Новости Ислама |
вторая половина xix века стала периодом буржуазных реформ в россии. для российских мусульман выделяется два периода просветительской деятельности в это время. первый период связан с собственно 1860?ми гг., с временем «великих реформ» александра ii.?вторым периодом стала эпоха джадидизма, начиная с 1880?х гг., получившая широкий масштаб уже в 1890?е гг.
первый период реформаторства связан с именами шигабетдина марджани и хусаина фаизхана, второй — с именем исмаил гаспринского и его соратников?джадидов. хусаин фаизхан выступил с проектом создания групп светской татарской элиты и духовенства, обладающих основами современных научных знаний. смерть муфтия оренбургского магометанского духовного собрания (омдс) габдулвахида сулейманова в 1862 г. создала вакуум власти среди мусульман округа омдс на целых три года и потенциальную возможность для реформ.?ш.?марджани стремился занять пост муфтия. в таком случае проект медресе являлся одной из составляющих реформы омдс. по проекту х.?фаизхана 1862–1863 гг. предусматривалось создание 10?классного медресе.?х.?фаизхан прямо писал, что «европейским языкам, географии, медицине и естествознанию обучаются на русском языке, а остальным предметам — на тюркском». в медресе должны были преподаваться мусульманская юриспруденция и арабская филология. через три года обучения делилось на два отделения. учащиеся духовного отделения становились муллами без сдачи экзамена в омдс, причем они фактически приравнивались к русскому духовенству и освобождались от налогов и службы в армии. тем самым образовывалась бы группа имамов и мударрисов, независимая от произвола верхушки омдс и принадлежавшая к привилегированным слоям. вторая группа должна была получать образование по образцу русской гимназии и иметь право поступления в университет.?х.?фаизхани писал, что «после выхода из университета эти шакирды, сердца которых озарены лучом ислама, а сами воспитаны в духе мусульманского благочестия, могли бы оказать большую заслугу мусульманам».
х.?фаизхан достаточно высоко оценивал имеющиеся достижения: «сейчас, слава аллаху, повелителю обоих миров, у нас есть большие ученые, мударрисы, у нас есть большое количество медресе, в которых обучаются многочисленные шакирды! разве не хватает этого нашему народу для гордости и славы? уже два-три столетия мы живем в подчинении русских — христианского народа, однако мы не изменили ни нашего образа жизни, ни обычаев и традиций, ни языка. среди нас есть богатые люди, владеющие миллионами рублей. они без какого бы то ни было принуждения выплачивают вмененный им шариатом закят, помимо этого добровольно жертвуют большие суммы. также усилиями наших богачей и мулл год от года в каждой деревне строятся мечети и медресе, еще более красивые, чем прежние, в мечетях возглашается азан, читаются коллективные пятикратные молитвы. стараниями мулл треть мужчин и женщин из простонародья, даже половина из них, умеет писать и читать».
однако?х.?фаизхан осознает преимущество современной европейской модели образования по сравнению со средневековой схоластической: «посмотрите на русских детей, учащихся в гимназии! они учатся там с десяти до семнадцати, восемнадцати лет. за такое малое время получают много знаний. они за семь лет хорошо овладевают грамматикой родного языка, получают исчерпывающие знания по риторике, в результате очень хорошо пишут по-русски. они 2–3 урока в неделю изучают свою религию, и в этом они не обделены. изучают мировую историю, кратко знакомясь с древней, средневековой и новой историей. подробно знают русскую историю. изучают иностранные языки: латынь, французский, немецкий, греческий, а некоторые и татарский; знают морфологию и синтаксис, и если не могут свободно говорить, то читают со словарем и понимают книги на этих языках. они изучают арифметику, алгебру, географию, астрономию, геометрию, логику, различные естественные науки. мы не говорим, что они в совершенстве знают все эти науки, хорошо их усваивают. однако они знакомятся с предметом науки, терминами, основными проблемами, в результате они понимают, о чем идет речь, и могут говорить на темы, относящиеся к этим наукам».
какие же науки необходимы самим мусульманам? по мнению х.?фаизхана, это логика, математика, геометрия, медицина, земледелие, химия, физика, механика, русский язык, персидский язык (для будущих имамов).
х.?фаизхан прекрасно понимал, что средневековая схоластика является препятствием для прогресса татарского общества: «в частности, татары россии в большинстве необразованный народ и из-за невежества своего не может постичь смысл и мудрость установлений шариата. у них в руках — оставшиеся со старых времен, бог знает кем написанные книги. в этих книгах есть безосновательные слова, порождающие фанатизм и религиозное соперничество. эти несчастные им слепо верят. самая авторитетная группа среди них — это те, кого называют образованными, просвещенными. однако и большинство из последних необразованны и не знают ничего кроме шариатских наук из-за бедности и отсутствия обустроенных медресе». х.?фаизхан собирался выстроить систему медресе среднего уровня: «в оренбурге, семипалатинске, троицке, астрахани, буинске, в больших деревнях, которые являются центрами ислама, можно открыть медресе, назначить туда по два-три преподавателя, и там можно было бы заканчивать первый курс нашего медресе»?[1].
во многом близкие идеи о реформе образования исмаил гаспринский изложил в 1878 г. в статье «русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения». он сформулировал здесь и свои основные теоретические постулаты об отношении мусульман россии к русской государственности и основным направлениям реформ в мусульманском обществе. первым стал тезис об исторической неизбежности поглощения земель бывших тюркских ханств российским государством. далее?и.?гаспринский остановился на культурном развитии мусульман россии. образ жизни мусульман в сфере культурного развития не изменился со времен независимых ханств. наоборот, в медресе были утрачены основы научных дисциплин и заменены схоластикой. абсолютно не изменился образ жизни основной ячейки общества — традиционной общины. по утверждению и.?гаспринского, «всякая такая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма».
признание бессмысленности ассимиляционной политики неизбежно должно привести к выработке других механизмов включения мусульман в общественную жизнь россии. и.?гаспринский предложил сделать татарский язык языком преподавания в государственных начальных и ремесленных школах. преподаватели таких школ должны были получить образование в 9–10 реформированных медресе, превращенных фактически в учительские институты?[2]. эта программа представляла собой целостную совокупность мер, направленных на создание культурных институтов общества на уровне национальной начальной школы. при этом такая школа обеспечивалась преподавателями из лиц собственного вероисповедания и учебной литературой.
в 1898 г.?и.?гаспринский выпускает книгу «рухбар мугаллимин яки мугалимлэре юлдаш» («помощник учителю») — справочник для учителя джадидской школы. в число ее предметов вошли чистописание, письмо, чтение на тюркском и арабском, счет в размере четырех действий арифметики, тюркская морфология, а также основы веры. преподавание ведется на родном языке учащихся?[3]. таким образом, происходит введение светской школы на родном языке, где религиозные предметы занимают только четыре часа в неделю
имя хусаина фаизхана как критика схоластической системы образования было известно уже в конце позапрошлого века. так, симбирский имам джамалетдин сеюндуков на страницах «тарджемана» указывал, что упадок системы образования осознавали х.?фаизханов, ш.?марджани, муфтий омдс?с.-г.?тевкелев?[4].
хусаин фаизхан в силу своего рождения в пределах тогдашней симбирской губернии, своего образования в казани и служебной карьеры в санкт-петербурге не поддерживал тесных связей с нижним новгородом. к тому же татарская мусульманская буржуазия, в первой половине 1860?х гг. еще ориентированная преимущественно на среднеазиатские рынки, не видела причин для отказа от бухарской системы образования. наоборот, после введения правил 1870 г. об обязательности преподавания русского языка в медресе и запрета на приобретение недвижимости в средней азии и казахских степях (1868 г.) мусульманские баи все больше ориентировались на внутрироссийские рынки. этим воспользовался исмаил бей гаспринский. основатель джадидизма не только проводил на нижегородской ярмарке сбор средств для издания «тарджемана», но и в 1887 г. к приезду муфтия омдс?м.?султанова приурочил открытие образцового новометодного мектеба?[5].
в конце xix в. практически все татары-оптовики на нижегородской ярмарке были видными общественными деятелями. они контролировали на местах целые сети мечетей и мектебов, финансировали медресе и благотворительные общества. среди наиболее видных промышленников можно упомянуть симбирского миллионера, суконного «короля» хасана тимербулатовича акчурина и владельца фабрики по производству сукна из кузнецка саратовской губернии юсуфа аминовича дебердеева. казань представляли будущие лидеры казанского бюро «иттифака» купцы мухаммад-бадретдин абдулкаримович апанаев, садык сафинович галикеев, саид гайсович мусин и сулейман мухамметзянович аитов. из иркутска приезжал торговать пушниной шагидулла шафигуллин, содержавший центр джадидского образования в акзегитове цивильскго уезда казанской губернии. оренбург представлял хусаин махмутович хусаинов из семейного клана хусаиновых, а троицк оренбургской губернии — мулла-гали яушев?[6]. практически все они вошли в число сторонников джадидизма, названных лично и.?гаспринским в 1893 г.?[7]
единство российских мусульман было нарушено, когда в период революции 1905–1907 гг. часть молодежи восприняла лозунги классовой борьбы. на ii всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 г.?и.?гаспринский обратился к молодым радикалам: «если подобная вам горячая одухотворенная молодежь будет служить нации, будет поднимать ее культурный уровень, тогда мы будем говорить о классовых противоречиях; у нации, не имеющей культуры, не может быть промышленности, так как ее нет, еще рано для классовой борьбы. наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы готовить пути для роста культуры… а следующие за нами, подготовят дальнейшее»?[8]. исмагил гаспринский четко выразил свои идеи и на iii всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся 16–21 августа 1906 г. в нижнем новгороде. он призвал к тому, чтобы единую религиозную автономию российских мусульман возглавили г.?баруди и ю.?акчура. таким образом, муфтием должен был стать улем, а его помощником — юрист?[9].
к сожалению, возможности для просвещения и объединения российских мусульман были окончательно подорваны к концу 1920?х гг. абсолютное большинство сторонников и.?гаспринского из числа представителей различных мусульманских народов ссср было репрессировано. о нем можно было возможно говорить только отрицательно, причем львиная доля информации была недостоверной или вывернутой наизнанку.
в постсоветскую эпоху наследие и.?гаспринского получило новую актуальность в связи с необходимостью интеграции на пространстве снг.?культурно-просветительские методы имеют гораздо большие шансы для объединения, чем откровенно политические. поэтому в рамках издательского дома «медина» мы обращаем приоритетное внимание на исследование развития мусульманской цивилизации на евразийском пространстве. здесь фундаментальным проектом являются энциклопедические словари серии «ислам в российской федерации». уже вышли в свет пять словарей: «ислам на нижегородчине»; «ислам в центральноевропейской части россии»; «ислам в петербурге», «ислама в москве» и «ислам на урале». в настоящее время ведется активная работа над следующими томами серии «ислам в поволжье», «ислам в татарстане» и «ислам в башкортостане». ряд томов уже начали переводиться на фарси, есть предложения по переводу на арабский язык. сейчас ведется работа над структуризацией данного проекта в рамках создаваемого при духовном управлении мусульман европейской части россии (думер) института исламской энциклопедии им. ризаэтдина фахретдина. в целом намечено создание 12?томного энциклопедического словаря «ислам в российской федерации». началась подготовительная работа над томами, посвященными развитию ислама в сибири и на дальнем востоке, а также на северном кавказе. уже поступают предложения по созданию новых словарей, посвященных казахстану, средней азии, украине. важным фактором, способствующим сотрудничеству авторов словарей, является целый ряд научных форумов, посвященных выдающимся деятелям мусульманского мира россии. среди них нужно отметить всероссийские мусульманские форумы и фаизхановские чтения на нижегородчине, фахретдиновские чтения в уфе. данный форм, посвященный исмаилу гаспринскому, открывает серию научных конференций, проводимых в москве. мы глубоко благодарны ее участникам и надеемся, что это мероприятие станет первым в череде научных форумов, проводимых в российской столице.
[1] см.: хусаин фаизханов. тарихи-документаль жыентык.?— казань, 2006.?— с. 12–57; см. пер.: хусаин фаизханов. жизнь и наследие. историко-документальный сборник / пер.?и.?гимадеева; сост.?д.?мухетдинов.?— нижний новгород, 2008.
[2] исмаил бей гаспринский. русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения // россия и восток.?— казань, 1993.?— с. 16–58.
[3] гаспринский?и.?рухбар мугаллимин яки мугалимлэре юлдаш.?— бакчасарай, 1898.
[4] тарджеман.?— 1894.?— 14 января.
[5] тарджеман.?— 1887.?— 30 мая.
[6] хабутдинов?а.?ю.?формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце xviii — начале xx веков.?— казань: идел-пресс, 2001.?— с. 98–100, 151–152, 168–173, сенюткин?с.?б.?история татар нижегородского поволжья с последней трети xvi в. до начала xx в. (историческая судьба мишарей нижегородского края).?— нижний новгород: изд-во ннгу, 2001.?— с. 352–354.
[7] тарджеман.?— 1893.?— 25 февраля; 16 апреля.
[8] эмирхан?ф.?олуг миллэтче тугрысында кечкенэ бер хатирэ //анг.?— 1914.?— № 18.?— с. 332–323.
[9] 1906 сэнэ 16–21 августта ижтимаг итмеш русия муселманнарынын нэдвэсе.?— казань, 1906.
ректор нижегородского исламского института имени х.фаизханова,
кандидат политических наук д.в. мухетдинов
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |