Новости Ислама |
соборная мечеть москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. провокаторы, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы москвы.
что такое «реконструкция»? «большой энциклопедический словарь» гласит, что слово «реконструкция» имеет такие значения: 1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования. 2) восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.
соборная мечеть москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. об этом заявил в интервью газете «ислам минбаре» председатель совета муфтиев россии шейх равиль гайнутдин. тем не менее, провокаторы или просто недалекие умом люди обвинили его во всех смертных грехах, и два-три сайта заполнились соответствующими материалами, в которых напрочь отвергается возможность реконструкции соборной мечети. это, мол – беспрецедентное, унижающее московских татар явление. авторы всех этих поклёпов, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы москвы.
возьмем для примера несколько фактов. не так давно я смог ознакомиться с документами центрального исторического архива москвы, из которых становится очевидным, что старинная мечеть в замоскворечье была разобрана после эпидемии чумы 1770-х годов при новом владельце этого земельного участка купце щукине. однако жители татарской слободы не забывали о своей святыне и по мере сил пытались вернуть это место себе. участок, где находилась та мечеть, впоследствии принадлежал различным владельцам. в период 1819-1821 годов это владение выкупил купец из села камкино нижегородской губернии мурза хасан аюпович мангушев. в «указателе жилищ и зданий» от 1826 года под номером 281 значится магометанский молитвенный дом. это то самое владение, где находилась ранее мечеть, на углу большой татарской улицы и старо-толмачевского переулка. итак, очевидно, что мусульмане стремились молиться как можно ближе к тому месту, где некогда стояла их святыня эпохи позднего средневековья. однако при этом, магометанский молитвенный дом был построен примерно на 20-30 метров южнее средневековой мечети.
спустя еще несколько лет была построена и сохранившаяся по сей день историческая мечеть. бухарский купец назарбай хошалов выкупил землю, принадлежавшую цеховой пелагее сарычевой, не позже лета 1823 года. в августе-сентябре 1823 года, не дожидаясь окончательного разрешения властей на постройку именно мечети, на этом участке началось возведение каменного одноэтажного здания. встревоженный этим обстоятельством московский архиепископ филарет задал вопрос генерал-губернатору москвы князю дмитрию голицыну: «действительно ли от вышнего начальства на строение мечети дано позволение, и с таким ли обязательством, чтобы сего столь чуждаго богослужения публичных оказательств, каков публичный крик [азан], не было, согласно с известными секретными постановлениями о веротерпимости»? на том же документе стоит резолюция князя голицына московскому обер-полицмейстеру от 21 сентября: «написать, чтобы крику [то есть азана] никакого не было, и выдать план для построения дома для купца просителя, а не для мечети, а в доме он может по обряду своему богослужения отправлять уже».
через 4 дня окончательно разнервничавшийся генерал-губернатор д.в. голицын издал несколько секретных постановлений по вопросу строительства мечети. именно в этих документах мы видим кульминацию «компромисса» между властями и мусульманами о строительстве этого «столь чуждаго для москвы» объекта. «татарское общество допустить к построению дома для богослужения можно, но с тем, чтобы дом сей, будучи обыкновенного вида с прочими обывательскими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети... чтобы отнюдь дом сей строим не был в виде мечети, [далее дописано] и не назывался бы мечетью».
итак, мы видим, что изначально историческая мечеть возникла в качестве частной молельни, без минарета и купола. мусульмане были вынуждены согласиться с ультиматумом властей. понятно, что никакого разрешения императора на строительство мечети не было; ни о каких заслугах татар или прочих мусульман перед престолом в войне с наполеоном говорить в этой связи не приходится; никакого уважения к исламу в этих документах не найти при всем желании. но жители москвы, исповедующие ислам, решили действовать согласно поговорке: «хоть горшком назови, только в печь не ставь». очевидно, что если бы они продолжали упорствовать в своих требованиях построить мечеть «как в казани», и «только по разрешению правительства» (таково было их требование от 1816 года), они бы еще долго не смогли обрести богослужебного здания. в результате через несколько лет, а именно к 1826 году, мечеть переехала из дома мангушева в здание специально выстроенного для этих целей татарского молитвенного дома, который мы сегодня называем исторической мечетью.
еще раз подчеркнем этот момент: первоначальный вид строения мало напоминал мечеть. в 1858 году был проведен первый ремонт этого молитвенного дома. между 1880 и 1884 годами была осуществлена перестройка исторической мечети – такая же реконструкция, которая сегодня вдруг объявлена преступной, если ее проводить в отношении соборной мечети. этому предшествовало прошение имама х.агеева, старосты и.девишева, и салиха ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя в.а.долгорукова, в котором отмечалось: «наше магометанское общество… числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, …отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить мечеть.
в результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. вместимость мечети увеличилась до 1500 человек – то есть в 5 раз!
мы видим, что салих ерзин, построивший соборную мечеть москвы, самолично финансировал реконструкцию исторической мечети, как только: 1) у мусульман появились финансовые возможности; 2) этого потребовали изменившиеся условия, в т.ч. – значительное увеличение численности мусульманской общины. сегодня недальновидные противники реконструкции соборной мечети, ссылаясь на память с.ерзина, говорят нам, что московский муфтият разрушает историческое наследие татар-мусульман.
получается, что и салих ерзин разрушал мусульманское наследие, которое с трудом возникло в 1826 году? салих ерзин финансировал коренную реставрацию, известен архитектор этой масштабной реконструкции (перестройки) исторической мечети – д.и. певницкий. представляю, какими словами обозвал бы салих ерзин провокаторов, которые суют палки в колеса процессу реставрации построенной им соборной мечети – ведь и у нас коренным образом изменились два ключевых момента. имеются финансы, и изменились условия существования общины, в том числе резко выросла ее численность. как говорится, попробуйте найти отличия…
далее историческая мечеть еще не раз подвергалась реконструкции и ремонту. в сентябре 1915 года на деньги садека салиховича ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения; в 1937 году мечеть была закрыта, в 1960-е годы снесли минареты, в 1992 году на средства посольства саудовской аравии была осуществлена полная реконструкция здания, а в 1998 году на средства рашида баязитова – еще одна.
теперь перенесемся в соборную мечеть москвы. она была построена в рекордно короткие сроки, за 5 месяцев 1904 года, можно сказать, в спешке. ее возвели без фундамента. почему? дело в том, что второй мусульманский приход москвы, который построил соборную мечеть, почти 10 лет (!), с 1894 по 1904 годы, добивался разрешения на ее строительство. участок по выползову переулку перешел в собственность московского купца хусаина байбекова не позднее января 1902 года. в июле 1903 года в московскую городскую управу пришло прошение байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается.
очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. для этого с согласия байбекова два других лица – с.бакиров и х.акбулатов – стали совладельцами зданий на участке. затем они подали ходатайство о передаче участка со всеми строениями в пользу омдс. после того, как официальным собственником участка сделалось омдс, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении байбекова жилого дома фактически был предрешен. можно сказать, что владельцы «путали следы», чтобы добиться в итоге своего. вот и ответ, почему мечеть была построена в спешке, неправильно ориентирована на каабу, не имела фундамента.
в любом случае, за истекшее столетие перекрытия мечети износились, а масштабной реконструкции здания за все это время так и не было проведено – в отличие, как мы помним, от здания исторической мечети. были только косметические ремонты, менялась электропроводка и система отопления, но мечеть ни разу, ни одного дня за всю советскую и постсоветскую эпоху не закрывалась для прихожан для полной реконструкции, как того требует грамотное ведение хозяйства.
почему сегодня нельзя осуществить ее реконструкцию? я не вижу ни малейших препятствий к этому! более того, я четко осознаю: если сегодня старинное здание не отреставрировать, завтра нас ожидают колоссальные проблемы. рухнет потолок, проломится пол, завалится стена… кто будет нести ответственность за это? активисты-провокаторы? подписанты невыносимо глупых заявлений? муфтии из чувашских колхозов? редакторы сайтов, бесконечно сеющих фитну в мусульманской общине москвы и россии? они первыми, вместе со своими друзьями-исламоедами, возложат ответственность за происходящее на руководство московского муфтията.
следовательно, надо идти вперед, не обращая внимания на провокаторов. если же у активистов, искренне переживающих за судьбу мечети, и были сомнения в правильности принимаемого решения о реконструкции здания – искренне надеюсь, что после прочтения этой статьи сомнения исчезнут. дорогу осилит идущий, которыми в свое время были хасан мангушев, назарбай хошалов, салих ерзин, рашид баязитов… настало время пополнить этот почетный список новыми именами!
дамир хайретдинов
к.и.н., архивист, специалист по истории московской мусульманской общины
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |