На окраине села Каскара Тюменского района в минувшее воскресенье состоялся хатым (поминальное мероприятие) в память о трех девушка - Зарифе, Сабире и Сарибчамал, которые согласно преданию были зверски убиты в период становления ислама в Сибири. Их могилки, три холмика за общей оградкой, местное население называет астаной (священным местом) и ежегодно проводит здесь ритуальное угощение с чтением Корана и дуа по душам миссионерок.
«По легенде эти девушки были в составе отряда бухарских шейхов-миссионеров, принесших ислам в Сибирь, - рассказал корреспонденту IslamNews тюменский краевед Ришат Рахимов, занимающийся паспортизацией астана. – Девушки ехали, чтобы учить исламу женщин. По рассказам информаторов, местные жители, пребывавшие в язычестве, встретили миссионеров крайне враждебно. Многие были убиты. Девушки-миссионерки, захваченные в плен, перед тем как быть заживо погребенными, носили землю для своих надмогильных холмов на своих подолах».
По последним данным, в Тюменской области обнаружены уже более 80 астана. В 77 из них Ришат Рахимов побывал лично. Исследователь говорит, что ничего удивительного в таком большом количестве могил средневековых миссионеров ислама на территории области нет. Здесь некогда был центр Тюменского, Сибирского ханств. Старинные сибирские летописи «сачара» говорят о более чем трехстах шейхах, оставшихся лежать в Сибири. В тот период истории под «Сибирью» понималась территория нынешней Тюменской области и частично Омской, но никак не Хакасия с Тувой.
Практически за каждой астаной закреплен (а) хранитель (ница). За астаной Каскаринской смотрит жительница села, пенсионерка Фарида Махмутова, она и организовывает хатым-аш. В этом ей помогают двое сыновей. В результате известных событий 20 века институт хранителей покоя шейхов-миссионеров в ряде мест не сохранился, но в наши дни, по утверждению Ришата Рахимова, восстанавливается. Правда, этому есть препятствия со стороны тех, кто считает выявление и ограждение средневековых некрополей «ширком-многобожием». Например, они сломали ограждение вокруг астаны возле поселка Казарово, установленное местными стариками для того, чтобы люди и животные не мочились на месте старого захоронения.
Женщин на хатым в честь девушек приходит, как правило, больше, чем мужчин
В комплекс Каскаринской астаны также входит озеро, на берегу которого расположено место для ежегодных поминальных мероприятий. Местные жители, как татары, так и русские, называют его святым озером. Старожилы рассказывают, что в советское время директор Каскаринской птицефабрики, несмотря на уговоры местных, пытался засыпать озеро для дальнейшего строительства на этой территории. И сколько бы он нее возил песка, три родника постоянно пробивались на поверхность, образуя три маленьких озерка. Вскоре директор тяжело заболел. Медицина была бессильна не только в лечении, но и в точной диагностике. Директору пришлось обращаться к знахаркам. Одна из них при встрече с больным будто бы сказала: «Ты поднял руку на святое место – я тебе помочь не смогу». После этого директор распорядился растащить песок, что было и сделано.
Это озерко жители Каскары называют святым
Современное ограждение могил Зарифы, Сабиры и Сарибчамал, по данным краеведа Рахимова, изготовлено в мае 2010 г. на средства Каскаринского сельского поселения. Прежняя ограда была сооружена на пожертвования местных жителей в 1978 г. под руководством тогдашнего хранителя Нигматуллы Калеева.