Татаро-башкирский праздник Сабантуй проводится сегодня в московском государственном музее-заповеднике «Коломенское». На майдан москвичи и гости столицы начали собираться с раннего утра. Да это и неудивительно, ведь погода обещала быть солнечной и жаркой.
Концерт мастеров искусств Москвы, Татарстана и Башкортостана, народные игры, состязание по национальной борьбе кореш – все это можно было сегодня увидеть. Желающие приобретали изделия народных художественных промыслов в качестве сувениров на память, сладости и выпечку, лакомились татарским чак-чаком и башкирским медом.
Особый интерес вызвал у посетителей заповедника возведенный макет «татарской деревни», посетив который москвичи смогли окунуться в настоящую сельскую жизнь: родники, колодцы, загон с домашними животными и так далее.
А на территории «башкирской деревни» можно было ознакомиться с народными промыслами и бытом сельских жителей.
Например, Гульназира Мухаматдинова из Аскинского района Башкирии показала нам, как в старину наши бабушки пряли пряжу. Сама она умеет не только прясти, но и вязать. Говорит, что своего ребенка одевает в вещи, созданные своими руками.
Гости Сабантуя
На процесс выпечки блинов посмотреть подошли многие, ведь это одно из любимых блюд татар и башкир. Вот тут-то мы и познакомились с необычной семьей. Это Марина и Алик Сулеймановы. Алик приехал в Москву из Дагестана, Марина – москвичка. Молодые люди работают вместе в одной компании. Там они и познакомились, а потом полюбили друг друга. А когда настало время пожениться, Марина приняла ислам. Теперь она – мусульманка. На вопрос, как отнеслись ее родители к этому ее непростому решению, она ответила, что сначала они были против, но, когда познакомились с будущим зятем, успокоились. «Наши родители теперь дружны, - включается в разговор Алик, - хотя мои мама и папа сразу Марину полюбили».
В палатке благотворительного фонда содействия духовному развитию личности «Ихлас» раздавали литературу по исламу. Здесь мы разговорились с Данией Кудаевой, которая рассказала нам немного о медресе, открытом при фонде. Сама она ее уже заканчивает. Оказывается, в медресе могут учиться все желающие. Здесь изучают историю ислама, арабский язык, обучают чтению Корана и другим дисциплинам.
Исламская символика все чаще встречается на татарских праздниках
Сабантуй – один из любимейших национальных праздников татар, символизирующий дружбу и согласие между представителями разных конфессий и национальностей, которые исконно живут на территории Российской Федерации. Сегодняшний день в полной мере подтвердил это.
Это интересно
Сабантуй – это один из древних праздников татар, и в те времена он носил религиозный характер. А теперь? За пояснением мы обратились к председателю совета общины мусульман Щелковского муниципального района Московской области Ринату хазрату Сайфутдинову.
По его словам, праздник и сейчас начинается и заканчивается с именем господа. Согласитесь: нельзя отделять древнейшую народную традицию от веры. Этот праздник еще в 921 году описал в своих трудах известный исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Праздновали его тогда в честь начала весенних полевых работ, в конце апреля.
В старину это было большим событием, и к нему готовились долго. Всю зиму девушки готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника джигиты ходили по домам и собирали подарки. Они предназначались для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки. Процесс сбора сопровождался веселыми песнями и прибаутками. Молодые люди обвязывали себя вокруг пояса собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Остальные подарки привязывали к длинному шесту. Аксакалы назначали судей. Кульминацией праздника были состязания батыров и, конечно, конные скачки.
Праздник в самом разгаре
В настоящее время сабантуй проводится в честь окончания весенних полевых работ, в июне. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, но основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век. Принял он и статус всеобщего, межнационального, поскольку проходит не только в Татарстане и Башкортостане, но и в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где компактно проживают татары. Кстати, сабантуй включен в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.