заместитель председателя совета федерации, уполномоченный по делам хаджа комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве рф ильяс умаханов рассказал в четверг, 11 августа, о вопросах организации хаджа осенью нынешнего года. как сообщили
regions.ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, тема обсуждалась в мае на прошедшем в совете федерации расширенном совещании.
заместитель председателя совета федерации, уполномоченный по делам хаджа комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве рф ильяс умаханов>/b>:
"мы исходим, прежде всего, из конституционно зафиксированных свободы совести и права граждан беспрепятственно отправлять религиозные обряды. нельзя забывать, что в хх веке в советском союзе родилось и успело состариться не одно поколение людей, фактически лишенных свободы религиозного вероисповедания. разумеется, не были исключением и советские мусульмане. поэтому наша обязанность хоть в какой-то, пусть уже неисправимо небольшой мере "вернуть долг", в том числе, старшему поколению – тем из него, кто хотел бы и кому позволяет здоровье посетить святые для мусульман места.
при правильном сотрудничестве государства с исламскими элитами хадж становился эффективным инструментом строительства доверительных и продуктивных отношений с мусульманским миром и в россии, и за рубежом, ставил барьер проникновению и распространению в пределах империи враждебных традиционному исламу радикальных и экстремистских толков. эта задача не стала менее актуальной и в наши дни.
практика паломничества мусульман в современной россии находится в постоянном развитии. начинали в 1992 году с нескольких сотен паломников. сегодня – более двадцати тысяч. и в прошлом году нам удалось несколько продвинуться в преодолении недочетов предыдущих лет. в тесном взаимодействии с духовными управлениями мусульман и органами власти на местах мы сумели значительно расширить "географию" паломников, впервые совершивших хадж, улучшить медицинское обслуживание, радикально ограничить транспортировку паломников грузовым транспортом, добиться оформления виз не только в москве, но и в консульских учреждениях казани, астрахани, ряда других городов, увеличить удельный вес авиаперелетов среди других способов добраться до саудовской аравии.
к сожалению, за предыдущие годы сложился весьма замкнутый и далеко не всегда прозрачный сегмент рынка туристических услуг, специализирующийся на хадже. общеизвестно, что подобная картина приводит к снижению качества обслуживания с одновременным ростом цен, то есть к прямому ущемлению возможностей людей, пользующихся предоставляемыми услугами.
в нашем случае это – паломники, в большинстве своем не искушенные в вопросах стоимости и ее соотношения с комфортабельностью путешествия. к тому же понятно, что их помыслы в преддверии хаджа подчинены высокой мечте, для осуществления которой они готовы отдать все годами откладывавшиеся деньги. наша задача в центре – дать людям возможность выбирать среди максимально широкого круга туроператоров, обеспечить прозрачность их отбора, повысить их конкурентоспособность в сравнении с туроператорами других стран. и совместно с духовными управлениями обеспечить контроль за их деятельностью в интересах тысяч паломников.
задача не так проста, как может показаться на первый взгляд: ведь речь идет не об обычной турпоездке. от организаторов требуются особые знания, религиозная подготовка, духовная мотивация или, другими словами, глубокая внутренняя убежденность в высшем предназначении своего дела. не случайно, что на этом этапе к работе с паломниками допускаются только туристические компании, имеющие опыт обслуживания этой категории верующих и – только при наличии рекомендации регионального или республиканского духовного управления мусульман.
всем участвующим в организации хаджа следует прочно усвоить, что в центре внимания должны быть интересы паломника, а не туристических фирм, транспортных агентств или каких-либо иных предоставляющих услуги структур.
очень чувствительной темой представляется и сбалансированное распределение российской квоты внутри страны. количество потенциальных паломников, желающих совершить хадж, значительно превышает квоту, предоставляемую саудовскими властями. при этом традиционно подавляющее число паломников (более 85%) приходится на четыре республики: дагестан (более половины), чечня, татарстан, ингушетия. между тем их доля от общего числа российских мусульман значительно ниже пятидесяти процентов. возможно, это связано с историческими маршрутами распространения ислама – в восточную часть северного кавказа он пришел на несколько столетий раньше, чем в западную. очевидно, это связано с компактным проживанием мусульманского населения, традициями. возможно, тут играют роль и другие причины.
но, так или иначе, факт остается фактом, и потому пропорциональное, в соответствии с формальной статистикой, и кажущееся на первый взгляд справедливым распределение общероссийской квоты по регионам, год от года приводило к тому, что многие и многие квоты на хадж, выделенные для других мест, в конце концов оказывались в дагестане, чечне и ингушетии. к примеру, в 2010 году дагестану была выделена квота 8 тысяч мест, а в результате число паломников из этой республики составило 12801 человек. понятно, что это происходило не без помощи агентов и посредников, специализирующихся, назовем это так, на "переуступке квот". поэтому на состоявшемся расширенном совещании, в котором приняли участие руководители совета муфтиев россии, центрального духовного управления, координационного центра мусульман северного кавказа, крупнейших республиканских духовных управлений мусульман после определенных дискуссий все же было решено в основу распределения квоты положить фактическое количество паломников, принявших участие в хадже в 2010 году. это решение далось нелегко. инерция перетягивания каната с расчетом на "будущие победы" отчасти сохраняется. но, по мнению большинства участников совещания, согласованный нами принцип обеспечивает прозрачность принятия решений, снимает обвинения в субъективизме и пристрастности, а главное выбивает почву у любителей "пожонглировать" квотами.
кроме того, мы договорились предоставить приоритетное право тем, кто совершает хадж впервые, а также за счет резерва квоты предусмотреть возможность выезда на хадж паломников из центральной части россии, урала, дальнего востока и т.д. при этом условились руководствоваться принципом, установленным организацией исламская конференция: мусульманин, совершивший хадж, может повторить его не раньше, чем через пять лет. в соответствии с этим, в соглашении с посольством королевства саудовской аравии в россии есть пункт, рекомендующий придерживаться этой нормы и российским паломникам. среди договоренностей, достигнутых на совещании, есть и такая: лишать аккредитации туроператоров, нарушающих свои обязательства перед паломниками.
не менее важной задачей является распределение квоты внутри того или иного региона, города, района. здесь представляется плодотворным опыт дагестана, где на встрече имамов с президентом республики было решено справедливо распределять квоту между городами и районами пропорционально численности населения, а персональный состав оставить в компетенции религиозных общин, организующих публичное выдвижение кандидатур на сходах верующих в мечетях".