Новости Ислама |
в московском доме национальностей презентовали фильм «татары. золотая орда». это попытка сделать экскурс в историю золотой орды с момента ее образования и до распада, комплексно взглянуть на факторы возвышения и расцвета этого государства и причины последующего его упадка. пишу попытка, потому что такая объемная тема объективно не может быть раскрыта за 59 минут общего метража. автор фильма – дмитрий макаров, известный специалист по истории мусульман россии, один из ответственных редакторов серии энциклопедических словарей «ислам в российской федерации», буквально своими руками вытащивший из архивов и устных источников на свет историю мусульманских общин центральной части россии.
фильм начинается с анализа происхождения этнонима «татары» в его самой широкой интерпретации – как этнографической группы тюркского происхождения, которая входила и в степное завоеванное батыем население, и в войско завоевателей-монгол. фильм рассказывает, как происходило завоевание европейских территорий, почему русские княжества не могли противостоять этому завоеванию и о том, как улус джучи отделился от монгольской империи и становится суверенным государством-империей. рассматриваются значения таких хорошо известных еще со школьной скамьи, но плохо понятых большинству россиян понятий как ярлык, баскак, выход, иго и др., а также религиозная политика орды, принятие статуса мировой державы через приход к исламу и вхождение, таким образом, в мировую экономическую систему в качестве равноправного партнера.
зритель, который в студенчестве читал «чингисхан: покоритель вселенной» рене груссе из серии жзл, знаком с книгами александра бушкова и мурата аджи и вообще интересуется альтернативной историографией татаро-монгольского ига, найдут в этом фильме мало чего нового. во вводной части фильма автор так и говорит, что данная работа лишь первый шаг в маркировке татарского присутствия в общей российской истории хотя бы пунктиром.
на мой взгляд, в фильме важна не только и не столько содержательная часть, но тональность, в которой выдержан фильм. он принципиально не полемичен, не выступает в качестве резкого опровержения официальной историографии, не спорит и не доказывает ничего с пеной у рта. фильм состоит из интервью с восьми российскими специалистами, среди которых трое – в.трепавлов, а.мухаммадиев и д.исхаков - доктора наук. они специализируются на разных направлениях – истории, археологии, этнографии, военном деле и отнюдь не являются маргинальным кружком ангажированных экспертов, знакомых лишь узкому кругу профессионалов. это люди, которые, возможно, и не все знакомы друг с другом, каждый раскрывает сущность улуса джучи с точки зрения предмета своего изучения, а в итоге из этих пазлов складывается более или менее цельная картина исторической реальности.
интервью чередуются с кадрами археологических раскопок на местах золотоордынских городов и кадрами хорошо известных научно-популярных фильмов о чингисхане и художественных картин.
золотая орда предстает цивилизацией городской культуры, страной наук, искусств и ремесел, причем не в воображении авторов, а из уст московских профессоров с русскими фамилиями, а подтверждение их тезисов в видеоряде с мест раскопок – средневековые золотоордынские города имели централизованное водоснабжение и теплоснабжение через глиняные трубы, которые пронизывали весь город. для меня лично было большим открытием узнать, что на протяжении определенного периода мударрисами в египетских учебных заведениях служили выходцы из орды, что показывает уровень развития науки в последней.
какие ассоциации вызывает у обычного россиянина или шире - европейца словосочетание «золотая орда»? чаще всего перед глазами предстает картинка со скачущей дикой ордой голодных кочевников. улус джучи как олицетворение воинствующей суровой державы, наводившей ужас на своих соседей – это то, чем злоупотребляют как ярые поборники идеи о «татаро-монгольском иге», так и татарские националисты в порыве реваншистских эмоций. образ золотой орды как центра культуры и просвещения – эта та формула, которая позволила бы гармонично вплести ордынское наследие в общероссийский культурно-исторический контекст. в этом и есть основная ценность фильма «татары. золотая орда».
но работа только началась, а фильм – лишь первые шаги в этом направлении: при просмотре бросается в глаза, что собственно видеоряда, раскрывающего тему цивилизованной золотой орды, кроме кадров с мест археологических раскопок, нет, а все, чем богат кинематограф – изображения бескрайней армии кочевников и батальных сцен.
авторам фильма, которые, к слову, запланировали и производство аналогичных работ по истории древних тюркских государств и последующей истории татарского народа, искренне пожелаю успехов.
диляра ахметова
материалы по теме:
миграционный маятник в истории. до орды
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |