Новости Ислама
Версия для печати

В исламе нет места диктатуре, автократии или монархии


  06.02.2014    |   Islam-news

Исламский мир проходит ныне через критическую фазу своей истории. Мы сегодня стакиваемся со многими проблемами, попадая зачастую в «подвешенное» состояние между надеждами и отчаянием.

Мусульманский философ и экономист размышляет о роли религиозных наставников и философов-мыслителей в современном исламе

06 февраля 2014, 10:50

Шах Абдул Ханнан



Исламский мир проходит ныне через критическую фазу своей истории. Мы сегодня сталкиваемся со многими проблемами, попадая зачастую в «подвешенное» состояние между надеждами и отчаянием. Таким образом, существует серьезная необходимость вычленить ключевые проблемы, стоящие перед исламской уммой и определить наши обязанности по дальнейшим действиям.

Если мы искренне стремимся к решению проблем, стоящих перед мусульманами мира, то, прежде всего, необходимо установить сотрудничество между различными сегментами мусульманского общества. Особенно необходим диалог между мыслителями-интеллектуалами (араб. «муфакиры») и собственно религиозными учеными- алимами (араб. улама) в исламе. В то время, как улемы более компетентны в вопросах того, что дозволительно, а что запретно, муфакиры более «продвинуты» в сфере новых, современных идей. При этом, они не обязательно компетентны в том, насколько эти идеи соответствуют шариату, либо принципам исламского поклонения. Вот почему, они нуждаются друг в друге. Алимам нужно мнение муфакиров и наоборот.

Д-р Мухаммад Икбал (1877-38, мусульманский поэт, философ и общественный деятель, считающийся духовным отцом современного Пакистана - IN) не алим, но муфакир в исламе. Точно также как и иранский мыслитель Али Шариати, более, однако, «продвинутый», чем многие современные алимы. К муфакирам, а не алимам следует также отнести и Саида Кутба, равно, как и пакистанского ученого Хуршида Ахмеда и бангладешцев д-ра Хасана Заммана и Саида Саджада Хоссейна.

Итак, алимы определяют пределы дозволительного и запретного (халяль и харам), которым мусульмане должны следовать. Муфакиры, со своей стороны, призваны решать проблемы, возникающие в этих установленных пределах. В то же время, алимы должны иметь в виду, что муфакиры тщательно изучили волнующие сегодня мир проблемы их различных измерениях и глубинах. И только через синтез опыта алимов и идей мыслителей-муфакиров (интеллектуалов) можно обрести прагматичное и реалистичное решение существующих проблем. Вот почему нужно тесное сотрудничество между этими различными, но взаимозависимыми группами национальной элиты.

Если мы действительно хотим значимо послужить делу ислама в современном мире и адекватно отвечать на вызовы времени, нам необходимо быть в курсе современных проблем. Философские проблемы, с которыми сталкивались мусульмане в первые века ислама, в основном вращались вокруг конфликта мутазилитов и ашаритов, продолжавшегося около двух столетий и уже не так актуальны ныне. В последние столетия мы сталкиваемся с идеологиями капитализма, социализма, секуляризма идеями Дарвина и Фрейда, считающимися значимыми для сегодняшнего мира. Однако в наших медресе (школах) продолжают изучение философии мутазилитов и ашаритов, и других идей времен давно минувших. Мы не изучаем философских проблем современного значения. Проблемы прошлого уже не принадлежат миру сегодняшнему, в котором мы живем. Литература по этим вопросам должна оставаться в наших библиотеках, но лишь как справочные издания. Идеи, однако, не должны становиться содержанием современного образования в медресе и новых учебников. Нужно сосредоточиться на исследовании жгучих философских вопросов современности.

Сегодня очевидными стали перемены в мире политики. Введена парламентская система. Выборы проходят в тайном режиме. Такие явления, как децентрализация власти, федеральная структура правительства, разделение власти с автономными единицами, делегирование власти региональным правительствам и т.д – все это выходит ныне на первый план. Все это – явления новые и не были описаны в старинных трудах по фикху (исламскому праву). Например, средневековый фикх, не содержал положений о выборах или о разделении властей, как ныне (однако положения, касающиеся частично данных вопросов в традиционном фикхе все же имеются - IN). Прежде, в политике доминировала элита, а общество не играло значимой роли, но сегодня ситуация совершенно иная. С укреплением гражданского общества, народ играет все большую роль, что воплощается в избирательной системе, хотя, конечно же, значимую роль продолжает играть и элита.

Здесь хотелось бы обратиться к известному исламскому мыслителю нашего времени (муфакиру) д-ру Абд ал-Хамиду Абу Сулайману, бывшему ректору Международного исламского университета в Малайзии, а ныне – Президенту Международного института исламской мысли (США). Обсуждая кризис, имеющий место в мусульманском обществе и сегодня проявляющий себя куда острее, чем 10-15 лет назад, д-р Абу Сулайман в своей книги под красноречивым названием «Кризис мусульманского разума» пишет, что с точки зрения перспективы слепое копирование Запада не подходит мусульманскому миру. Это также неприемлемо и для рядовых мусульман. Ни один народ или общество еще не становились сильнее или величественнее в массовом масштабе копируя других. Тем более, такому народу никогда не стать мировым лидером.

Сторонники одного подхода полагают, что надо следовать примеру мусульман первых веков ислама, эпохи Омейядов и Аббасидов и следование примеру юристов-факихов 1200-летней давности может разрешить их проблемы. Доктор Абу Сулайман считает, что подобный подход лишен практического смысла, поскольку за прошедшие столетия появилось множество новых явлений в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, администрировании и коммуникациях – и решения этих проблем никак не найти в практике прежних поколений, либо мнениях факихов тех времен. Поэтому следует искать их в свете Корана и Сунны. Мы должны вычленить проблемы уммы, оценить их природу, глубину и иные измерения адекватно и после этого уже предлагать решения, при сохранении и поддержке ведущей роли исламского учения во всех наших соображениях. В формулировке решений следует использовать «методологию иджитихада».,указывает в своей книге д-р Абу Сулайман. Такой подход назван им «асала» или «изначальный подход».

Думаю, что подобные идеи заслуживают серьезного рассмотрения и практического применения. Д-р Абу Сулайман подчеркивает также значимость фактор места и времени в поисках подобных решений. С течением времен меняются обстоятельства и их контекст, что важно для поиска решений различных современных проблем. Не выходя за рамки Корана и Сунны. Также, по его мнению, важна своего рода реконцептуализация исламских наук в свете исламских принципов. И первым начал активную работу в этом направлении именно исламский университет Малайзии.

Наша страна, Бангладеш сегодня тоже сталкивается со множеством проблем, и главная из них – это бедность. Ее изжить – дело совсем нелегкое. Многие полагают, что мы можем решить эту проблему, установив регулярную и обязательную выплату закята. Но вопрос этот сложнее, требующий комплексного подхода и стратегии. В своей книге «Преодоление бедности: исламская перспектива» я подчеркивал, что для ее решения необходимо установить регулярный и обязательный закят, развивать вакуфную собственность, гармонично унифицировать и привести в синергию банковскую и налоговую системы.

Еще одной важной проблемой для Бангладеш является образование. Необходимо выработать образовательную политику в свете основных требований ислама. Нынешняя образовательная система этим требованиям не отвечает и должна быть изменена. В этом должны свою конструктивную роль сыграть алимы, опираясь , в то же время, на научные достижения исламских центров и университетов, как за рубежом, так и в Бангладеш. Сегодня в этих университетах изучают Коран, исламские науки, фикх, арабский язык, исламскую экономику и т.п., наряду с современными научными дисциплинами, и это позволяет получить наряду с фундаментальными знаниями, также и практическую специализацию.

Классические религиозные школы (медресе) обретут реальный вес в обществе, если начнут выпускать людей, могущих работать в современной экономике и гражданском администрировании. Пока же выпускники медресе не очень конкурентоспособны в этих секторах. Поэтому в алия-медресе (в Бангладеш это синтез средней школы и колледжа с 16-летним сроком обучения), можно, наряду с присваемыми степенями (камиль), в последние годы обучения по тафсиру, хадисам, фикху также выдавать степени по экономике МВА и государственному администрированию. То есть, в первые двенадцать лет студенты медресе получают исламские знания, а в последние четыре года – более практичную специализацию.

Еще одной проблемой мировой уммы следует назвать экстремизм или радикализм. Традиционный, аутентичный ислам проповедует не крайности, а, скорее, сбалансированный «серединный», путь. Первые экстремисты в религиозном и политическом мышлении появились уже спустя двенадцать лет после Пророка. Это были хариджиты, тогда же отвергнутые мэйнстримом уммы. Но и сегодня существуют различные группы экстремистского толка, придерживающиеся крайних взглядов на вопросы религиозного и политического плана.

Необходимо быть крайне осторожными с подобными экстремистами и предупреждать мусульман об их активности с тем, чтобы нейтрализовать возможный негативный эффект от их действий. Экстремизм появляется там и тогда, когда люди уделяют большое внимание вещам малым и второстепенным, игнорируя фундаментальные моменты. Это во многом результат того, что мы забываем уроки истории и имеем недостаточные знания шариата и других исламских наук. Без сомнения, это во благо уммы – избегать крайностей. Именно экстремизм, в конечном итоге, приводит к страданиям мусульман в различных частях мира.

Еще один ключевой вопрос – положение женщины. Множество алимов и мусульманских ученых занимались этим вопросом. Среди них – д-р Юсуф аль-Кардави, д-р Джамал Бадави (президент фонда исламской информации Канады, автор многочисленных фетв на портале Onislam.net –IN), шейх Абдул Халим Абу Шукка, один из бывших лидеров «Братьев-мусульман» и многие другие. Все они были согласны в том, что мусульманский мир не сможет развиваться, если женщинам в нем не будет оказываться должное уважение и поддержка. Невозможен прогресс, если за его рамками оказывается половина общества. Вот почему крайне важно вовлечение женщин в различные сферы и формы общественной деятельности, включая практическое применение и обеспечение их прав. В то же время, когда сегодня женщины активно посещают мечети и медресе, получают исламские знания, некоторые все еще обсуждают право женщин посещать мечети. Вот почему женским проблемам следует уделить самое серьезное внимание, и в этом вопросе с инициативой помощи и поддержки женщин должны выступить именно алимы.

Важная проблема – различие в интерпретации источников веры. Сегодня на книжном рынке циркулирует множество различных переводов смыслов Корана и хадисов. Люди, естественно, все это читают, и в головах у них возникает множество вопросов, на которые они сами же пытаются дать ответ, не владея при этом методикой толкования мусульманских текстов (усуль). Вот почему, необходимо также сделать достоянием широкой публики серьезную литературу по «усуль-аль-фикх», которую необходимо перевести с арабского на местные языки. Иначе, попытки самостоятельного толкования могут создать изрядную путаницу в умме, особенно, если активно начнут интерпретировать священные тексты в одиночку. Алимам нужно уделять больше внимания этому вопросу и распространять аутентичные знания по «усуль аль-фикх».

Также, я полагаю, что нам нужно прекратить пустые дебаты о демократии, ее необходимости или же наоборот. В исламе нет места диктатуре, автократии или монархии. Большая часть исламских партий и движений в мире уже сегодня борются за демократию и права человека. И если на деятельность таких партий налагаются ограничения, им надлежит обращаться к закону и подавать иск в суд, указывая на то, что партия зарегистрирована и действует в рамках закона. Во времена единого Пакистана ( в 1947 г бывшая Британская Индия была разделена на индуистскую и мусульманскую часть - Пакистан. Последний в то время состоял из западной (нынешний Пакистан) и восточной части, населенной мусульманами-бенгальцами. В 1971 г. Восточный Пакистан добился независимости и образовалось государство Бангладеш - IN) одна политическая партия была запрещена. Она прошла через многие судебные баталии, пока в Верховном Суде не выиграла иск. Причем, именно благодаря решимости демократическими средствами обеспечить свое демократическое право существовать как легальная партия.

В различных странах исламские партии стараются реформировать существующую политическую систему через участие в выборах. Все солидные исламские ученые сходятся во мнении, что принцип верховенства Аллаха, вытекающая из этого демократия представляют собой адекватный метод создания исламского государства. Нынешние демократические процессы в мире можно понимать как применение исламских принципов «шура» (совет, консультация) и «халифа».

Что же такое «халифа»? Это означает в одном из смыслов «представительство». В политическом смысле, это имеет значение благотворной власти народа, осуществляемой методом консультаций, представительство Божественного в этом мире. Мы, все люди – наместники Аллаха на этой земле и должны понимать, что, когда мы говорим о демократии, то имеем в виду правительство, покровительствуемое Аллахом Всевышним и осуществляющее свою власть через консультации с народом. То, о чем я говорю можно обозначить, как исламскую демократию. Эта концепция не тождественна западной демократии, хотя они и имеют общие первоосновы. Если мы четко не уясним и не поймем различия в двух этих концепциях, то, таким образом , создадим возможность для прихода к власти диктатуры, а это идет на пользу врагам ислама. В свое время, на президентских выборах в Пакистане в 1965 г. алимы страны поддержали кандидатуру Фатимы Джинны против фельдмаршала Айюб Хана. (Фатима Джинна (1893-1967 гг) – пакистанский политический деятель, лидер оппозиции, сестра основателя государства Мухаммада Али Джинны. На выборах 1965 г бросила вызов маршалу Айюб Хану, обещая «восстановить демократию в стране. Однако демократию она понимала в сугубо западном смысле, и в результате победил, поддерживаемый консервативным мусульманским большинством населения маршал-диктатор -IN). К сожалению, у людей часто очень короткая память, и сегодня мы часто предпочитаем крайности вместо консенсуса, свойственного мусульманским алимам и ученым прошлого. Это может серьезно повредить умме в долгосрочной перспективе.

(Речь произнесена на собрании улемов-членов наблюдательных советов исламских банков Бангладеш 4 марта 2003 г).

Взято с Facebook








Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...