внучка мецената салиха ерзина, на чьи деньги была построена московская соборная мечеть, тяжело перенесла весть о сносе здания мечети. «равиля хазрата при встрече я бы «поблагодарила» за дерзость», - говорит рауза кастрова.
они меня обманули11 сентября 2011 года в центре москвы была разрушена московская соборная мечеть. а 13 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения
раузы кастровой, внучки известного татарского купца, мецената
салиха ерзина, на чьи деньги и была построена та мечеть. в день ее 100-летнего мне посчастливилось побывать у юбилярши в гостях. к нашему приходу рауза ханум одела свой красивый калфак и национальный элемент татарского костюма – камзол, на груди которого красовались две медали – за оборону москвы и за победу над германий. а мы попали словно в музей, вокруг нас окружали атрибуты быта жизни татарской интеллигенции прошлого века: старинный буфет, красивая серебряная посуда, фотографии, некоторые из которых датированы 1913 годом, а с фотографий на нас смотрели красивые люди в национальных одеждах: близкие и родные раузы ханум, среди которых представители таких знатных татарских родов, как
шакуловы, ведущие родство от самого пророка мухаммеда (с.а.с.), ерзины, акчурины, ширинские, девишевы, бурнашевы, яушевы и многие другие. здесь же можно встретить лица таких известных татарских деятелей, как
муса джалиль. в памяти раузы ханум хранятся образы
мусы бигиева, занятия об исламе которого она посещала,
сары садыковой, салиха сайдашева, назиба жиганова, ибрагима акчурина, ахмеда ерикея, одной из первой татарской оперной певицы
зухры байрашевой – все они были ее близкими друзьями и хорошими знакомыми. сложно было поверить, что мы находимся в центре москвы, ведь порой даже в казани сложно найти не музейный, а живой очаг татарской культуры.
первый вопрос, который мы задали раузе ханум, касался, естественно, мечети, построенной на деньги ее деда. как бы ни старались уберечь ее родные, близкие от печальной новости о сносе мечети, заботясь о ее здоровье, она все равно узнала об этом:– сижу, слушаю телевизор, и в последних известиях сказали, что сегодня снесли мечеть… выдержав небольшую паузу, рауза ахмедовна продолжила, – …на выползовом переулке. я села и заплакала. до этого нам говорили, что мечеть сносить не будут и мы вроде успокоились, но… скажу откровенно, мне, конечно, было очень неприятно. мечеть была построена на деньги моего деда салиха ерзина. когда начали собирать деньги на строительство мечети, он спросил, сколько нужно и сказал, ни у кого больше не просите, всю сумму я внесу сам. я не знаю, какая точно там была сумма, сто тысяч или миллион, но он все принес золотом. и мне, конечно, обидно.
я и сама внесла около восьми тысяч рублей на реконструкцию мечети, если бы я знала, что это будет не реконструкция, а разрушение, то я, конечно же, не давала бы этих денег. но они меня обманули. конечно, я не буду забирать эти деньги обратно, пусть они оставят их себе.
немножко задумавшись, рауза ханум продолжает:– хотя равиль хазрат мне очень нравился. сейчас он знает о моем существовании или нет, я не знаю, но с 95-летием он меня поздравил, у меня даже есть его поздравительная открытка. поздравит он меня со 100-летним юбилеем или нет, но мне его поздравление не нужно (пауза). а ведь я его очень уважала.
«рахмат» за дерзость
рауза кастрова в силу своего возраста редко выходит из дома, но на вопрос, что бы она сказала людям, разрушившим мечеть, без колебаний ответила:– равилю-то? если я его когда-нибудь увижу,
а я постараюсь его не видеть, скажу ему «спасибо» в кавычках.
«рахмат!» я никогда не забуду вашу дерзость. ему все время мешала эта мечеть. но вообще-то он мне нравился, я всегда с удовольствием слушала его выступления. я с ним была знакома и разговаривала. когда его только назначили, я пошла в мечеть, чтобы с ним познакомиться. девушка из его канцелярии привела меня к равиль хазрату и сказала: «я вам сюрприз привела». а сюрпризом была я – внучка салиха ерзина. так мы с ним и познакомились.
а ведь мой дед приехал в москву мальчиком на побегушках. но он до того был честным, сам разбогател. он же неграмотным был, также неграмотным и остался, но он был очень религиозным: у него нет ни одной фотографии, потому что фотографирование считалось грехом. он был до боли честным, он никогда не брал даже лишнюю копейку.
когда мы в первый раз услышали о планах сноса нашей мечети, мы написали письмо-обращение на имя руководства города с просьбой сохранить ее, я тоже поставила там свою подпись.
(кроме раузы кастровой свои подписи под обращением о сохранении московской соборной мечети поставили более пятидесяти представителей знатных татарских фамилий и родов – прим. автора).туда я больше ни ногой!
рауза ахмедовна пережила свержение царского режима и коллективизацию (все имущество кастровых-ерзиных было национализировано); сталинские репрессии: на ее глазах были расстреляны ее ближайшие родственники; двоюродная сестра амина; муж сестры фатимы ерзиной – первая жертва политических репрессий сталина – мирсаид султан-галиев; ближайший родственник, имам исторической мечети абдулла хазрат шамсутдинов; ее родные братья погибли в ссылках; она пережила высылку с матерью в степной город чкаловск, где им пришлось пережить лишения и голод; обвинение в пособничестве врагам народа и шпионаже. пережив также и великую отечественную войну, несмотря ни на что, рауза ханум все еще не теряет оптимизма. продолжая тему сноса мечети, она говорит:– ну что поделаешь. бог с ним. у нас есть еще одна мечеть (историческая мечеть на большой татарской улице в москве – прим. автора), я буду ходить туда. а в новую мечеть, которую построят на месте нашей, я ни ногой. о том, что и эту мечеть не постигнет такая же участь, о том, что сможем сохранить ее, мы пообещать не смогли, не смогли отнять надежды у живой истории татарского народа, глядя на которую все еще хочется надеяться, что благородство, искренность, широта души и щедрость, присущая нашим предкам xx века, еще дадут свои ростки, пробившись сквозь глыбу алчности, кощунства, лицемерия и лжи серых будней xxi. рауза ахмедовна кастрова родилась в 1911 году в татарском городе касимов рязанской области в семье богатого промышленника и мецената ахмеда хайрулловича кастрова, представителя знаменитой купеческой династии начала хх века. кастровы одними из первых начали издавать рекламные проспекты. они имели несколько имений в окрестностях касимова. как меценаты кастровы выделяли средства на содержание ханской мечети, были членами касимовского мусульманского благотворительного общества, являлись попечителями кастровского медресе в касимове, для которого построили новое здание неподалеку от ханской мечети и оплачивали жалованье преподавателям. на полном пансионе кастровых жил старейший преподаватель медресе хасан шамсутдинов. сама рауза кастрова не прекращала читать намаз и держать пост в месяц рамазан во времена гонений на «религиозный фанатизм» и во времена огульного атеизма, тщательно скрывая это от своих коллег.
в гостях у раузы кастровой побывала гульназ бадретдин