Новости Ислама
Версия для печати

Каким должен быть имам-хатыб?


  26.05.2011    |   IslamRF.ru

26.05.2011 17:27 Прежде всего, хотелось бы отметить, что «имам» и «имам-хатыб» - это несколько разные понятия. «Имам» в переводе с арабского означает «идущий впереди», «ведущий за собой». В
26.05.2011 17:27

прежде всего, хотелось бы отметить, что «имам» и «имам-хатыб» - это несколько разные понятия. «имам» в переводе с арабского означает «идущий впереди», «ведущий за собой». в повседневной жизни имам - это духовное лицо, которое является главным при исполнении религиозных обрядов. «хатыб» в переводе с арабского означает «проповедник» (можно заметить, что слова «хатыб» и «хутба» имеют сходное звучание).

имам-хатыб – это тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь, а также владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан мечети.

служить своему народу в качестве имама – это милость аллаха. имам – хатыб постоянно находится в общении с людьми, вся его жизнь связана с поклонением, преподаванием, обучением и развитием ислама.

в наши дни имам-хатыб должен уметь многое. работа с прихожанами, стариками, детьми, преподавание, встречи с осужденными, военнослужащими, участие в светских и научных мероприятиях, научная работа… современная реальность требует от имам-хатыба быть грамотным, коммуникабельныи, активным и всесторонне образованным человеком.

качества, которые должны быть присущи имам-хатыбу, следует разделить на те качества, которыми он должен обладать в целом, и на те, которые он должен проявлять во время чтения проповеди.

остановимся на тех качествах, которыми имам-хатыб должен обладать в целом.

1. врождённые задатки. человек, желающий стать имам-хатыбом, должен свободно чувствовать себя в этой профессии и с удовольствием исполнять свои обязанности.

2. сила разума и красноречие. посланник аллаха отличался лучшим красноречием. он изъяснялся на доступном языке и изъязнялся краткими, но емкими по смылу выражениями «джавамиг – аль - калям». проповедник стоящий на минбаре должен остерегаться непонятной и утомительной речи.

3. специальные знания. имам-хатыбу необходимо обладать знаниями и быть всесторонне образованным, поскольку во время проповеди или после её окончания ему могут задать вопросы. отвечая на них, имам-хатыб должен проявить себя компетентным специалистом в области религии и начитанным человеком.

4. сила воли и харизма. эти качества считаются восхваляемыми и важными. они крайне необходимы для успешного чтения проповеди перед верующими. когда пророк мухаммад (да благословит его аллах и приветствует!) произносил свои проповеди, его сподвижники плакали – настолько глубокое впечатление производили на них речи посланника аллаха.

5. высоконравственное поведение. человек, который побуждает людей делать добро должен сам подавать им пример. в священном коране сказано:

«о вы, которые уверовали! почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете своих обещаний?» (сура «ряды», 2 аят). действия человека не должны противоречить его словам.

6. искренность. в речи должна чувствоваться искренность, слова должны идти от души. искренность – одна из причин для аллаха принять дела человека:

«а ведь им было велено лишь поклоняться аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (сура «ясное знамение», 4 аят).

во время выступления перед верующими имам-хатыб должен быть искренним и избегать действий, совершаемых напоказ.

также следует уделить внимания тем качествам, которые необходимы имам-хатыбу непосредственно во время произнесения проповеди.

1. сильный, красивый, звучный голос. в том случае, если у имам-хатыба тихий голос, нечёткая речь или проблемы с дикцией, люди устанут его слушать. это даже может послужить причиной для оставления прихожанами той мечети, где он служит.

2. выразительность речи, расстановка пауз, выделение значимых мест с помощью интонации.

будучи искренним при произнесении проповеди, имам-хатыб должен выражать свои чувства, чтобы они передались верующим. иногда уместно выражать радость, иногда – возмущение.

3. хорошее, чёткое, грамотное произнесение слов. неграмотная речь часто становится причиной для насмешек и даже потери авторитета. перед выступлением имам-хатыбу необходимо несколько раз прочесть свою проповедь вслух, тренируя произношение слов, вызывающих трудности.

4. скорость реакции, интеллект, эрудиция. имам-хатыб должен быть готов отвечать на вопросы прихожан – в том числе сложные, каверзные и провокационные. он не должен оставаться в растерянности, напротив, - он должен ответить на поставленный вопрос чётко, грамотно и по существу.

также имам-хатыб должен уметь с лёгкостью исправлять допущенные во время проповеди ошибки и обращать неблагоприятные ситуации себе на пользу. приведём пример: как-то раз один халиф поднялся на минбар, желая произнести проповедь, и в это время ему на лицо села муха. он отогнал её. потом ситуация повторилась снова. в третий раз произошло то же самое. люди волей-неволей начали улыбаться. халиф не растерялся и привёл аят, после чего люди успокоились:

«о люди! приводится притча - прислушайтесь же к ней! поистине, те, кого вы призываете помимо аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы собрались вместе для этого. а если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять от нее. слаб и просящий и просимый!» (сура «хадж», 73 аят). то есть мудрый человек сумел достойно принять вызов обстоятельства и донес до сознания верующих всё, что собирался.

внешний облик имам-хатыба во время произнесения проповеди

существует целый ряд требований к внешнему облику имам-хатыба. приведём их здесь.

1. подобающее духовному лицу одеяние и опрятный внешний вид. всевышний аллах в священном коране говорит:

«о сыны адама! облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (сура «преграды», 31 аят). посланник аллаха хотел видеть верующих прилично одетыми. увидев непричёсанного человека, пророк мухаммад (алейхиссалям) воскликнул:

«неужели он не нашёл ничего, чтобы привести в порядок свои волосы?» (ан-насаи, сахих).

встретив человека в грязной одежде, посланник аллаха сказал:

«неужели он не нашёл ничего, чтобы отмыть свою одежду?» (абу дауд, сахих)

когда пророк мухаммад (да благословит его аллах и приветствует!) выходил из дома, чтобы беседовать с людьми из числа своих сподвижников, он тщательно приводил в порядок свою одежду и причёсывал волосы. имеется сотни хадисов рассказывающих о важности гигиены, красоты и внешности верующего.

«поистине, аллах – красивый, любит красоту и он любит видеть следы своих благодеяний на своем рабе» (ат-тирмизи, хасан-сахих).

во всех делах мы должны знать «золотую середину», одежда должна быть красивой, опрятной и скромной.

2. положение: следует находиться на возвышенности или минбаре. незадолго до проповеди имам-хатыбу следует спокойно занять своё место и успокоиться. к проповеди лучше приступить после некоторой паузы, обратив на себя внимание присутствующих.

3. жесты: сдержанные и в умеренном количестве. имам-хатыб должен уметь правильно жестикулировать, поскольку его жесты влияют на восприятие проповеди и её общее качество.

подготовка к проповеди

имам-хатыб должен читать проповедь почти не глядя, желательно запомнить её наизусть. при профессиональном подходе имам-хатыб готовится к проповеди в течение недели.

приведём здесь стандартный порядок действий имам-хатыба при составлении проповеди.

1. выбор темы. тема проповеди быть актуальной, связанной с событиями реальной жизни и мусульманским календарем, его праздниками и датами. вспомним, например, печальные события: – землетрясение на гаити и в японии. в связи с ним имам-хатыбу правильно было бы подготовить проповедь о наказании всевышнего за отклонение от веры или испытании аллаха.

проповедь также может быть посвящена ближайшей знаменательной дате мусульманского календаря. во время рамадана неуместно говорить о хадже, и наоборот.

также имам должен проверить, не произносил ли он похожую проповедь на сходную тему в течение предшествующего года.

2. структура проповеди.

структурно проповедь делится на 3 части:

1) начало (приветствие);

2) содержание;

3) окончание (выводы).

для того, чтобы написать проповедь, нужно сначала обдумать её план.

3. поиск аргументов.

в качестве аргументов для проповеди могут использоваться:

- цитаты из священного корана, хадисы пророка мухаммада (мир ему!);

- классические богословские книги (коран и его тафсир, ханафитский фикх), опубликованные компетентными издательскими домами;

- события, явления повседневной жизни, соответствующие теме проповеди.

4. составление проповеди.

5. анализ достоверности и убедительности аргументов.

6. создание чистового варианта проповеди. переписать проповедь начисто в удобном для чтения виде.

7. проверка хронометража. проверить, сколько времени уйдет на чтение проповеди (оптимальный хронометраж – 30-35 минут).

имам-хатыб должен стремиться к публичному произнесению собственных проповедей. если же он пользуется чужими проповедями, их следует прочитывать несколько раз и заучивать наизусть те аяты и хадисы, которые там приводятся.

подводя итоги всего вышесказанного, следует отметить, что быть имам-хатыбом непросто. имам-хатыб должен постоянно отдавать себе отчет в своих словах, поступках и действиях. он должен являть собой пример для прихожан своей мечети. имам – это последователь исламских ученых-алимов, а ученые – последователи пророков и посланников всевышнего. то есть имам – это лицо религии ислам. бывают времена невзгод и тягот, но всё же нужно руководствоваться не материальными ценностями, а духовными. имаму следует быть сострадательным, отзывчивым и искренне стремиться улучшить положение людей. каждый имам-хатыб должен служить всевышнему аллаху, своей вере, своей родине, ибо его проповеди направлены на воспитание людей, их нравственное исправление.

мунир-хазрат беюсов




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...