Новости Ислама |
Православная церковь на протяжении многовековой истории старалась не бороться с народными праздниками, а интегрировать их, благодаря чему, например, в русской традиции сохранились празднование Масленицы перед Великим постом и обычай украшать лентами молодую березку на Троицу. В этом свете позиция архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, публично высказанная им 24 мая во время концерта в честь Дня славянской письменности и культуры, организованного Казанской епархией, выглядит, мягко говоря, странно.
Выступая перед собравшимися, владыка заявил, что учрежденный в память Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия День славянской письменности и культуры - это и есть праздник, который следует отмечать православным. А вот славянские праздники "Каравон" (восстановленный благодаря усилиям Общества русской культуры Татарстана фольклорно-хоровой праздник села Русское Никольское, со временем получивший статус Всероссийского фестиваля и поддержку со стороны руководства республики) и "Иван Купала" как нечто чуждое христианскому духу праздновать не стоит. Чем вызвал, мягко говоря, недоумение у присутствовавших на мероприятии представителей русского, белорусского и украинского национально-культурных сообществ.
Еще большую реакцию присутствующих вызвало отсутствие на празднике русских фольклорных коллективов на фоне приглашенного грузинского танцевального ансамбля, который, несмотря на то, что грузины не имеют непосредственного отношения к славянской письменности и культуре, исполнил три номера подряд.
Подобная практика противопоставления церковной и народной традиций, ранее прекрасно уживавшихся друг с другом, приносит свои негативные плоды. Следует признать, что в Татарстане выросло поколение русской молодежи, которое, наблюдая абсолютную лояльность руководства Казанской епархии по отношению к политике, проводившейся в Татарстане все 20 лет "суверенных инициатив", возрождения ислама и татарского национального самосознания, все чаще уходит в неоязычество, "родноверие". И для этой молодежи славянские праздники, которые они отмечают массово и с большим энтузиазмом, давно заслонили православные.
"На государственном уровне русским, белорусам и украинцам то и дело говорят о том, что мы должны быть едины, но эти слова, к сожалению, до сих пор остаются словами, - поделился своим мнением с ИА REGNUM председатель Общественной организации белорусов Казани "Спадычна" ("Наследие") Сергей Маруденко. - В то же время на народном уровне существует событие, которое вновь делает всех нас братьями. Причем, насколько я понимаю, оно гораздо более древнее, чем все имеющие хождение на территории нашей страны религии. Как можно не оценить подобный народный порыв? РПЦ сейчас осуждает советский период, когда закрывались и разрушались храмы, почему же ее представители в Татарстане прибегают к аналогичным методам в отношении древних славянских праздников?".
"Если взять, положим, современное празднование дня Ивана Купалы, то становится понятно, что это отнюдь не возрождение языческих традиций, - полагает председатель Местной национально-культурной автономии украинцев Казани Владимир Любченко. - Теперь в христианском сознании этот праздник ассоциируется с Иоанном Крестителем. В таком виде его празднуют и в России, и в Белоруссии, и на Украине, и в Европе. Поэтому, неверно объявлять его вне закона, считать чуждым церкви и христианскому сознанию".
"Мне как православному человеку подобная позиция церковного иерарха кажется странной, - признается руководитель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов. - В наше время никто не наполняет древние обряды неким сакральным смыслом, чего так опасаются некоторые малообразованные представители духовенства. Наоборот, на волне тяги современного человека к своим корням подобные мероприятия становятся этапом к возвращению в лоно матери-церкви. Я понял это благодаря тому, что мне посчастливилось принять участие в праздниках различных, ныне православных народов России: русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, кряшен. Поверьте, ни лично я, ни другие участники не почувствовали, что это как-то может навредить их православному самосознанию. Думаю, церкви нужно с большим пониманием и снисхождением относиться к подобным вещам, поскольку они составляют земную составляющую человека, которая как и небесная - духовная, изначально заложена в каждом из нас промыслом Божиим".
Складывается впечатление, что борьбой с народными праздниками руководство Казанской епархии пытается прикрыть несостоятельность собственной управленческой и духовно-миссионерской политики, а точнее отсутствие оной. Так, на сегодняшний день на примерно 1,5 млн русского православного "по умолчанию" населения республики приходится всего 221 храм. В то время как на 2 млн татар (далеко не все из них - мусульмане) - более 1300 мечетей.
Остаются без внимания церковного начальства и такие явно недружественные православию явления как Музей истории государственности татарского народа и Татарстана, размещенный в здании Дворцовой (Духосошественской) церкви Казанского кремля, нежелание восстанавливать колокольню Благовещенского собора в том же Кремле, установка музейных экспозиций в Успенской церкви Болгарского городища, отказ возвращать колокольню Богоявленского собора в центре Казани и т.д.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |