Новости Ислама
Версия для печати

Ризаитдин Фахретдинов – выдающийся деятель мусульманской культуры России (К 155-летию со дня рождения)


  05.01.2014    |   Башинформ.ру

В эти дни отмечается 155-летие со дня рождения Ризаитдина Фахретдиновича Фахретдинова религиозного деятеля, писателя, ученого и историка.

В эти дни отмечается 155-летие со дня рождения Ризаитдина Фахретдиновича Фахретдинова религиозного деятеля, писателя, ученого и историка.

Ризаитдин Фахретдинов родился 4 января (16 января по новому стилю) 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевского района Республики Татарстан. Начальное образование он получил в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Писал в основном на языке тюрки, который тогда был единым литературным языком для всех мусульман России.

Своей многолетней деятельностью Ризаитдин Фахретдинов способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Важное значение имели его исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры тюркских народов тогдашней России. Его имя было широко известно также в Средней Азии и Казахстане.

В 1867 — 1868 годах Ризаитдин Фахретдинов учился в медресе при Первой мечети города Чистополя у выдающегося шейха Закира-ишана Камалова, известного деятеля суфизма. В 1869 — 1889 годы Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. В последние годы учебы он заинтересовался творчеством мусульманских ученых-реформаторов Абу Насра Курсави, Шигабутдина Марджани, Джамалуддина Афгани и других.

В 1887 году в Казани была опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») — первое произведение Ризаитдина Фахретдинова, посвященное арабскому языку. В 1891 году он переехал в Уфу, где служил казыем — мусульманским судьей в Духовном управлении мусульман. Он стал автором повестей «Салима или целомудрие» (1889) и «Асма или Проступок и наказание» (1903), в которых выступает сторонником приобщения мусульман к передовой европейской культуре, поднимает актуальные проблемы эмансипации женщин.

В 1906 — 1908 годах Ризаитдин Фахретдинов работает помощником редактора либеральной газеты «Вакыт», в 1908 — 1918 годах — редактором журнала «Шура», которые издавались в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В журнале «Шура» им опубликовано около 180 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала он активно отстаивал точку зрения преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору мусульман Поволжья.

Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-библиографическая книга «Асар», посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.

В декабре 1917 года Ризаитдин Фахретдинов участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда). На нем он был избран в состав Кесе-Курултая — предпарламента Башкурдистана.

В 1922 году его избирают муфтием Центрального Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. В 1926 году в качестве главы делегации России он участвовал во всемирном Конгрессе мусульман, состоявшемся в Мекке, и был избран заместителем председателя Конгресса.

К 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 тысяч мечетей было закрыто, подавляющее большинство мулл и муэдзинов лишены возможности исполнять свои обязанности. Ризаитдин Фахретдин выступал против закрытия мечетей, арестов священнослужителей и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на бедственное положение ислама в СССР.

Скончался Ризаитдин Фахретдинов 11 апреля 1936 года на 78-м году жизни по причине преклонности лет, не дожив нескольких месяцев до массовых арестов руководства духовного управления. Похоронен он на небольшом погосте рядом с Уфимской соборной мечетью. Рассказывают, что тысячи мусульман, узнав о смерти Ризаитдина Фахретдинова, собрались тайно ночью в его родной деревне для прочтения поминальной молитвы по своему духовному лидеру.

Сыновья Ризаитдина Фахретдинова были активными участниками Башкирского национального движения, сторонниками Заки Валидова. Габдрахман Фахретдинов работал в Башревкоме, позже трудился в Совете Народных Комиссаров Башкирской АССР. После смерти отца был арестован и скончался в уфимской тюрьме в 1936 году.

Габдулахат был известным экономистом, в 1938 году был арестован, обвинен в принадлежности к террористической организации и расстрелян.

Российский исламский университет ЦДУМ России в Уфе с недавнего времени носит имя Ризаитдина Фахретдинова.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...