Новости Ислама
Версия для печати

Запрет книг в помощь экстремистам


  24.03.2014    |   Islam-news

Российские суды продолжают запрещать религиозную литературу. На сей день федеральный список содержит 2242 экстремистских материала, не малую часть которых составляет религиозная литература. Дошло до того, что новороссийский суд запретил перевод Корана.

24 марта 2014, 12:35

Рустам Батыр: «запрет книг Саида Нурси, и в целом так называемой экстремистской литературы в России, не решает проблему экстремизма, а лишь ее усугубляет»


Российские суды продолжают запрещать религиозную литературу. На сегодняшний день федеральный список содержит 2242 экстремистских материала, немалую часть которых составляет литература об исламе. Дошло до того, что новороссийский районный суд запретил перевод Корана. Впоследствии под давлением мусульманской общественности вышестоящий суд отменил данное решение. Как запрет исламской литературы отразился на российских мусульманах, размышляет первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. В своей статье он анализирует сложившуюся ситуацию, выделяя в ней как положительные, так и отрицательные моменты.

НУРСИ И РОССИЯ

Нурджулар — религиозное движение родом из Турции, деятельность которого в России признана экстремисткой и запрещена решением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года. Основателем движения был известный турецкий богослов Саид Нурси (1878 - 1960), по имени которого оно и получило свое название. Широкая публика могла слышать о Нурси в связи с той войной компроматов, которую в последнее время один из последователей Саида Нурси Фетхуллах Гюлен, ныне живущий в США, развязал против премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана. В СМИ попали скандальные записи телефонных разговоров главы турецкой республики, которые вели (или подделали?) последователи Гюлена, давно проникшие во все структуры турецкого государства. Примечательно, что скандал разразился после того как Эрдоган пошел против воли Вашингтона по ряду событий на Ближнем Востоке. Правда, «классические» нурсисты открещиваются от Фетхуллы Гюлена и просят не путать их движение с организацией этого религиозного деятеля.

Сам Саид Нурси был однажды в России. Во время Первой мировой войны его, в качестве военнопленного, этапировали в Кострому. Местные татары, прослышав о том, что в их маленьком провинциальном городке оказался исламский деятель из далекой страны, взяли Нурси на поруки и попросили власти поселить его в местную мечеть, где всячески ухаживали за ним. Турецкий богослов потом с теплотой вспоминал эту заботу костромских мусульман.



Труды Саида Нурси, как и их запрет, неоднозначно воспринимаются в мусульманской религиозной среде. Одни не находят в них ничего «криминального». Другие считают, что внешне безобидная проповедь нурсистской организации является лишь прикрытием для экспансии в нашей стране Турции, члена НАТО.

Неоднозначность оценок трудов Саида Нурси связана и с самой личностью автора, который в течение 28 лет у себя на родине подвергался многолетним тюремным заключениям и всевозможным гонениям, что, конечно же, оставило глубокий след в его мировосприятии. Ощущение враждебности мира и героизация конфронтационности через книги Нурси латентно транслируется теперь и в мировоззрение его последователей. Не совсем применимы к сегодняшним реалиям России и рассуждения Нурси о светской модели государства, которые он высказывал на примере кемалистского режима, свергнувшего Османскую империю, являвшуюся на тот момент мировым оплотом мусульманской веры. В таком моногосударстве, как Турция, провозглашение светскости де-факто означало борьбу с исламом. В нашей же многоконфессиональной стране светский характер государства сегодня, напротив, направлен на защиту мусульман (как и представителей других мировоззрений), на обеспечение всеобщего равноправия.

Как бы там ни было, запрет книг Саида Нурси, и в целом так называемой экстремистской литературы в России, не решает проблему экстремизма, а лишь ее усугубляет. Дело доходит и до откровенного маразма, когда под запрет попадают не только работы современных исламских радикалов, но и классические труды ислама. Причем делается это зачастую руками дилетантов.

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Мне как-то в руки попал текст экспертизы, на основании которого были запрещены переводы классических (!) сборников хадисов «Сады праведных» и «40 хадисов» имама ан-Навави. Это самый настоящий апофеоз человеческой глупости! Эксперт, решая судьбу 36 материалов по исламу, в списке использованной литературы указывает, что он опирается только на две книги касательно данной проблематики: Аль-мунтахаб (толкование Корана) и книжку Рамазана Абдулатипова «Судьбы ислама в России». Уже одним этим он расписывается в своей абсолютной некомпетентности. Но дальше — больше.

К перечню материалов, которые, согласно эксперту, «отражают идеологию ваххабизма, различных направлений исламского фундаментализма» были отнесены «Жемчужины разъяснений» татарского богослова А. Утыз-Имяни и те самые «40 хадисов» имама ан-Навави, который жил за 500 лет до Абдельваххаба, основателя ваххабизма. Как говорится, и смех, и грех.

При этом экспертиза содержит и откровенные ляпы. Так, например, книга «Намаз через призму размышлений», которую написал заместитель муфтия Равиля хазрата Гайнутдина Мустафа Кютюкчу, одновременно оказалась в тексте экспертизы и среди экстремистских материалов, и среди нормальных книг. Иначе как раздвоением личности эксперта это никак не назовешь. Все бы ничего. Но именно такого рода экспертизы иногда решают судьбы религиозных книг. При этом эксперт, который, кстати, из Казани, вполне серьезно пишет о том, что намаз формирует деструктивную личность. Просто какое-то королевство кривых зеркал!

Конечно, под запрет подпадают и действительно экстремистские материалы, причем разной, не только мусульманской, направленности, идеи которых способны нанести непоправимый урон нашему обществу. Однако в мире интернета подобные запреты ничего не дают, напротив, они создают лишь дополнительную рекламу тем книгам, с которыми призваны бороться.

«МОРАЛЬ НЕ ИМЕЕТ ОБРАТНОЙ СИЛЫ»

Важно понять и другое. Многие книги прошлого неизбежно несут в себе отпечаток той эпохи, в которой они писались. А в древности, как известно, преобладал милитаристский тип мировоззрения. Люди в те времена кругом искали врагов, а не друзей, акцентировали внимание на различиях, а не сходстве. Не секрет, что трактаты средневековых авторов, изобилуют огромным количеством пассажей, которые при буквальном прочтении никак не вписываются в нынешние стандарты человеческого общежития и гуманизма. Но это история. Ее нельзя отменить и глупо ее запрещать. Кто-то очень верно в данной связи подметил, что мораль, подобно праву, не имеет обратной силы. Даже в Библии и Коране при желании можно найти много того, что непонятно современному человеку.

Для полноты картины следует сказать и то, что нередко российские суды встают на защиту ислама. Так, у нас в России, в отличие, кстати, от западных стран, был запрещен скандальный американский фильм «Невинность мусульман», где в издевательской форме был показан пророк Мухаммад. Верховный суд России разрешил мусульманкам фотографироваться в хиджабах на паспорта и оставил в силе башкирский республиканский закон о праздновании Ураза байрам и Курбан байрам, когда некий исламофоб в Уфе пытался оспорить законность отдыха в эти дни мусульманских религиозных праздников. Все подобные случаи — тоже неотъемлемая часть российской судебной практики.

ГЕОПОЛИТИКА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕРНОВА

Другая сторона «медали» заключается в том, что очень часто под видом религиозных организаций выступают агенты политического влияния иностранных государств и даже сотрудники их спецслужб. Так, например, образовательное движение «Сулейманджилар», которое по всей России, в том числе и в Казани, открыло пансионы закрытого типа, возглавляет их бывший глава турецкой разведки Сонмез Коксаль. Естественно, любое уважающее себя государство не будет мириться с таким положением вещей. Сегодняшний прессинг, которые испытывают активисты данного движения, приведший к фактическому закрытию пансионатов, вероятно, вызван именно этим фактором. Все дело в политике, а не в религии как таковой.

Нурсисты, как и сулейманисты, зачастую не видят всей этой картины глобального геополитического расклада, в который оказались вовлечены. Они в большинстве своем искренне исповедуют то, чему их научили учителя, и не помышляют о большой политике.

При этом под жернова правоохранительных органов попадают обычные люди, зачастую наши милые татарские бабушки. Им и невдомек, что движение последователей Нурси, выраженное в издании, распространении, а также организации для коллективного чтения книг собраний и есть по закону деятельность религиозной группы — религиозного объединения, — которое у нас попало под запрет. Хотя формально никакой организации вроде как бы и нет. Сегодня важно вывести искренних мусульман из зоны криминала, дать им возможность увидеть красоту и величие ислама без ущемления их прав со стороны правоохранительной системы. Тем более, что на сегодняшний день в Татарстане есть все возможности исповедовать свою религию и изучать наше исламское наследие.


«ЭТОМУ НЕ БЫВАТЬ НИКОГДА!»

На днях активистки движения Нурджилар были приговорены к штрафу. По нашему приглашению они приехали в муфтият. Я встретился с ними. Резко бросилось в глаза то, что все их разговоры не об исламе как таковом, а лишь о Саиде Нурси и его величии. «Безусловно, Нурси представляет научный интерес, — говорю я им, — но это только часть безбрежного мусульманского наследия. Надо изучать и других авторов, весь ислам целиком». Но тут обнаруживается, что женщины более 20 лет занимаясь Нурси, ежегодно посещая в Турции различные нурсистские форумы, не удосужились прочитать даже труды имама Абу-Ханифы и других великих мусульманских богословов, от которых веками черпал вдохновение весь мусульманский мир, в том числе и сам Саид Нурси. Как бы там ни было, эти люди, нурсисты — наши единоверцы. У нас, обычных мусульман, с ними один Коран и одна кибла, в сторону которой мы молимся, даже если они в чем-то они ошибаются, как и ошибаемся все мы. Поэтому этих женщин я заверил, то они всегда могут рассчитывать на помощь и участие ДУМ РТ.

Необоснованные запреты религиозной литературы, циничное вовлечение искренних людей в криминализированную на сегодняшний момент зону — все это создает напряженность и абсолютно ненужные проблемы в нашей многонациональной стране. Я полагаю, что все мы без исключения должны приложить максимум усилий, чтобы не идти на поводу у тех, кто хочет поссорить мусульман с остальной частью нашего общества и между собой, сделать их врагами Отечества и маргиналами. Именно этого и добиваются от нас различные радикалы и политические секты, типа Хизб ут-Тахрир, которые не скрывают своих враждебных планов против нашей страны и потому всячески тщатся придать России образ врага ислама. Им выгодны преследования мусульман. Если они добьются своего, то, стало быть, силам зла удастся погасить свет истинной веры. Впрочем, у нас благоразумные люди и, значит, этому не бывать никогда!




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...