не от имени организации, а как члены парламента. до настоящего времени между нами и американцами никаких встреч не было. все, что говорится в сми, лишено основания и является ложью.

во время визита барака обамы в каир со мной встретилась американская журналистка. на ее фразу «обама в каире» я ответил «добро пожаловать». «что вы хотите сказать ему?» - спросила она меня. я сказал: «америка буша оставила после себя тяжелое наследство в ираке, афганистане, дарфуре, сомали, палестине. с этим ничего не поделаешь! я считаю, что обама ничего не сможет сделать. америка государство институтов. обама, будучи во главе этих институтов, не сможет идти против них».

кроме того, она спросила о нашей позиции в отношении «израиля». я сказал, что мы не знаем ничего такого, что называется «израилем». мы знаем, что есть сионисткий режим, который оккупировал землю, убивает детей, женщин, стариков. нам остается только сопротивляться этому режиму, пока он не оставит наши земли.

- как в движении воспринимают революции, которые произошли или все еще продолжаются в арабских странах?

- «братья-мусульмане» в революциях выступают на стороне арабского народа. это не обсуждается. мы, египтяне, испробовали на себе все тяготы и лишения преступного, деспотического режима.

здесь я, пользуясь случаем, хочу обратиться к правителям пересмотреть свое отношение к народу, предоставить ему то, что он желает. история за это увековечит их имена. угнетение народов приводит к тому, что эти правители окажутся выброшенными на задворки истории.

я спрашиваю себя: как салех, асад, каддафи будут отвечать за пролитую кровь перед аллахом?! если им удастся избежать держать ответ перед своими народами, то история все равно их рассудит.

со мной приключились две истории: с али абдаллой салехом, вторая с королем абдаллой бен абдель-азизом.

во время войны между правительственными войсками и хуситами в йемене я направил салеху письмо, в котором отметил, что не к лицу президенту вести войну против своего народа и подвергать их смерти. я просил его пересмотреть свое решение и найти с ними общий язык. но он не придал моим словам никакого значения. я попытался достучаться до него через шейха садика аль-ахмара (шейх племени хашид, выступал посредником между хуситами и йеменским правительством - islamrf.ru), который высоко отозвался о моем воззвании и обещал поднять этот вопрос во время встречи с президентом. прошло время, а мое письмо так и осталось без ответа.

когда саудовская аравия направила против хуситов свои войска, я обратился с воззванием к абдалле бен абдель-азизу. я писал ему: «хранитель двух святынь, мы питаем большие надежды на королевство». кроме того, напомнил ему о том, что когда его отец абдель-азиз готовился к войне с йеменем, ученые выступили против и он отказался от своих планов.

из-за подобной позиции против меня саудовские сми объявили кампанию, пока ко мне не пришли советники правителей разных районов саудовской аравии и заявили, что не желают ухудшения отношений между королевством и нашей организацией. я им говорил, что наши отношения уходят корнями к временам правления короля абдель-азиза. в 1946 году, когда он с визитом прибыл в египет, имам хасан аль-банна организовал ему прогулку по стране. в акции участвовали десять тысяч «братьев».

наша позиция в отношении правителей такова: если они творят плохое, то мы им говорим, что они ошибаются, если хорошее, то говорим, что совершают хороший поступок. когда саудовская аравия выступила инициатором за заключения перемирия между израилем и арабскими странами, мы заявили, что такая инициатива ошибочна, она невозможна. наоборот, когда объявила о перемирии между противоборствующими палестинскими группировками, мы приветствовали этот шаг со стороны королевства и всячески подчеркивали, что он правильный.

- каков будет итог нынешних арабских революций?

- я думаю, что итоги революций сложатся в пользу народа, несмотря на заговоры против арабов и мусульман. я также считаю, что америка и евросоюз выступают в одной связке с каддафи. это ясно. иначе они бы ликвидировали его в один момент. на самом деле идет война против мусульман, запад хочет воспользоваться народными революциями, желает, чтобы народы были внутренне сломлены, после падения режимов государства снова оказались под его оккупацией.

я призываю народы, участвующие в революции, противостоять как внутренним, так и внешним врагам, которые хотят повернуть ход революций в свою пользу. арабскому народу я говорю, что их революция проложила путь к освобождению благословенной мечети аль-акса и всей палестины от оккупации. палестина освободится только тогда, когда арабский и исламский мир сбросят с себя оковы тирании и гнета.

также я обращаюсь к средствам массовой информации, которые пытаются представить народные революции результатом заговора из-за рубежа. я им отвечаю, что их слова лишены смысла, они являются обманом. народ имеет право и он требует свободы, достоинства, социальной справедливости, искоренения коррупции и воровства. без сомнения, победа будет за народом. но есть заговорщики, которые заинтересованы в том, чтобы свести эту победу на нет, и снова оккупировать народ. мы всему миру заявляем, что мы с народами, которые воспевает свободу, в том числе с нашими коллегами - «братьями» в этих странах, где происходят революции.

- какова позиция «братьев-мусульман» в отношении ирана?

- мы в отношении ирана имеем два подхода: религиозный и политический. что касается религиозного подхода, без сомнения, иранцы поклоняются аллаху. мы их называем мусульманами, так как они признают существование аллаха и верят в пророчество мухаммада (мир ему).

однако, политика ирана должна быть пересмотрена. политика ирана и движения «хезболлы» в отношении революции в сирии постыдна, она не в пользу народа. любое дружественное государство должно выступать на стороне народа, а не деспотического режима.

скажу откровенно, когда «хезболла» в 2006 году в ливане начал войну против сионистов, мы поддерживали его. мне тогда пришлось услышать в свой адрес много упреков со стороны лиц, которые не делали отличий между политикой и религией.

я призываю иран быть вместе с народом сирии. если он этого не сделает, совершит ошибку. конечно сирия и иран заинтересованы в друг друге. но интересы народа должны быть на первом месте. устами народа глаголит истина. народ вне времени, а режимы меняются и исчезают.

«ас-сабил»

беседовали абдалла аш-шаубаки, хазим аббад

перевод: ахметжанов м.а.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...