Новости Ислама |
прежде всего, хотелось бы отметить, что «имам» и «имам-хатыб» - это несколько разные понятия. «имам» в переводе с арабского означает «идущий впереди», «ведущий за собой». в повседневной жизни имам - это духовное лицо, которое является главным при исполнении религиозных обрядов. «хатыб» в переводе с арабского означает «проповедник» (можно заметить, что слова «хатыб» и «хутба» имеют сходное звучание).
имам-хатыб – это тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь, а также владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан мечети.
служить своему народу в качестве имама – это милость аллаха. имам – хатыб постоянно находится в общении с людьми, вся его жизнь связана с поклонением, преподаванием, обучением и развитием ислама.
в наши дни имам-хатыб должен уметь многое. работа с прихожанами, стариками, детьми, преподавание, встречи с осужденными, военнослужащими, участие в светских и научных мероприятиях, научная работа… современная реальность требует от имам-хатыба быть грамотным, коммуникабельныи, активным и всесторонне образованным человеком.
качества, которые должны быть присущи имам-хатыбу, следует разделить на те качества, которыми он должен обладать в целом, и на те, которые он должен проявлять во время чтения проповеди.
остановимся на тех качествах, которыми имам-хатыб должен обладать в целом.
1. врождённые задатки. человек, желающий стать имам-хатыбом, должен свободно чувствовать себя в этой профессии и с удовольствием исполнять свои обязанности.
2. сила разума и красноречие. посланник аллаха отличался лучшим красноречием. он изъяснялся на доступном языке и изъязнялся краткими, но емкими по смылу выражениями «джавамиг – аль - калям». проповедник стоящий на минбаре должен остерегаться непонятной и утомительной речи.
3. специальные знания. имам-хатыбу необходимо обладать знаниями и быть всесторонне образованным, поскольку во время проповеди или после её окончания ему могут задать вопросы. отвечая на них, имам-хатыб должен проявить себя компетентным специалистом в области религии и начитанным человеком.
4. сила воли и харизма. эти качества считаются восхваляемыми и важными. они крайне необходимы для успешного чтения проповеди перед верующими. когда пророк мухаммад (да благословит его аллах и приветствует!) произносил свои проповеди, его сподвижники плакали – настолько глубокое впечатление производили на них речи посланника аллаха.
5. высоконравственное поведение. человек, который побуждает людей делать добро должен сам подавать им пример. в священном коране сказано:
«о вы, которые уверовали! почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете своих обещаний?» (сура «ряды», 2 аят). действия человека не должны противоречить его словам.
6. искренность. в речи должна чувствоваться искренность, слова должны идти от души. искренность – одна из причин для аллаха принять дела человека:
«а ведь им было велено лишь поклоняться аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (сура «ясное знамение», 4 аят).
во время выступления перед верующими имам-хатыб должен быть искренним и избегать действий, совершаемых напоказ.
также следует уделить внимания тем качествам, которые необходимы имам-хатыбу непосредственно во время произнесения проповеди.
1. сильный, красивый, звучный голос. в том случае, если у имам-хатыба тихий голос, нечёткая речь или проблемы с дикцией, люди устанут его слушать. это даже может послужить причиной для оставления прихожанами той мечети, где он служит.
2. выразительность речи, расстановка пауз, выделение значимых мест с помощью интонации.
будучи искренним при произнесении проповеди, имам-хатыб должен выражать свои чувства, чтобы они передались верующим. иногда уместно выражать радость, иногда – возмущение.
3. хорошее, чёткое, грамотное произнесение слов. неграмотная речь часто становится причиной для насмешек и даже потери авторитета. перед выступлением имам-хатыбу необходимо несколько раз прочесть свою проповедь вслух, тренируя произношение слов, вызывающих трудности.
4. скорость реакции, интеллект, эрудиция. имам-хатыб должен быть готов отвечать на вопросы прихожан – в том числе сложные, каверзные и провокационные. он не должен оставаться в растерянности, напротив, - он должен ответить на поставленный вопрос чётко, грамотно и по существу.
также имам-хатыб должен уметь с лёгкостью исправлять допущенные во время проповеди ошибки и обращать неблагоприятные ситуации себе на пользу. приведём пример: как-то раз один халиф поднялся на минбар, желая произнести проповедь, и в это время ему на лицо села муха. он отогнал её. потом ситуация повторилась снова. в третий раз произошло то же самое. люди волей-неволей начали улыбаться. халиф не растерялся и привёл аят, после чего люди успокоились:
«о люди! приводится притча - прислушайтесь же к ней! поистине, те, кого вы призываете помимо аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы собрались вместе для этого. а если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять от нее. слаб и просящий и просимый!» (сура «хадж», 73 аят). то есть мудрый человек сумел достойно принять вызов обстоятельства и донес до сознания верующих всё, что собирался.
внешний облик имам-хатыба во время произнесения проповеди
существует целый ряд требований к внешнему облику имам-хатыба. приведём их здесь.
1. подобающее духовному лицу одеяние и опрятный внешний вид. всевышний аллах в священном коране говорит:
«о сыны адама! облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (сура «преграды», 31 аят). посланник аллаха хотел видеть верующих прилично одетыми. увидев непричёсанного человека, пророк мухаммад (алейхиссалям) воскликнул:
«неужели он не нашёл ничего, чтобы привести в порядок свои волосы?» (ан-насаи, сахих).
встретив человека в грязной одежде, посланник аллаха сказал:
«неужели он не нашёл ничего, чтобы отмыть свою одежду?» (абу дауд, сахих)
когда пророк мухаммад (да благословит его аллах и приветствует!) выходил из дома, чтобы беседовать с людьми из числа своих сподвижников, он тщательно приводил в порядок свою одежду и причёсывал волосы. имеется сотни хадисов рассказывающих о важности гигиены, красоты и внешности верующего.
«поистине, аллах – красивый, любит красоту и он любит видеть следы своих благодеяний на своем рабе» (ат-тирмизи, хасан-сахих).
во всех делах мы должны знать «золотую середину», одежда должна быть красивой, опрятной и скромной.
2. положение: следует находиться на возвышенности или минбаре. незадолго до проповеди имам-хатыбу следует спокойно занять своё место и успокоиться. к проповеди лучше приступить после некоторой паузы, обратив на себя внимание присутствующих.
3. жесты: сдержанные и в умеренном количестве. имам-хатыб должен уметь правильно жестикулировать, поскольку его жесты влияют на восприятие проповеди и её общее качество.
подготовка к проповеди
имам-хатыб должен читать проповедь почти не глядя, желательно запомнить её наизусть. при профессиональном подходе имам-хатыб готовится к проповеди в течение недели.
приведём здесь стандартный порядок действий имам-хатыба при составлении проповеди.
1. выбор темы. тема проповеди быть актуальной, связанной с событиями реальной жизни и мусульманским календарем, его праздниками и датами. вспомним, например, печальные события: – землетрясение на гаити и в японии. в связи с ним имам-хатыбу правильно было бы подготовить проповедь о наказании всевышнего за отклонение от веры или испытании аллаха.
проповедь также может быть посвящена ближайшей знаменательной дате мусульманского календаря. во время рамадана неуместно говорить о хадже, и наоборот.
также имам должен проверить, не произносил ли он похожую проповедь на сходную тему в течение предшествующего года.
2. структура проповеди.
структурно проповедь делится на 3 части:
1) начало (приветствие);
2) содержание;
3) окончание (выводы).
для того, чтобы написать проповедь, нужно сначала обдумать её план.
3. поиск аргументов.
в качестве аргументов для проповеди могут использоваться:
- цитаты из священного корана, хадисы пророка мухаммада (мир ему!);
- классические богословские книги (коран и его тафсир, ханафитский фикх), опубликованные компетентными издательскими домами;
- события, явления повседневной жизни, соответствующие теме проповеди.
4. составление проповеди.
5. анализ достоверности и убедительности аргументов.
6. создание чистового варианта проповеди. переписать проповедь начисто в удобном для чтения виде.
7. проверка хронометража. проверить, сколько времени уйдет на чтение проповеди (оптимальный хронометраж – 30-35 минут).
имам-хатыб должен стремиться к публичному произнесению собственных проповедей. если же он пользуется чужими проповедями, их следует прочитывать несколько раз и заучивать наизусть те аяты и хадисы, которые там приводятся.
подводя итоги всего вышесказанного, следует отметить, что быть имам-хатыбом непросто. имам-хатыб должен постоянно отдавать себе отчет в своих словах, поступках и действиях. он должен являть собой пример для прихожан своей мечети. имам – это последователь исламских ученых-алимов, а ученые – последователи пророков и посланников всевышнего. то есть имам – это лицо религии ислам. бывают времена невзгод и тягот, но всё же нужно руководствоваться не материальными ценностями, а духовными. имаму следует быть сострадательным, отзывчивым и искренне стремиться улучшить положение людей. каждый имам-хатыб должен служить всевышнему аллаху, своей вере, своей родине, ибо его проповеди направлены на воспитание людей, их нравственное исправление.
мунир-хазрат беюсов
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |