Сейчас, в преддверии десятой годовщины трагедии 11 сентября, тем кто использовал некоторые акты терроризма для создания двухполярной картины мира, разделения людей на «мы и они», пора бы уже прозреть.
Обычно граница проводилась по линии религиозной принадлежности: ислам всячески пытались представить как захватническую религию. Однако последние события показали, что на самом деле все обстоит совсем не так.
Недавно Норвегия стала жертвой правого экстремиста. Нас уверяли, что это было «полной неожиданностью». И все же, не имеет ли эта благодушная беспечность политической подоплеки, не столь наглядной иллюстрацией которой был провал баллотировавшегося в американские президенты Германа Каина, долго ругавшего мусульман, но вынужденного дать задний ход когда стало ясно, что политика нагнетания страха не приносит успеха.
Будь это группа людей, взорвавшая башни-близнецы в Нью-Йорке, или те, кто взорвал лондонское метро, террорист-одиночка, расстрелявший детей в Норвегии, или же те кто
бесчинствует и грабит в Лондоне – у всех у них одна цель – выразить протест, но не законными средствами, а любыми доступными способами, невзирая на последствия их действий, будь то человеческие жертвы или материальный ущерб.
Важно то, что подобный образ мыслей присущ не только приверженцам какой-то одной конфессии – дело тут, скорее, в отсутствии толерантности и терпения.
С чего все начинаетсяЯ получаю информацию о бунтах в Британии не через традиционные СМИ, а как бы из первых рук – через twitter и Facebook. Обновления там появляются в режиме реального времени, тогда как СМИ, как я заметил, минут на 15-30 запаздывают. Что касается технологий, сейчас раздаются требования отключить службу «Blackberry Messenger», которая, как полагают, сыграла решающую роль в организации этих бунтов, или даже всю мобильную сеть.
И то и другое, конечно, совершенная бессмыслица, и вообще к делу не относится, ведь те же самые технологии помогают службам экстренной помощи и гражданам – сообщить о происшествии, предупредить об опасности.
Среди множества появившихся в Facebook’е групп, набравших в считанные часы десятки тысяч сторонников, есть одна, в которой участник беспорядков утверждает, что Марк Дагган – тот самый человек, который был убит и из-за которого, собственно говоря, и начались беспорядки, был его другом.
Забудем о том, что, согласно сообщениям, убитый был бандитом и наркоторговцем. Вот что пишет его друг: «Я тащусь от происходящего… Марк не был обычным парнем, таким как все. Он был человеком, который заботился о своих так, что даже трудно себе представить».
Первой моей реакцией на это утверждение было спросить, как же его автор почтил смерть человека, который «заботился о своих», нанося при этом вред другим, не своим. К сожалению, такой образ мыслей присущ любой террористической группе - разрушить что-нибудь, дав волю собственному гневу.
Если разобраться, такое отношение – это не влияние какой-то религии, а просто печальная реальность бедной и эгоистичной личности, человека, не осознающего последствия своих поступков; до тех пор, пока, приходя вечером домой, он наслаждается покоем и безопасностью, которых с такой легкостью лишает других.
Ответственность… Герман Каин человек не глупый; одного взгляда на его биографию в «Википедии» достаточно, чтобы увидеть проницательного и успешного бизнесмена. И все же для человека его положения он продемонстрировал тот же уровень безответственности, что и те, кто сейчас бесчинствует и грабит в Британии. Они, конечно, представляют собой две крайние противоположности, но образ мыслей у них, однако, один и тот же.
Как люди разумные, мы должны переосмыслить некоторые понятия, и прежде всего так называемую «войну с терроризмом». Эта фраза и так уже звучит несколько маргинально, поскольку террористами, похоже, могут быть только (сумасшедшие) мусульмане, а у «белых» к этому иммунитет.
А во-вторых, нужно пересмотреть наш подход, основанный на общих ценностях – вполне возможно принадлежать к различным религиям, разделяя при этом основные общечеловеческие ценности.
Если вместо того, чтобы поддерживать стереотипы относительно большой части нашего общества на основании веры или цвета кожи, мы постараемся лучше понять людей и их проблемы, если мы постараемся решить эти проблемы, вместо того чтобы отметать их в сторону, то, возможно, мы на шаг приблизимся к стабильности в нашем обществе.
Если кто-то желает причинить вред себе или другим, то, наверное, вряд ли кому-то из нас удастся его остановить. Однако, если наша полиция и службы безопасности все же хотят попытаться это сделать, им понадобится поддержка людей всех цветов кожи, всех конфессий; нужно чтобы было доверие.
Проблема в том, что каждый раз, когда общество испытывает подобное потрясение, гораздо проще обвинить кого-то другого, чем задуматься, а не являемся ли мы сами частью проблемы – например, тратя миллиарды на войны, в которых многие из нас не видят необходимости, в то время как урезаются расходы на основные службы.
Почти год назад министр внутренних дел Тереза Мэй заявила: «Мы можем урезать полицейский бюджет без риска подвергнуться беспорядкам и насилию».
Вместо того чтобы урезать расходы на наши основные службы, пытаясь преодолеть спад, нужно начать инвестировать в наш народ и в нашу промышленность. Ведь, похоже, некоторые участники беспорядков полагают, что их нынешнее мародерство сродни поведению банкиров, которых мы пытаемся спасать финансовыми вливаниями, в то время как они
«поощряют» сами себя непомерными бонусами. Если уж мы собираемся очистить здание, давайте делать это на всех этажах, а не только в нижней его части.
Что касается участников беспорядков, им нужно сказать одну очень простую вещь: у убитого Марка Даггана осталось трое детей. Для них это большое горе. Так не причиняйте же страдания другим людям. Если считать, что он был хорошим человеком, и поступал хорошо, то, поступая плохо, вы порочите его память.
Фаррух Юнус, магистр международного бизнес-менеджмента, занимается созданием индустрии телекоммуникаций в странах Европы и Азии«
OnIslam»