Новости Ислама
Версия для печати

Совершенствование избирательного законодательства


  27.06.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной Президентом Исламом Каримовым, отмечено, что выборы – это важнейший, узловой вопрос демократичности действующих правовых норм,

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной Президентом Исламом Каримовым, отмечено, что выборы – это важнейший, узловой вопрос демократичности действующих правовых норм, неотъемлемый атрибут демократического правового государства, основная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества.

В Узбекистане, выбравшем путь демократического строительства, уделяется большое внимание постоянному совершенствованию национального избирательного законодательства с учетом современных условий углубления общественно-политических и экономических преобразований и потребностей развивающегося гражданского общества.

За годы независимости был принят целый ряд законодательных актов, касающихся избирательной сферы. Сформирована прочная правовая база, обеспечившая поэтапную, последовательную либерализацию национальной избирательной системы, проведение выборов в полном соответствии с действующим законодательством и общепризнанными международными принципами и нормами.

Так, были приняты законы «О повышении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах». Закреплено принципиальное положение о том, что кандидаты в Президенты страны, депутаты Законодательной палаты и местных Кенгашей теперь выдвигаются только политическими партиями.

В Конституции Республики Узбекистан установлено, что политические партии выражают политическую волю разных слоев и групп населения и через своих представителей, избранных демократическим путем, участвуют в формировании государственной власти.

Согласно изменениям, внесенным в избирательное законодательство, количество депутатских мест в Законодательной палате увеличено со 120 до 150. При этом 135 депутатов избираются от политических партий, а 15 – от Экологического движения Узбекистана, которые избираются на его конференции. Срок, установленный для регистрации политических партий, принимающих участие в выборах, был сокращен с 6 до 4 месяцев. Количество подписей избирателей, необходимых для допуска партии к участию в выборах, сокращено с 50 до 40 тысяч. Увеличено с 5 до 10 возможное количество доверенных лиц кандидатов в депутаты. Этот порядок создает условия для более активного проведения кандидатами в депутаты от политических партий своей предвыборной кампании. Кроме того, введен новый институт уполномоченного представителя политической партии, который наделен правом участвовать в проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательных участках. Данные изменения способствуют обеспечению транспарентности и открытости выборов, осуществлению политическими партиями общественного контроля за деятельностью участковых избирательных комиссий.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране глава нашего государства уделил особое внимание обеспечению свободы выбора и развитию национального избирательного законодательства. В связи с этим в концепции отмечена необходимость дать четкое определение понятию «предвыборная агитация», законодательно определить условия, виды, допустимые формы и методы ее проведения. Обуславливается это прежде всего тем, что с ужесточением межпартийной конкуренции все более разнообразными и масштабными становятся формы и методы предвыборной агитации. В этой связи в выборном законодательстве следует предусмотреть нормы, направленные на повышение эффективности механизмов обеспечения равных условий кандидатам в депутаты, политическим партиям в ходе проведения важнейшего этапа избирательной кампании.

Специфика избирательного законодательства Узбекистана состоит в том, что для проведения предвыборной кампании депутатам и политическим партиям выделяются средства из Государственного бюджета. Им создаются равные условия использования для этого средств массовой информации, предоставляется равное эфирное время и печатная площадь. Следует отметить, что в целом ряде стран, в частности, Польше, США, выделение государственных средств для проведения предвыборной кампании не предусмотрено. А в Греции, Израиле и Франции эфирное время в СМИ выделяется политическим партиям в зависимости от занимаемого ими места и социальной активности в парламенте.

Реализация инициативы главы нашего государства о введении нормы, в соответствии с которой не допускается проведение предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования, будет важной гарантией свободного волеизъявления избирателей. Такая законодательная норма эффективно применяется на практике в ряде развитых демократических государств, в том числе в Канаде и Франции. Она позволяет, во-первых, предоставить избирателям дополнительное время, необходимое для определения своих взглядов, политических предпочтений, а во-вторых – исключить возможность различных злоупотреблений, нарушений накануне голосования со стороны субъектов предвыборной агитации.

Очень актуальна еще одна инициатива по совершенствованию законодательства о выборах, обоснованная в концепции. Она касается механизма гарантии права на досрочное голосование избирателей, не имеющих возможность быть на месте проживания в день голосования по причине служебной командировки или по другим причинам. Эти вопросы, в связи с нечеткостью определения в действующем законодательстве порядка и процедуры голосования таких избирателей, в некоторой степени регламентировались инструкциями Центральной избирательной комиссии. Их надежное правовое закрепление, несомненно, послужит более полному обеспечению избирательных прав граждан, прозрачности деятельности участковых комиссий, недопущению возможных нарушений избирательного законодательства.

Включение в законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» нормы, предусматривающей, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая интернет), является важным практическим предложением, выдвинутым главой нашего государства в концепции. В некоторых зарубежных странах, в частности, во Франции – за 7 дней, в Венгрии – за 8 дней до дня голосования, не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, издание иных исследований, связанных с проводимыми выборами.

Еще одно предложение, изложенное в концепции, – внесение в законодательство дополнения, устанавливающего право наблюдателей присутствовать на конференциях Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов Законодательной палаты.

По действующему законодательству 15 депутатов Законодательной палаты от Экодвижения избираются его высшим органом – конференцией. Соблюдение таких демократических принципов, как прозрачность, гласность и открытость избирательного процесса, на конференции Экодвижения будет гарантировано непосредственным участием в ней зарубежных и местных наблюдателей.

Таким образом, совершенствование национального избирательного законодательства на основе реализации глубоко продуманных инициатив Президента Ислама Каримова, изложенных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, станет одним из решающих факторов продолжения процесса демократических преобразований в Узбекистане.

Шерзод Дехканов,
ведущий научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...