Новости Ислама
Версия для печати

Зыяитдин Камалетдинов – основатель медресе «Галия» (к 140-летию со дня рождения общественного и религиозного деятеля)


  09.12.2013    |   Башинформ.ру

Cегодня исполняется 140 лет со дня рождения Зыяитдина Камалетдинова (настоящее имя Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов) - выдающегося просветителя, видного общественного деятеля, богослова, реформатора ислама, писателя.

Cегодня исполняется 140 лет со дня рождения Зыяитдина Камалетдинова (настоящее имя Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов) — выдающегося просветителя, видного общественного деятеля, богослова, реформатора ислама, писателя. Во всей дореволюционной России его знали как основателя и руководителя самого прогрессивного в то время мусульманского учебного заведения — медресе «Галия». Современники называли его коротко — Зия Камали.

Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов родился 9 декабря (22 декабря по новому стилю) 1873 года в знаменитой деревне Келяшево Кара-Якуповской волости Уфимского уезда одноименной губернии, ныне деревня Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан, в бедной крестьянской семье.

Будущий богослов получил образование в уфимском медресе «Гусмания». Затем окончил философский факультет университета «Аль-Азхар» в Каире. В эти годы поменял свое имя на Зыяитдин. Хорошо знал английский, арабский и турецкий языки. В 1904-1906 годы Зия Камали работал преподавателем в медресе «Гусмания», активно сотрудничал в национальной и религиозной периодической печати, издавал в Уфе газету «В мире ислама».

В 1906 году он основал медресе «Галия». До 1919 года Зия Камали был его бессменным ректором, профессором, читал курсы «Основы ислама», «История ислама» и психологию.

В 1908 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы, что дало ему возможность стать официальным руководителем медресе «Галия». В 1915 году Зия Камали открыл первое в крае высшее женское учебное заведение «Анасия» с педагогическим уклоном, где сам преподавал мусульманскую этику. Под его руководством в Уфе с 1915 года действовали ежегодные педагогические курсы.

Основные труды 3ии Камали увидели свет в канун Первой мировой войны. В 1909-1911 годы он опубликовал фундаментальную научную работу в трех частях «Фэлсэфэи исламия» («Философия ислама»), в которой поднял проблему обновления религиозной и общественной жизни, а также выдвинул оригинальные философские идеи. Большой резонанс среди российских мусульман вызвала его книга «Дини тэдбирлэр» («Религиозные устроения», 1913). В этих работах, написанных в остром публицистическом стиле, Зия Камали на понятном для широкой аудитории языке тюрки изложил свои идеи модернизации ислама, раскрепощения и примирения его учения с современными наукой и культурой. Он выступал за национальное возрождение мусульман, пропагандировал реформаторские идеи.

Одним из первых Зия Камали осуществил перевод Корана на татарский язык, который из-за противодействия духовенства остался, как и многие другие его произведения, неопубликованным. Так и не увидели свет и другие сочинения Зии Камали: «Истинный путь Корана», «Наши духовные школы — медресе и мектебы» и 3-я часть «Философии ислама», касающаяся в основном вопросов мусульманской юриспруденции. По-видимому, потерянной оказалась написанная Зией Камали «История религии».

После Февральской революции 1917 года он активно участвовал в политической жизни: был избран членом Союза мусульманского духовенства, принял участие в работе Первого Всероссийского мусульманского съезда (Москва, май 1917 года), Национального Собрания мусульман Внутренней России и Сибири (Уфа, ноябрь 1917 года — январь 1918 года).

В 20-е годы прошлого века Зия Камали продолжил активную научную и педагогическую деятельность. В 1923 году он был избран казыем (мусульманским судьей) Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Вместе с муфтием Ризой Фахретдиновым вел неустанную работу по сохранению мусульманских учебных заведений, мечетей, исламских ценностей и обычаев.

В апреле 1936 года органами НКВД в Москве было возбуждено «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ». Большая группа мусульманских деятелей, в том числе и Зия Камали, была обвинена в «возбуждении верующих против Советской власти», «шпионских связях» с белой татарской эмиграцией в Китае, Японии, Германии и Финляндии.

В январе 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Зыяитдина Камалетдинова к семи годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах по печально знаменитой статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. Он отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината. Осенью 1938 года Зия Камали был этапирован в Уфу для дополнительного расследования. На 18 допросах он ничего нового не показал. 20 июля 1939 года было вынесено постановление о прекращении следствия и этапировании заключенного Камалетдинова обратно в лагерь НКВД. Зия Камали был отправлен в лагерь. Однако в пути он заболел, был снят с поезда и вскоре скончался в тюрьме города Куйбышева. Реабилитирован он был только в 1956 году.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...