Новости Ислама
Версия для печати

К 450-летию Храма Василия Блаженного. Версия о татарском происхождении его архитектурного стиля


  13.07.2011    |   IslamRF.ru

13.07.2011 15:23 «Русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства России, перенеся архитектуру главной мечети Казани в Москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех
13.07.2011 15:23

«русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства россии, перенеся архитектуру главной мечети казани в москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий…», - писал историк михаил худяков.

василия блаженного храм (офиц. назв. – собор покрова богородицы, что на рву). построен при митрополите макарии в память покорения казани в 1555–62 гг. на красной площади; в 1588 г. устроена церковь василия блаженного, по имени которой неофициально называется и весь собор (официальное название напоминает о празднике покрова богоматери, т.к. именно в этот день, отмечавшийся 1 октября 1552 г., были взорваны стены казани). по стилю представляет совершенно уникальный по своей структуре, непривычный для русского зодчества оригинальный памятник архитектуры. летописную запись о нем «поставлен был храм… многими переводами» и. е. забелин поясняет так: «слово “перевод” в древнем художестве означало снимок, копию с какого-либо образца (оригинала)». некоторые историки считают, что этот собор построен по образцу разрушенной при штурме казани ее главной мечети. м. худяков прямо называет его «венцом татарского влияния в русской архитектуре».

по мнению м. худякова, храм василия блаженного больше всего напоминает разрушенную после взятия казани мечеть кул-шерифа с ее 8 минаретами, предание о которых было записано ш. марджани. из других аналогий между храмом василия блаженного и казанской архитектурой историк указывает на отсутствие главного фасада, характерное для татарского зодчества, восточный характер куполов храма, любовь к полихромии, цветовую символику шатров. строителем храма являлся архитектор посник яковлев, которому было поручено сооружение каменной крепости в покоренной казани и который мог на месте ознакомиться с памятниками казанской архитектуры. однако «в дело сооружения храма, кроме зодчих, входил кто-то еще, и притом настолько, что руководящая идея принадлежала ему» (и. грабарь).

м. худяков приходит к выводу о наличии глубокого внутреннего смысла в факте постройки собора с характером мусульманского зодчества в память о завоевании казанского ханства. «русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства россии, перенеся архитектуру главной мечети казани в москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий… правительство митрополита макария создавало тем самым наглядную эмблему подчинения мусульманской страны христианской державе, как бы заставляло мусульманское искусство служить христианской религии, и тем осуществляло двойную, художественно-политическую идею слияния татарского востока с россией».

известна следующая попытка расшифровать имя василия блаженного, достоверных известий о котором не существует: «блаженный» в данном случае значит «юродивый»; греческое «василий» – прямой перевод с русского «царь». юродивым царем и был иван iv (который де-факто и сам признавал это – напр., в 1571 г., когда он явился перед послами крымского хана девлет-гирея в заплатанной рогоже и назвался «ивашкой»), в честь которого неофициально был назван собор.

следует заметить, что место, на котором был возведен собор василия блаженного, было выбрано явно не случайно: он находится прямо на пути, по которому в xiv–xv вв. представители ханов золотой орды проезжали из замоскворечья (с ордынской дороги через мост в районе балчуга) в ханский двор в кремле через фроловские (спасские) ворота. впоследствии, во второй пол. xv в., с этого же места ханские послы поворачивали в свое татарское подворье в китай-городе. предположительно примерно в 200 м от будущего собора василия блаженного в первой пол. xvi в. располагался казанский посольский двор.

лит.: грабарь и. э. история русского искусства. т. 3–5. – м., 1909–1916; забелин и. е. черты самобытности в древнерусском зодчестве. – м., 1900; памятники архитектуры москвы: кремль. китай-город. центральные площади. – м., 1982; худяков м. г. очерки по истории казанского ханства. – м., 1991.

дамир хайретдинов

энциклопедический словарь «ислам в москве»




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...