Новости Ислама
Версия для печати

Адабы мусульманина


  30.06.2011    |   IslamRF.ru

30.06.2011 11:07 Нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Какой должна быть нравственность мусульманина? Во имя Аллаха, Милостивого для всех на этом Свете и Милосердного только для верующих
30.06.2011 11:07

нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. какой должна быть нравственность мусульманина?

во имя аллаха, милостивого для всех на этом свете и милосердного только для верующих в конце света!

хвала аллаху, господу миров! благословение и мир нашему пророку мухаммаду (мир ему), который был направлен к людям как милость для миров и послужил для людей уникальным примером мусульманина, ведущего достойный образ жизни, придерживающегося справедливости, проявляющего милосердие и смирение, побуждающего людей к добру и внушающего им надежду.

мусульманин проявляет жалость и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому. мусульманин жалеет малого и уважает старого. приходя куда-либо, мусульманин приветствует людей и желает всем мира и милости аллаха. уходя, мусульманин также желает всем мира и милости аллаха. мусульманин прощает тех, кто обижает его, и поддерживает связь с теми, кто порывает связь с ним. мусульманин дает тем, кто отказывает ему в нужде, и снисходительно относится к людям, которые причиняют ему зло. мусульманин никому не завидует, и воздает хвалу аллаху всевышнему даже в нужде. разбогатев, мусульманин не превозносится и сочувствует бедным.

с самого раннего детства мусульманин является воспитанным и послушным ребенком. он растет, повинуясь аллаху всевышнему и его посланнику (мир ему). мусульманин начинает и заканчивает свой день хвалой аллаху. мусульманин не засыпает ночью, пока не попросит у аллаха всевышнего прощения за свои грехи.

мусульманин, когда закрывает глаза перед сном, в его сердце нет никакой ненависти или неприязни по отношению к кому-то бы ни было.

женившись, мусульманин становится для своей жены прекрасным мужем, исполненный любви, жалости, сочувствия, верности и благочестия.

мусульманин всегда добр и милостив в отношении к своим детям, а рай по его глубокому убеждению находится под ногами матерей.

мусульманин является праведным и полезным членом своего общества, от которого исходит общее благо: он никому не угрожает и внушает доверие сердцам.

мусульманин каждым своим поступком стремится принести благо своему обществу, благодаря чему у людей появляется надежда, и среди них воцаряется спокойствие и стабильность.

адаб

слово "адаб" арабского происхождения и означает: воспитанность, учтивость, нравственность.

адаб в исламе имеет большую ценность и значимость. одна из основных целей ислама воспитание высоконравственного человека.

аллах всевышний, создавая людей, наделил их различными качествами.

одни качества подобны тем, которые имеют ангелы - разум, рассудительность и знание.

другие качества, которые свойственны земному, животному миру - физическая сила, способность к деторождению, потребность в еде.

таким образом, человек есть сочетание духовных качеств ангела и природных инстинктов животного. и если эти животные инстинкты контролируются разумом и сознанием, то человек схож с ангелом. если же человек уподобляется животному и свои жизненные потребности доводит до абсурда, превращая инстинкт размножения в похоть, а потребность в еде в обжорство, то он становится хуже животного.

в исламе такие крайности в поведении человека носят название "нафс" - страсть.

люди делятся на две категории: на тех, кто имеет нравственность и тех, у кого эта нравственность отсутствует.

нравственность

нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. нравственность может быть врожденным качеством. но в течение всей жизни человек должен обогащать свои знания путем постоянного постижения этики и морали пророка мухаммада, мир ему, изучая его биографию.

пророк мухаммад, мир ему, был избран аллахом, чтобы указать людям истинный путь и быть для них примером. аллах в коране говорит: «ва иннака лаъаля хулюкин азым» («о, мухаммад, воистину, ты обладатель высокой нравственности»).

когда жену пророка айшу (р) спросили про нравственность пророка мухаммада (мир ему), она ответила: "его нравственность - коран".

это означает, что описание идеала высокой нравственности, содержащееся в священном коране, позволяет уяснить нравственное величие пророка.

в одном из хадисов пророк мухаммад, мир ему, сказал: "я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой".

мусульманин оценивается по его нравственному облику.

пророк мухаммад, мир ему, сказал: "самый любимый мной и самый приближенный мне в судный день тот, кто обладает высокой нравственностью".

как совершение ибадата является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением аллаха. в сущности, целью ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

безнравственность

у бога взыскуем помощи в учтивости,

неучтивый лишен господней милости.

неучтивый не себя лишь ввергнул во зло,

но и по всем окаемам горизонтам

от него полыхнуло огнем.

нисходила трапеза с небес

без купли продажи и без словес.

джалал ад-дин руми

безнравственность также бывает врожденной. одни дети рождаются спокойными, послушными, добрыми, щедрыми. другие крикливыми, капризными, жадными, жестокими.

родители должны вовремя обратить на это внимание и начать воспитывать ребенка по корану.

в течение всей жизни человек должен совершенствоваться путем самоконтроля, путем приобретения знаний, овладевая этикой, эстетикой и культурой в целом.

нравственность воспитывается путем общения с людьми благородными. в народе не случайно говорится: "плохой пример заразителен". поэтому, если человек не устойчив в своих взглядах на мораль, необходимо ограничить его общение с людьми, лишенными морально-нравственных качеств.

каждый разумный человек должен трудиться с целью овладения духовной культурой и выработкой совершенных черт характера. только великим трудом по искоренению своих недостатков можно заслужить почтение. нельзя для своего возвышения использовать имя, славу, известность своих предков. это безнравственно. а человек, лишенный нравственности и культуры, даже если в его роду есть знаменитые предки, не должен быть почитаем.

поэтому одной из главных задач родителей является воспитание своего ребенка. если родители воспитают в ребенке такие качества как прилежность, трудолюбие, стремление к знанию и научат его хорошим манерам, то из такого ребенка вырастет высоконравственный человек, угодный аллаху.

если же воспитание будет отсутствовать, и душа ребенка будет осквернена черным пятном плохого характера, то трудно будет ему встать на путь нравственности, которая предполагает доброту и человеколюбие.

как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так мы должны очищать и нашу душу, облагораживая ее, избавляясь от дурных мыслей, желаний, стремлений.

пророк мухаммад, мир ему, сказал: "совершенствуйте вашу нравственность".

этот хадис доказывает то, что свойства личности могут меняться.

поэтому так важна атмосфера нравственности в окружающем нас информационном пространстве. важно - какую музыку мы слушаем, какие фильмы смотрим. также важна эстетика нашей одежды, которая не должна входить в противоречие с нашей этикой, в основе которой морально-нравственные традиции, заложенные в священном коране.

есть родители, позволяющие детям смотреть телевизионные передачи, в которых в извращенной форме показываются отношения между мужчиной и женщиной. в результате родители становятся соучастниками нравственной гибели молодого поколения и способствуют совращению детей с истинного пути, указанного в священном коране.

адабы по отношению к всевышнему аллаху

аллах создал нас из ничего. аллах снабдил нас совершенными жизненными органами. аллах дал нам в распоряжение все, что создал на земле.

качества, которые аллах даровал человеку, он не дал ни одному из других живых существ.

со дня творения всемогущий аллах ни на одно мгновение не оставляет нас.

аллах всегда рядом с нами, где бы мы ни были: в пути или дома, живые на земле, или покоящиеся под землей.

аллах знает обо всем, что у нас в душе, что мы говорим языком и что совершает наше тело.

аллах создал нас и обеспечил всем необходимым для земной жизни.

нет человека более несчастного ни в том, ни в этом мирах, если этот человек неверующий.

волею всевышнего разум человеческий намного выше, нежели разум всех других его творений. и если человек невежественен и не соблюдает адабы, то он опускает себя ниже уровня животного.

какие же адабы мы должны соблюдать в отношении аллаха?

первый и самый необходимый адаб - это всем сердцем уверовать в своего создателя, всевышнего аллаха, в его существование, которое - несомненно, и которое не имеет ни начала, ни конца.

аллаху ничего не нужно, но всем нужен он. аллах един и не похож ни на кого и на что. аллах не нуждается ни в чем и ни в чьей помощи.

аллах не ограничен ни во времени, ни в месте, ибо он - создатель времени и места, как и всего сущего. аллах могущественен во всем.

адаб по отношению к аллаху - это служение ему, преклонение перед его величием, подчинение его воле.

аллах всевышний говорит в священном коране: "я не создал ни людей, ни джиннов, кроме как для служения мне" (сура «аз-зарият», аят 56).

служение аллаху не ограничивается только совершением обязательных молитв, соблюдением поста, чтением корана и зикром. это служение вбирает в себя весь образ жизни человека, соблюдение всего обязательного и разрешенного, а также стремление уберечь себя от всего запрещенного кораном.

адаб по отношению к аллаху - это воздаяние хвалы всевышнему за каждую милость, которую мусульманин получает от него.

адаб по отношению к аллаху - это исполнение повеления всевышнего и отказ от всего того, что он запретил.

адаб по отношению к аллаху - это чувство стыда перед всевышним.

адаб по отношению к аллаху - это благодарение за все дары всевышнего.

адабы по отношению к священному корану

коран был ниспослан всевышним аллахом пророку мухаммаду (мир ему), и дошел до нас путем передачи друг другу.

со дня написания в коране не была и не будет изменена ни одна буква, и в таком виде он будет существовать до наступления конца света.

нет ничего в мире равного корану, ни по значимости, ни по масштабу чуда.

так как коран является речью аллаха, то по отношению к корану необходимо соблюдать адабы, как и по отношению к самому аллаху.

в этой священной книге собраны мысли всех книг, которые были ниспосланы предыдущим пророкам. сколько бы времени ни прошло коран не устаревает. каждому времени и народу он дает то, что соответствует именно этому времени и этому народу.

в коране поведано о том, как впадали в заблуждение народы прежних пророков и некоторые правители, чтобы это служило уроком для последующих поколений.

в коране приведены общие конституционные установки.

коран показывает лучшие качества человечества для того, чтобы можно было следовать им. а также в коране отражены и пороки, чтобы человек знал, от чего необходимо оберегать себя.

коран раскрывает тайные замыслы лицемеров, подлые заговоры и заблуждения.

коран рассказывает о солнце и луне, звездах и небесах, землях и реках, морях и океанах, дожде и ветре, о горах, долинах и травах, животных и людях… словом, обо всех и обо всем вокруг, призывая тем самым нас к размышлениям о чуде мироздания.

за все время существования человечества не было другой книги, которая была бы также популярна, также читаема народом, как коран, которая давала бы столько же пользы людям.

только всевышнему известно точное число людей, знающих наизусть эту книгу.

адабы, которые необходимо непременно соблюдать в отношении к корану:

соблюдать омовение перед чтением корана.

нельзя во время чтения корана держать священную книгу ниже пояса.

чтение корана желательно начинать со слов ["аъузу-билляхи минаш- шайтанир-раджим: бимил-ляхир-рахманир-рахим"] и заканчивать словами ["садакал-лахуль-азым"].

читать коран (по возможности) нужно "красиво", в соответствии с правилами чтения, и со смыслом, понимая значение, слов священной книги.

необходимо с благоговением относиться к корану во время чтения и во время слушания.

необходимо выполнять повеления корана и избегать того, что запрещено в священной книге.

адабы по отношению к пророкам

аллах поручил миссию распространения корана нашему пророку, мир ему.

пророк мухаммад, мир ему, сделал многое для спасения человечества, преодолевая многие трудности на этом пути.

он озарил землю светом ислама и указал людям пути достижения счастья. если наука занимается природой, то пророки - человеком. если наука вычисляет скорость движения, то пророки задают направление.

поэтому мусульманин обязан:

- верить, что мухаммад, мир ему, самый великий и последний пророк;

- любить его и читать салават при упоминании его имени;

- идти по пути, указанному пророком мухаммадом, мир ему;

- жить по примеру его высокой морали.

адабы по отношению к культуре разговора

задумываться о последствиях сказанного.

разговаривать с людьми в соответствии с их статусом.

не говорить слова, в которых нет пользы в этой жизни и в жизни будущей.

не повышать голоса при разговоре со старшими.

не кривить рот при разговоре, не ставить себя умнее, не искать ошибок в речи собеседников.

не использовать бранные слова, не лгать, не давать ложные клятвы, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не можешь выполнить.

не выдавать чужие секреты, доверенные вам.

пророк мухаммад, мир ему, сказал: "тот, кто верит в аллаха, и в судный день пусть говорит доброе, или пусть молчит".

адабы по отношению к ношению одежды

всевышний аллах сказал в коране: "о, сыны адама, мы ниспослали вам одеяние, для прикрытия того, что нужно прикрывать, а также украшающие вас. а одеяние таква (богобоязненности) - это самое лучшее" (сура "аль-аъраф", аят 26).

основные адабы, которые необходимо соблюдать в отношении одежды:

- необходимо содержать одежду в чистоте;

- одеваться необходимо там, где вас никто не может видеть, чтобы не демонстрировать людям недозволенные части тела (аврат);

- согласно сунне пророка необходимо начинать одеваться с правой стороны, а раздеваться - с левой.

для женщин:

- не носить широкую и прозрачную или чересчур облегающую одежду, подчеркивающую контуры тела, короткие юбки, платья с разрезами;

- прикрывать одеждой все тело, кроме лица и кистей рук;

- не удлинять одежду по причине гордости;

для мужчин:

- не носить одежду из шелка;

сегодня многих девушек и юношей покорила западная мода. однако, мусульмане обязаны помнить о том, что впереди их ждет вечность, поэтому им не следует носить одежду, которая разлагает общество и посягает на их традицию и нравы.

особенно это касается женщин. одевать тонкие прозрачные, облегающие одежды с декольте или разрезами, одевать короткие и обтягивающие юбки, или одевать обтягивающие джинсы, да еще обнажающие пупок, - это значит осознанно привлекать внимание чужих мужчин, демонстрируя недозволенные части тела.

подобные одежды нарушают нравственные законы не только ислама, но и двух других авраамических религий: иудаизма и христианства.

хайриддини абдулло

руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре общероссийского общественного движения "таджикские трудовые мигранты"




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...