Новости Ислама
Версия для печати

СМИ – движущая сила демократических реформ


  01.07.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанная Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, является предметом детального изучения в ходе проводимых международных форумов, семинаров и

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанная Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, является предметом детального изучения в ходе проводимых международных форумов, семинаров и «круглых столов». Так, на днях в Самарканде состоялась международная конференция «Дальнейшее укрепление финансовой и экономической независимости СМИ, превращение их в движущую силу демократических и либеральных реформ».

Ее организаторами выступили Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Институт по изучению гражданского общества, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации и германский Фонд имени Конрада Аденауэра.

В конференции приняли участие эксперты в области масс-медиа из многих стран, в том числе из Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Германии, Индии, Испании, Литвы, Малайзии, Сингапура, Франции, представители авторитетных международных организаций, аккредитованных в Узбекистане. Они обсудили национальный и международный опыт по созданию и совершенствованию законодательных основ развития СМИ, укреплению их финансовой и экономической независимости, внедрению в информационную сферу рыночных механизмов.

Отмечалось, что в Узбекистане в годы независимости проделана огромная по своим масштабам работа, направленная на строительство правового демократического государства и открытого гражданского общества. По общему мнению участников конференции, Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране является логическим и закономерным продолжением процессов обновления и модернизации и открывает качественно новый этап демократического развития Узбекистана.

Зарубежные эксперты подчеркивали в своих выступлениях на конференции правильность избранного Узбекистаном пути поэтапной и последовательной либерализации информационной сферы, которая основана на реализации собственной, «узбекской модели» реформ. Опыт Узбекистана в этой области может быть широко использован другими странами.

Так, по словам директора по геополитическим исследованиям Европейского института международных отношений Пьера-Эммануэля Томанна (Бельгия): «Правильность «узбекской модели» развития, все ее принципы, в том числе о том, что реформы должны проводиться постепенно, поэтапно, государство является главным реформатором, доказана временем. Узбекистан не применял «шоковую терапию», все преобразования проводятся комплексно и системно. Процессы либерализации и демократизации СМИ в Узбекистане осуществляются на высоком уровне. Ваша страна обладает неповторимым и уникальным опытом органичного соединения национальной культуры и модернизации, с учетом исторических ценностей, традиций и менталитета народа. В Западной Европе, наоборот, чрезмерная погоня за либерализацией привела к дерегулированию. Европейские страны должны принять во внимание позитивный опыт Узбекистана».

Глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Хорхе Иван Эспинал отметил: «Руководство Узбекистана уделяет большое внимание развитию масс-медиа. Радует, что частные телерадиокомпании создаются во всех регионах страны и особое значение придается подготовке молодых журналистов для работы в независимых СМИ. Это очень важно, так как молодые кадры – это будущее страны».

«Я вижу, что в Узбекистане люди верят в демократизацию СМИ и открыто говорят о наболевших вопросах, это залог успеха проводимых реформ, – сказал эксперт ОБСЕ, председатель Наблюдательного совета Литовского общественного радиотелевидения Дайнюс Радзявичус. – В либерализации информационной сферы особую роль играют гражданские институты, призванные оказывать содействие развитию различных отраслей СМИ».

Президент Малайской торгово-промышленной палаты Сингапура Абдул Рохим Сарип отметил, что Узбекистан является в регионе страной с самой большой численностью населения и одновременно с самой высококвалифицированной рабочей силой. Также осуществляются огромные инвестиции в развитие и широкое внедрение ИКТ во все сферы жизни общества и государства. «Это, несомненно, окажет позитивное влияние на обеспечение открытости и гласности деятельности властей. Узбекистан может стать в регионе центром по обеспечению свободы информации», – сказал эксперт.

В выступлениях зарубежных экспертов подчеркивалось, что в ходе демократических преобразований в Узбекистане осуществлена последовательная и системная работа в целях развития свободных, независимых, самостоятельных СМИ, усиления их роли в системе гражданских институтов, обеспечении гласности и открытости проводимой в стране политики реформ. В частности, создана отвечающая демократическим стандартам законодательная база свободного развития информационной сферы и СМИ, которые занимают все более важное место в политической и духовной жизни общества. О динамичном и свободном развитии в Узбекистане средств массовой информации свидетельствует то, что лишь за последние десять лет число печатных СМИ в стране выросло в 1,5 раза, электронных – в 7 раз. В общей сложности на национальном медиа-рынке действует свыше 1200 средств массовой информации. При этом почти 53 процента всех теле- и 85 процентов радиоканалов являются негосударственными.

Важную роль в либерализации информационной сферы, расширении сети негосударственных СМИ, укреплении их материально-технической базы и кадрового потенциала играют созданные в стране гражданские институты. В первую очередь это Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации и другие общественные объединения.

В связи с этим руководитель Центра развития СМИ Огнян Златев (Болгария) сказал: «Об успешности проводимых в Узбекистане демократических реформ свидетельствуют достижения страны в сфере развития сети негосударственных СМИ. Я стоял у истоков зарождения независимых СМИ в Болгарии. Меня поразило, что в Узбекистане независимое телевидение было создано на 5 лет раньше, чем у нас, и успешно развивается. Заслуживает большого уважения то, что в вашей стране в атмосфере дружбы и согласия бок о бок работают представители разных национальностей. Этот опыт следовало бы перенимать и в других странах».

По мнению участников конференции, в число важнейших задач формирования гражданского общества, активизации участия граждан в управлении государством и обществом, укрепления гарантий для более полного осуществления их конституционного права на информацию входит обеспечение открытости и гласности в деятельности органов государственной власти и управления.

Как подчеркивали зарубежные эксперты, закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который предложено принять в концепции, будет иметь особое значение в решении этих задач. Он четко определит процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти, обеспечения широкого доступа населения к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Иштван Венцель отметил: «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране имеет важное значение для демократизации и либерализации прессы. Дальнейшее развитие этой сферы в Узбекистане окажет благотворное влияние на обеспечение потребностей общества в своевременной и объективной информации. Это будет также способствовать обеспечению прозрачности в деятельности органов государственного и хозяйственного управления».

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, свободу СМИ в первую очередь гарантируют развитие рыночных отношений, конкуренции в информационной сфере, обеспечение экономической свободы, самостоятельности и самодостаточности средств массовой информации. Эксперты подчеркнули, что в Узбекистане проводится последовательная и системная работа в этом направлении. Принятие в соответствии с концепцией Закона «Об экономических основах деятельности СМИ» станет очередным важнейшим шагом в достижении поставленных целей.

Представитель германского Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии Томас Кунце подчеркнул: «По инициативе Президента вашей страны принимается большое количество законодательных актов, направленных на развитие и защиту СМИ. В этой связи хотел бы отметить, что при разработке проекта Закона «Об экономических основах деятельности СМИ», принять который предложил глава вашего государства, можно было бы уделить особое внимание защите СМИ от влияния различных экономических и политических структур извне».

«Гарантия независимости СМИ – прежде всего в укреплении их финансово-экономического положения, – высказал свою точку зрения заведующий кафедрой международной информации Киевского института международных отношений Николай Рыжков (Украина). – В ином случае СМИ из источника информации превращаются в политическое оружие, что приводит к их чрезмерной политизированности. При этом основными принципами обеспечения финансово-экономической независимости СМИ являются поиск баланса интересов власти и предпринимательских структур в сфере медиа-бизнеса, переход к практической реализации проекта общественного телерадиовещания, которое будет способствовать информационному развитию государства».

Руководитель отдела по связям с общественностью администрации Премьер-министра Земли Саксония Штеффан Гросс (ФРГ) убежден: «Узбекистан направляет много сил и средств на развитие СМИ. Что касается технической, материальной базы, обеспечения оборудованием, проведения тренингов и других мероприятий для журналистов, то Узбекистан ничем не уступает Германии. Исходя из национальных интересов наших стран, мы могли бы сотрудничать, в частности, в области развития законодательства, создания условий для появления на медиа-рынке крупных, конкурентоспособных, финансово устойчивых медиа-структур, привлечения инвестиций в сферу СМИ. Опыт стран ЕС показывает, что снижение зависимости СМИ от государства, бизнеса и учредителей помогает достижению их экономической независимости и финансовой устойчивости».

Зарубежные эксперты в своих выступлениях высказали мнение о том, что формирование глобального информационного пространства предоставляет большие преимущества крупным международным масс-медиа. Поэтому в целях обеспечения плюрализма мнений в СМИ, сохранения культурного разнообразия и национальной идентичности возникает необходимость осуществления государством действенных мер по поддержке национальных средств массовой информации.

В этом плане очень важной является изложенная в концепции Президента Узбекистана инициатива о принятии Закона «О гарантиях государственной поддержки СМИ». Этот закон создаст правовые механизмы системной поддержки национальных масс-медиа в условиях рыночных отношений.

Так, заместитель директора Совета директоров издательства «Каранграф» и газеты «Синар Хариан» Мухаммад Насир Хамза (Малайзия) сказал: «Глобальное информационное пространство повышает возможность развитых стран влиять на внутриполитическую ситуацию в развивающихся странах. В данных условиях главная задача государства – использовать все свои ресурсы для нейтрализации негативного воздействия этих сил. Методы могут быть разными – будь то блокировка определенных каналов и сайтов или поддержка национальных информационных ресурсов. К слову, сами западные страны используют все формы информационной защиты, но одновременно требуют от других стран открыть свое информационное пространство, медиа-рынок. При этом ясно, что в глобальном информационном пространстве национальные СМИ не всегда конкурентоспособны. Именно потому так важна поддержка государством национальных СМИ».

Зарубежные участники конференции выразили большую заинтересованность в изучении опыта Узбекистана по поддержке национальных СМИ через парламентскую комиссию. По их мнению, эта практика является более демократичной, чем во многих демократических странах, и поэтому может быть использована в других государствах. Как позитивный был также отмечен опыт Узбекистана по организованному в стране широкому общественному обсуждению проектов предложенных в концепции новых законов, более четко регламентирующих отношения в информационной сфере.

В то же время в процессе разработки в Узбекистане законопроекта о государственной поддержке СМИ может быть полезен и зарубежный опыт, говорилось на конференции. Это – создание законодательных гарантий для внедрения института саморегулирования СМИ, обеспечивающего их независимость и самостоятельность, а также предоставление налоговых льгот. Положительную роль может сыграть и установление обязательств государства по формированию благоприятных материальных и организационных условий на основе механизмов размещения «социального заказа» и выделения субсидий СМИ, поддержки выпуска социально значимых публикаций, теле- и радиопередач, другой их продукции с целью расширения политического, идеологического и культурного многообразия в информационной сфере.

В целом, участники конференции отметили особую важность и актуальность разработанной Президентом Узбекистана Исламом Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Осуществление предложенного в концепции комплекса мер по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, укреплению независимости, экономической самостоятельности СМИ, внедрению в информационную сферу рыночных механизмов будет способствовать укреплению места и роли СМИ в системе гражданских институтов, более полной реализации конституционных прав граждан на свободу слова и свободу выбора.

По итогам обсуждения участники международной конференции пришли к общему выводу, что позитивный опыт Узбекистана по демократизации и либерализации информационной сферы может быть широко и успешно использован во многих странах мира, в том числе и в развитых демократических государствах.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...