Новости Ислама
Версия для печати

Познание ценности времени в мечети “мет”


  09.08.2014    |   etatar.ru

Здравомыслящий человек, коль он не глуп, должен иметь четыре часа: час для взывания к своему Господу, час на подсчет своих деяний, час на созерцание созданий Аллаха и час на удовлетворение мирских нужд.
Резеда Сафиуллина
К.и.н., с.н.с. Института истории им.Марджани АН РТ, мать троих детей

Здравомыслящий человек, коль он не глуп, должен иметь четыре часа: час для взывания к своему Господу, час на подсчет своих деяний, час на созерцание созданий Аллаха и час на удовлетворение мирских нужд.
(из мудростей Пророка Давуда, мир ему)

Сегодня я отправляюсь в маленькую, скромную, неприметную мечеть в поселке Аметьево. Мой интерес к этой мечети не случаен. Это не просто знакомство с мечетью. Это попытка разобраться в одном очень сложном вопросе, который является очень важным для верующих мусульман. Это вопрос о времени совершения молитвы.

Пятикратная молитва в определенное время в течение суток (намаз), согласно Корану, предписана каждому верующему и является фардом – обязательным для исполнения религиозным предписанием. В исламе придается важное значение своевременному исполнению молитвы. Время пятикратного намаза образовывает каркас, вокруг которого строилась повседневная жизнь верующего. Это отражено в Коране и высказываниях Пророка Мухаммеда. В 103-ем аяте суры Ниса сказано: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». Посланник сказал: «Самое лучшее деяние мусульманина – вовремя совершенный намаз». И образцом умения рационально использовать свое время для мусульман всегда служил образ Пророка Мухаммада, чей ежедневный распорядок основывался на двух важных принципах: все действия выполнялись в определенные временные промежутки каждый день; каждое действие должно было уложиться в свой временной лимит. Желательно выполнение намаза в начале временного интервала, предназначенного для этого намаза и нельзя запаздывать со временем выхода намаза даже на минуту, в ином случае уже придется восполнять пропущенный намаз. Именно жесткие временные рамки совершения молитв дают мусульманину возможность понимать ценность времени.

Время намазов связано с движением солнца. Такая особенность нашего региона, что в летнее время в наших широтах белое зарево заката на горизонте соединяется с белизной утренней зари, делает невозможным определение начала времени ночного и утреннего намаза, как на глаз, так и с помощью астрономических расчётов. В размещенном в прошлом году на сайте ДУМ РТ материале известного блогера, преподавателя Нижнекамского медресе Фатиха Хабибуллина «Ирексез астроном» («Астроном по неволе»), были обстоятельно изложены некоторые нюансы данной проблематики и было отмечено, что «не все могут, став «астрономами по неволе», разобраться в особенностях понятий “гражданские, астрономические, навигационные сумерки”, “зодиакальный свет”, “долгота-широта” и пр.».

История вопроса

Проблема с определением времени начала мусульманского поста, также как и вопрос о протяжённости дневного и ночного времени суток в летнее время после 45 параллели существует давно: с того момента, когда самые северные из мусульман – татары приняли ислам на своей территории и стали выполнять свои религиозные предписании в имеющихся здесь климатических и географических условиях.Самое раннее упоминание этого вопроса относится к 922году, даты официального принятия ислама волжскими булгарами. Секретарь багдадского посольства Ибн Фадлан обратил свое внимание на то, что местные жители ночную молитву читают вместе с вечерней, эта информация была зафиксирована в его записках о путешествии. В XI-XII веках вопрос поднимается и в трудах мусульманских авторов Востока, известна фетва среднеазиатского имама аль-Баккали о том, что ночная молитва для булгар в самые короткие летние ночи не обязательна в связи с тем, что время ночной молитвы в этом регионе не наступает, так как не вступает в силу условие совершения этой молитвы – не завершается вечернее зарево.К этой теме впоследствии обращались многие местные авторы, среди них были как сторонники объединения вечерней и ночной молитвы (Шариф Хаджтахани (XVI в.), неисполнения ночной молитвы (Ишнияз бине Ширнияз бине Ярмухаммад Хоразми Ургенчи (ум. 1790 г.), а также попытки объединить два противоположных мнения (Агзам ибн Габдрахман ат-Тенеки (XVIII в.). Были примеры фетв об исполнении ночной молитвы сразу через час после захода солнца в соответствии с шафиитской традиции (Хисамеддин ибн Ибрагим). Также на эту тему писалиГабдерахим Утыз-Имяни, Хусаин Амирхан, Габденнаср Курсави, Шахмухаммад бин Баязид. Шигабуддин Марджани в 1870 г. своим трактатом «Китаб назурат ал-хакк фи фардият ал-‘аша ва ин лям йагиб аш-шафак» («Взгляд на истину о необходимости молитвы ясту, даже если не наступают сумерки») завершет спор об обязательности или необязательности ночного намаза и обосновывает необходимость исполнения пятого намаза при любых условиях и в любых географических широтах.Развернутому аргументированному изложению этой же точки зрения посвящена книга Мусы Бигиева «Пост в длинные дни».

Если обратиться к наследию исламских ученых, то согласно Аз-Зухайли, как отражено в его работе “Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух” (”Исламское право и его аргументация”) в северных широтах, где бывают полярные ночи, или белые ночи, время намазов устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или — по мекканскому расписанию молитв. В затруднительных же случаях, когда нет возможности точного определения времени в силу сложных метеоусловий или отсутствия солнца, молитвы совершаются в примерное, ориентировочное время .

На примере приведенного образца дореволюционных татарских календарей можно увидеть только обозначение времени послеполуденной молитвы (Гаср), времени восхода и заката солнца.

В советский период на календарях указывалось лишь время восхода и заката луны и сонца.

Первым современным религиозным деятелем, обратившим внимание на эту проблему, был бывший заместитель муфтия республики покойный Валиулла Якупов, им же был составлен и новый вариант календаря.

До последнего времени верующие в этом вопросе полагались на мнение более сведущих в вопросах религии единоверцев. На практике, в каждой махалле (мусульманской общине) время совершения намаза определял имам или муаддин. Кто-то ориентировался по современным календарям. Но в существующих на сегодняшний день современных мусульманских календарях (лично я насчитала семь таких календарей) есть различия.

Эта тема не ушла с повестки дня и сегодня, более того давно уже требовалось тщательное изучение и принятие какого-то конкретного решения. И вот, с учетом пожеланий верующих, в этом году Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, после долгих дебатов и согласований было введено новое единое расписание времени молитв. В новом расписании для зимних, осенних и весенних месяцев за основу были взяты дореволюционные татарские календари и астрономические расчеты всех мусульманских стран . В летнее же время с 5 мая по 8 августа согласно новому расписанию время намазов исчисляют не по общепринятому шариатскому принципу – визуальному наблюдению, а по часам. Теперь за время вхождения ночного намаза приняты полтора часа после захода солнца, а время его завершения и начало времени утреннего намаза надо отсчитывать за два часа до восхода солнца, – объявил мусульманам Татарстана председатель Духовного управления мусульман республики, муфтий Камил хазрат Самигуллин. Как указано на официальном сайте ДУМ РТ, это решение было принято Советом улемов (Совета мусульманских ученых) ДУМ РТ, опираясь на мнения ханафитских учёных, и вступило в силу после одобрения Пленумом ДУМ РТ 12 января 2014 года.

Попытки создания единого графика времени намазов с учетом особенностей нашего региона, предпринимались не только в Татарстане. Так, по расписанию, предлагаемому известным российским мусульманским деятелем, соединяющем в себе постмодернистские тенденции с мусульманской образованностью, Шамилем Аляутдиновым, в месяце Рамадан, приходящимся в этом году на летний период, время разговения – вечернего приема пищи (ифтар) определяется по мекканскому календарю, а утренний прием пищи (сухур) перед дневным воздержанием — по местному расписанию.

Таким образом, мы являемся свидетелями того, что в современных условиях происходит некая реструктуризация богословского поля, осуществляемая современными богословами и региональными ассоциациями улемов (мусульманских ученых, богословов), пытающимися выводить свой иджтихад, то есть собственное решение по важным вопросам религиозной жизни, исламского права, богослужебной ритуальной практики.

Для кого-то это осуществляется в рамках тридиционалистского подхода в масштабах своего региона (республики), как в случае с Советом улемов Духовного управления Республики Татарстан, а для кого-то при этом основной мотивацией является создание единого пространства иджтихада в масштабах всей России, и даже Европы, как это видно на примере Шамиля Аляутдинова .

Подход Совета Улемов ДУМ РТ к этому вопросу в определенной мере был отражен в интервью муфтия Камиля Самигуллина интернет-газете Бизнес Онлайн: “… мы ссылаемся на данные, которые дает кафедра астрономии КФУ. На основе научных данных для каждого района мы рассчитали точное время, секунда в секунду. А для будильника в этой программе поставят азан в исполнении хазратов Татарстана” .

На сайте ДУМ РТ расположены таблицы с указанием времени намазов для Казани, городов и 45 районов республики. Очевидно, что проделана большая работа, которую первый заместитель муфтия республики Рустем Батров называет «выравниванием и калибровкой богослужебной практики мечетей РТ с целью ее приведения в полное соответствие с ортодоксальными канонами исконной исламской традиции (фикха)» . Тем не менее, данная инициатива ДУМ РТ вызвала неоднозначную реакцию у верующих. Дело в том, что согласно новому расписанию дважды приходится сталкиваться с резким временным скачком. В этом году первый раз это произошло 5 мая – при переходе на летнее время. Следующий временной скачок приходится на 9 августа – при выходе из летнего времени. Из-за непонимания причин и мотивов данной инициативы не все оказались готовы принять нововведение Совета улемов и пленума ДУМ, некоторыми это было воспринято с недоумением и простым народом расценена как одна из очередных PR-компаний, то есть, воспринято как попытка создания видимости работы . Особенно непонимание и неприятие встречается среди старшего поколения. Действительно, пожилым людям трудно привыкать к резким изменениям, только приспособятся под определенный режим, так уже приходится привыкать заново.

Одним из доводов противников нового расписания является то, что время завершения времени сухура (утреннего приема пищи) наступает до того момента, когда по небу начинает разливаться свет утренней зари. Но это происходит не раньше, чем за час до восхода солнца. В прошлом, когда не у всех деревенских жителей вдоме имелись часы, это время определяли по крику петухов перед рассветом. Так происходит и сегодня. Как-то в одной частной беседе Расим хазрат Хабибуллин из Лениногорска поделился тем, что ему неоднократно приходилось наблюдать за этим. Да и не только ему, следует полагать..

В выступлениях и интервью муфтия, публикациях его заместителей, на видео-роликах, размещенных в Ютубе, неоднократно отмечалась значимость проделанной работы, но не представлялась исчерпывающая информация, разъясняющая саму методику выведения этого решения с шариатскими обоснованиями (приведением необходимой аргументации (далилей) из Корана и сунны. Нельзя упускать из внимания то, что современным верующим не свойственно принимать все на веру, руководствуясь только принципом таклида (слепого следования за мнением авторитетов). Они хотят понимать, чем продиктованы те или иные решения. И только в последний день июля, после завершения месяца Рамадан, на официальном сайте ДУМ РТ был размещен материал с пояснением муфтия Камиля хазрата Самигуллина. В начале августа был размещен русский текст этого материала. В случае возникновения вопросов по поводу изменений в расписании времени молитв, на сайте рекомендовано обратиться к имам-хатыйбу аметьевской мечети, члену Совета улемов ДУМ РТ Равилю хазрату Бикбаеву, там же выставлен и телефон имама .

Из всего этого для меня было очевидно, что верующим не была должным образом разъяснена необходимость этих изменений. Для того, чтобы услышать обстоятельные ответы на возникающие по этому поводу вопросу, мы договорились о встрече с Равилем хазратом. Кроме того, что он является членом Совета Улемов, Равиль Бикбаев преподает в Казанском исламском университете хадисоведение. Также он является научным сотрудником Отдела рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан. У него высшее богословское образование. В свое время, обучаясь в одном из ведущих универитетов исламского мира – Умм ал-Курра, он занимался одним из сложнейших направлений исламских знаний – хадисоведением, т.е. методологией науки о хадисахи даже посвятил свой диплом теме времени намазов. Поэтому я с большим интересом отправилась на встречу с хазратом в мечеть поселка Аметьево, где он сейчас является имамом.

Язык беседы – татарский. Равиль хазрат превосходно владеет им, использует в своей речи татарские пословицы и поговорки, приводит аяты Корана, хадисы пророка. У него спокойная манера говорить, приветливое лицо, вдумчивый, кроткий вгляд. Во время нахождения в помещении мечети, создается ощущение, что попадаешь в другой мир, отделенный от нашей ежедневной привычной суеты и напряжения. Как будто время остановилось здесь и не властно над нами, и не нужно никуда спешить, бежать, боясь опоздать и не успеть. За два с половиной часа пребывания там, я успеваю не только побеседовать с хазратом, но и услышать ответы на многочисленные вопросыо времени намаза, размере садаки фитр, которые ему задают по телефону, познакомиться с мечетью, почувствовать атмосферу махалли (во время нашего разговора Равиль хазрат также оперативно, по ходу дела, без суеты успевал реагировать на все просьбы и вопросы своих помошников и прихожан мечети, которые время от времени заглядывали в нашу комнату по тем или иным организационным вопросам, связанным с предстоящими ифтарами и строительством новой мечети), а также узнать краткую историю махалли и познакомиться с новой строящейся рядом мечетью.

Равиль хазрат показал мне, где будет располагаться главный молельный зал, женская комната, классы для обучения, тахаратхана (комната для совершения омовения), которая немного выведена из самого здания мечети в прилегающий пристрой, как это часто встречается в мечетях мусульманских стран, чтобы место омовения не было под одной общей крышей с местом, где совершается сама молитва. Уже в дни написания этого материала я узнала, что по завершении месяца Рамадан в этом году была совершена праздничная молитва в новой мечети.
После знакомства с мечетью, я задаю Равилю хазрату главный вопрос, с которым пришла: Теперь соглано новому расписанию восьмого августа последняя (ночная) молитва читается в 22.08, а девятого августа – уже на целый час позже – в 23.05. А время завершения утреннего приема пищи (сухура) для тех, кто решил держать пост с восьмого на девятое августа перескакивает почти на два часа вперед с 3.00 на 1.17 ночи. Почему в новом расписании получились такие резкие скачки во времени?

Перемещения во времени

Равиль хазрат терпеливо, обстоятельно, скурпулезно отвечая на все мои уточняющие вопросы, объясняет, почему невозможно было сделать плавный переход:

Р.Б.: В соответствии с исконно шариатским принципом для определения наступления темноты ключевым словом было “белая нить”. Верующие опирались на визуальное наблюдение. Нынешнее же изменение времени было осуществлено, опираясь на астрономические расчеты.

На основании астрономических расчетов есть возможность выявить расхождение между зенитным градусом угла нахождения солнца за горизонтом после заката к моменту появления красного свечени , а потом и белого , а также перед рассветом уже в обратной последовательности, когда белизна повляется раньше красноты.

Впрочем, до революции наши предки, наши предшественники именно опираясь на астрономические расчеты, определяли время совершения утреннего и ночного намазов в период длинного светового промежутка времени и коротких летних ночей, в условиях, когда не завершается красное зарево заката, которое плавно переходит в белизну рассвета.

У ученых прошлого были разные мнения по этому поводу. Марджани написал отдельный труд, посвященный этому вопросу.Галимджан Баруди писал об этом. И у Курсави, и у Мусы Бигиева мы об этом читаем.

Р.С.: Их мнения чем-то расходятся по этому поводу?
Р.Б.: В целом – нет. Если раньше было распространено мнение, что ночную молитву можно вообще не читать, то вышеперечисленные ученые однозначно считали, что нельзя пропускать молитву и ночной намаз должен читаться. Были расхождения только в вопросе, как определять время намаза. Во время багдадского посольства в Х веке, как мы можем видеть из записей Ибн Фадлана, мусульмане Волжской Булгарии совмещали последние две молитвы. Но это противоречит ханафитскому мазхабу. Поэтому ханафитские ученые разделились на два мнения. Как писал Риза Фахретдин, если бы эта проблема не встала перед нами, никто и не узнал бы о поволжских мусульманах, о Волжской Булгарии. А мы жили с этим столько веков. И намаз читали, и уразу держали.
Так, Курсави и Муса Бигиев предлагали оставлять один час между закатной и ночной молитвами.

Но мы должны помнить, что понятие “час” на арабском языке (все наши выдающиеся богословы писали свои труды традиционно с использованием арабской терминологии – прим. автора) означает не астрономический час, а определенный промежуток времени. Марджани предлагал брать приблизительный промежуток времени, который приходится на осенне-весенний период. Это примерно полтора часа, час и сорок минут. Это всего лишь обозначение. Баруди же в своем труде “Хусну-ль `ибадат” использует принцип “акрабу-ль-биляд” (“ближайшая из городов”), т.е. основываться на времени совершения молитв, которое принято в ближайшей к нам климатической полосе, где возможно точно определить время намазов. Это соответствует и ханафитской правовой школе. Когда ученым Всемирной исламской лиги мусульмане из какой-то из скандинавских стран задали вопрос о том, как им читать намаз в летнее время, им было рекомендовано брать за основу ближайшие территории, где явно определяется время намазов. Для нас таким одинаковым по долготе ближайшим регионом, где можно определить время молитвы является астраханская область. И исходя из этого мы и сделали свои расчеты. Мы посмотрели, какую часть суток составляет ночное время время -от заката до рассвета, т.е. протяженность времени, когда можно совершать ночную молитву в Астрахани и применили это относительно нашего региона.

Р.С.: И чем же объясняется упомянутый мной в начале интервью вопрос о скачке времени при вступлении в летнее время и при выходе из него?
Р.Б.: Восьмого августа время намаза еще определяется полуторачасовым промежутком между закатным (ахшам) и ночным (ясту) намазами, установленным
для летнего периода,а уже с девятого августа наблюдается исчезновение красноты заката и наступление полноценной ночной темноты, это как раз приходится на 23 часа. Поэтому и указывается это время ночного намаза

Р.С.: К Вам поступает много звонков от верующих. Получается ли всем разъяснить еобходимость данного изменени. Все ли соглашаются с Вами в результате?
Р.Б.: Да, возникали вопросы, и в основном у людей преклонного возраста, но после разъяснения в основном они соглашались. Также некоторые люди благодарят Духовное управление за то, что обратили внимание на столь важный вопрос для каждого мусульманина.

Поклонение Всевышнему Аллаху является большим испытанием для верующих и у него есть свои особенности. Наш долг – поклоняться Всевышнему Аллаху так, как Он от нас требует в должной мере. Хочу еще раз подчеркнуть, что при составлении нового календаря, в первую очередь, мы учитывали его соответствие религиозным нормам. Надеемся, что наши братья и сестры поймут и перенесут те особенности, которые там появились.

P.S. Наша беседа с Равилем хазратом Бикбаевым не ограничилась только вопросом времени молитв. Интересно было услышать его историю обучения в выдающемся учебном заведении исламского мира, а также услышать его мнение о современном состоянии мусульманского религиозного образования и возможностей получения исламских знаний в условиях нашей страны. Нет возможности в рамках данного материала рассказать обо всем этом. Но мы надеемся, что сможем сделать это в дальнейшем, так как намерены продолжать наше начинание и знакомить наших читателей с жизнью мусульманской уммы Татарстана. Через галерею портретов простых верующих, имамов, религиозных деятелей, исследователей, занимающихся исламской тематикой, показать, что ислам, наряду сбогослужебной практикой и определенной совокупностью догматических постулатов и представлением о божественной истине, это, в первую очередь, живые люди – верующие в единого Творца, стремящиеся в поиске истины к той гармонии, умиротворению и спокойствию души, которую дает им их религия.

Хотелось бы высказать свою благодарность Равилю хазрату Бикбаеву за предоставленную информацию по такому важному вопросу и за знакомство с мечетью «?мет». Название этой мечети переводится как «Надежда». И это не случайно. История и сегодняшний день этой мечети и этой махалли, на мой взгляд, являются наглядным подтверждением и примером того, как надежды и желания, превратившись в намерения, при условии искреннего отношения к делу, становятся претворенной в жизнь реальностью.








Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...