Новости Ислама |
интервью с руководителем молодежного отдела духовного управления мусульман республики башкортостан айнуром арслановым.
расскажите о деятельности молодежного отдела дум рб: год создания, чем занимается, о ваших представительствах по республике, об основных достижениях.
19 марта 2009 г. на очередном пленуме дум рб было принято решение о создании молодежного отдела. главная цель отдела – работа с молодежью на ниве профилактике алкоголизма, наркомании и религиозного экстремизма. руководителем молодежного отдела единогласно был выбран я.
приступив к своим обязанностям, я начал разрабатывать программу развития мусульманской молодежи. молодежь сегодня разбросана по двум крайностям: с одной стороны - наркоманы, алкоголики, хулиганы, с другой – это религиозные экстремисты. на меня была возложена задача ориентировать молодежь на центризм, призвать к исламу.
по воле аллаха вышло так, что у меня уже была практика по работе с молодежью. после обучения в медресе мухаммадия (казань) я приехал в уфу и заочно поступил в российский исламский университет (уфа) и на очное отделение башкирского государственного университета. поскольку я был иногородним, мне было предоставлено общежитие. порядки, царившие в общежитии были шокирующими: постоянное распитие водки, ссоры, драки и др.
работу с молодежью я начал там, объясняя основы ислама и вред, табака и алкоголя. со временем студенты начали принимать ислам и с вредными привычками бороться мы продолжили вместе. на этом пути мы достигли больших результатов, превратив одно из самых худших общежитий уфы в образцовое - через три года кропотливой работы в общежитии стало много мусульман, в коридорах люди перестали распивать спиртное, прекратилась «дедовщина» и др. показателем нашей работы стало призовое место в конкурсе «лучшее общежитие года рб». мы, мусульмане общежития, показали и доказали всем, как ислам может преобразить общество, находящееся в моральном упадке.
здесь необходимо отметить, что мы, мусульмане общежития, не подпускали к себе людей экстремистского характера, мы их просто не пускали в общежитие, получая знания об исламе только в мечетях.
в молодежном отделе я поставил себе задачу проделать такую же работу, только уже в республиканском масштабе. собрав команду, мы начали работать по трем направлениям: единовременные акции и лекции по исламу, о вреде табакокурения, алкоголизма – все они были ориентированы на определенных людей. второе направление – системные и постоянные уроки, мероприятия. и третье – законотворческое направление: являясь членом молодежной общественной палаты при госсобрании курултая рб, я стараюсь внести свой вклад в воспитании молодежи на государственном уровне. по этим же направлениям мы работаем и сейчас.
первый год мы работали только по уфе, потом мы перешли и на районы республики, где мы создавали своих представителей. в настоящее время в 80 % мухтасибатов дум рб уже есть наши представители.
из основных итогов нашей работы в настоящие дни можно отметить, во-первых, альтернативу, которую мы смогли дать уфимской молодежи, так сильно увлеченной алкоголем и табакокурением. конечно, наша альтернатива – это ислам. во-вторых, мы начали работать с сельской молодежью, которой давно уже никто, кроме экстремистских бандформирований, не интересуется.
помимо работы с молодежью, мы также отвечаем за информационно-аналитическую сторону дум рб, в частности за сайт, который работает при муфтияте.
как вы считаете, в чем заключаются основные проблемы мусульманской молодежи и российской уммы в целом? какие внешние и внутренние факторы мешают на ваш взгляд развитию мусульманского сообщества в россии?
во многих духовенствах идет работа с молодежью, в последнее время им уделяется большое внимание. тем не менее, проблемы у молодежи пока еще остаются. в первую очередь, сюда можно отнести отсутствие молодых кадров. я, работая с молодежью, сильно ощущаю кадровый голод в нашей республике. и если такая ситуация в башкортостане, то что говорить о россии в целом?
когда студент заканчивает исламское учебное заведение и хочет продолжить работать в этом направлении, у него нет той базы, позволявшей им успешно развивать и распространять ислам, которая была у наших дедов. сейчас в медресе обучается не так уж и много шакирдов. к примеру, если раньше медресе в деревне муллакай (башкортостан) выпускала около 300 священнослужителей в год, то сейчас все исламские учебные заведения башкортостана совокупно готовят меньше выпускников. т.е. продуктивность одной деревне была больше, чем сейчас от целой республики.
другой большой проблемой для нашей уммы являются экстремисты, которые приезжают к нам и уводят 18-20-ти летних парней и девушек в лес. таким образом, люди уже с молодости идут по не правильной дороге, как с точки зрения ислама, так и с точки зрения нашего государства. люди экстремистского характера ломают жизнь молодому поколению, многие из которых не осознанно следуют за экстремистами.
как воспитать в россии имама, соответствующего требованиям времени и кто по вашему этим должен заниматься?
я считаю, что воспитанием имамов должны заниматься только муфтияты, а помогать им должны в этом наше государство, т.к. духовные управления воспитывают не только имамов, но и патриотов нашей страны, которые являются гражданами этого государства. помощь же государства должна выражаться в финансовой и моральной поддержке.
воспитание же должно проходить как на теоретическом уровне, так и на практике. после того, как студент получит теорию, необходимо, чтобы он эти знания применил в мечети, медресе и в любом другом месте, т.е. на практике. здесь необходимо отметить, что, отправляя студента на практику, необходимо создать для него хотя бы минимальные бытовые условия.
в последнее время много говорится о том, нужно ли брать образование молодому российскому имаму за рубежом, или же учиться только в россии. что вы думаете об этом?
здесь есть только один ответ, других вариантов больше быть не может. получать образование за рубежом можно и нужно, если есть возможность, но только после того, как он получит базу в россии. если человек хочет поехать за рубеж, то необходимо, чтобы он год-два обучился у нас в медресе, потом только можно ехать. если не получить минимальное образование в россии, за рубежом студент может уйти в крайность. а с таким человеком работать и объяснять ему что «хорошо», что «плохо» очень тяжело. учеба за рубежом должна проходить под контролем муфтиятов.
6-5 июля в нальчике во время встречи президента россии с религиозными деятелями нашей страны, дмитрий медведев обратился к мусульманскому сообществу содействовать в решении многих проблем, с которыми сталкиваются российские мусульмане. там же он попросил мусульманское сообщество помочь государству в борьбе с вооруженным подпольем. как вы со своей стороны считаете, каким образом молодое поколение должно помочь государству? и что бы вы посоветовали молодому исламскому поколению предпринять в этом направлении?
вооруженным подпольем должны заниматься правоохранительные органы. великий ученый, богослов абу али ибн сина говорил, что любая болезнь лечится словом, если словом не лечится, тогда травами, если и травы не помогают, тогда ножом. так и мы, мусульмане, должны бороться с вооруженным подпольем «словом» и «травами», т.е. мы должны вести просветительскую деятельность. а для этого необходимо поднимать статус имама, чтобы его авторитет был непоколебим. тогда молодежь будет слушать имама, жить согласно канонам ислама и не будет поддаваться уловкам радикально-настроенных людей.
что побуждает молодых мусульман «уходить в подполье»?
вопросы экстремистского характера являются общероссийской и государственной проблемой. главная причина такого положения – это социальная неустойчивость нашей страны. молодому человеку негде работать, нечего кушать, негде жить и т.д. а это идеальная почва для экстремистов, они пользуются этим. недовольный электорат всегда легко набирать.
согласны ли вы с мнением, что мусульманскую молодежь, как и все мусульманскую умму, условно можно разделить на три группы: 1) мусульмане, которые солидарны с духовными управлениями и хорошо к ним относятся; 2) мусульмане, которые преимущественно не довольны работой муфтиятов, однако их нельзя отнести к экстремистам; 3) люди, которые называют себя мусульманами, однако придерживаются радикальных настроений?
да, безусловно, это так. вот только второй пункт я бы разделил еще на два пункта: 1) мусульмане не довольны работой муфтиятов из-за личной неприязни к кому либо из сотрудников духовного управления; 2) это те мусульмане, которые не довольны работой духовных управлений по каким-либо другим причинам.
как, по-вашему, можно побороть религиозный экстремизм присущий некоторым верующим с одной стороны, и религиозную инертность, присущую некоторым нашим единоверцам с другой?
что касается религиозного экстремизма, то с этим явлением необходимо работать жестко. экстремистов условно можно разделить на две части. первая, которая неосознанно вошла в эту структуру. таких людей, как я уже отмечал, поймали на волне недовольства, социальной напряженности. с ними нужно работать и их можно вернуть на нормальное русло ислама. это я знаю из своей практики, я сам несколько лет находился под их влиянием, только по воле аллаха я смог уйти от них. вторая же половина экстремистов осознанно идут на этом пути и дестабилизируют обстановку в стране – с ними нужно бороться жесткими способами.
то, насколько качественно работают наши религиозные деятели, зависит от наших муфтиев. я считаю, что именно они должны заниматься этим вопросом. другое дело, что они не всегда могут повлиять на имамов. главная причина этого – отсутствие заработной платы у имамов. например, если бы муфтий выплачивал всем имамам зарплату, то у него был бы рычаг (премия, оклад), с помощью которого он мог бы бороться с религиозной инертностью.
беседовал ринат сагитов
справка:
арсланов айнур нургалиевич, родился 18 мая 1985 года в селе ишмухаметово баймакского района республики башкортостан. в 2002 году окончил сибайскую гимназию-интернат и поступил в казанское медресе «мухаммадия». в 2004 г. по результатам обучения был переведён на заочное отделение 3-его курса факультета «теология» российского исламского университета г. уфа. успешно сдав вступительные экзамены, поступил на очное отделение факультета «башкирская филология и журналистика» башкирского государственного университета. на 3-ем курсе учёбы возглавил студенческий совет факультета. уже через год общежитие заняло первое место в учреждённом государственным комитетом по молодёжной политике республики башкортостан совместно с федерацией профсоюзов республики башкортостан конкурсе «лучшее общежитие года республики башкортостан».
осенью 2005 года по рекомендации депутата государственного собрания «курултай» республики башкортостан асадуллина ф.м. арсланов а.н. сформировал и возглавил волонтерское движение «город без наркотиков». самими яркими мероприятиями движения стали акции протеста, так называемые «стояния» в «цыганских дворах», где на протяжении более чем 15-ти лет происходил сбыт героина представителями цыганской этнической преступной группировки. благодаря этим акциям удалось привлечь внимание общественности и органов государственной власти к существующей проблеме. весной 2006 г. арсланов а.н. был зачислен в ряды студентов «центра изучения арабского языка «фаджир» г. каир, арабской республики египет. на сегодняшний день он так же владеет башкирским, татарским и русским языком. с 2009 года арсланов а.н. руководит молодежным отделом духовного управления мусульман республики башкортостан.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |