Новости Ислама
Версия для печати

Фестиваль мусульманского кино: подводя итоги


  12.09.2011    |   IslamRF.ru

12.09.2011 10:23 В Казани завершил свою работу VII Международный фестиваль мусульманского кино. Картина немецкого режиссера Фео Аладаг «Чужая», названная журналистами «интеллигентной провокацией», а зрителями –
12.09.2011 10:23

в казани завершил свою работу vii международный фестиваль мусульманского кино. картина немецкого режиссера фео аладаг «чужая», названная журналистами «интеллигентной провокацией», а зрителями – исламофобскийм, получил сразу две награды.

церемония закрытия фестиваля прошла в гораздо более приемлемой для зрителей-мусульман форме, чем церемония открытия кинофорума. концертная программа была сдержаннее и менее насыщенной, хотя последнее, конечно, связано с тем, что основное время церемонии как полагается, заняло подведение итогов и вручение кинематографистам призов по номинациям.

порадовало, что церемонию спустя несколько лет вновь вела ведущая программы «мусульмане» на телеканале «россия» динара садретдинова. среди выступавших творческих коллективов нельзя не отметить уже полюбившийся татарстанской публике исламский дуэт «райан», который исполнил композицию «болгар иле».

гостья фестиваля народная артистка рф лидия федосеева-шукшина первой из российских звёзд поприветствовала собравшихся словами «салям алейкум», чем вызвала бурные аплодисменты. «моя мечта сбылась, я попала в татарстан, - говорила лидия николаевна, - я считаю, что не зря казань называют 3-й столицей россии. если всевышний позволит, то и в следующем году я непременно вновь приеду на этот фестиваль».

кроме того? все выступающие в один голос восхитились казанской публикой, которая посещала показы фестивальных картин «с самого утра и до вечера». кинозалы всегда были полны, а часто и переполнены – зрители сидели на ступеньках и просто на ковролине возле первого ряда. было отмечено, что это показывает высокий уровень казанского зрителя и его тягу к искусству в целом и кинематографу в частности.

пожалуй ещё ни один год до этого фестиваль не вызывал столько откликов, в том числе и критических. начиная с церемонии открытия, на которой каждый правоверный испытал как минимум дискомфорт, всё будто пошло «как-то не так». в центре, где проходил показ конкурсной программы фестиваля, учредители заботливо выделили комнату для намаза, однако вход в неё украшал огромный плакат с практически обнажёнными девушками. в один из фестивальных дней в здании прорвало трубу, показы картин были сдвинуты. ссылаясь на эту техническую неполадку, режиссёрам картин порой в грубой форме не давали высказаться после демонстрации их лент – вопиющий для кинофорума факт. в связи с этим режиссер документальной ленты «мобильные телефоны в тегеране» логман халеди был вынужден отметить «слабую организацию» фестиваля.

фильмы конкурсной программы в основной массе были драматичны, с чувством обречённости в сюжете.

больше всего споров вызвала картина немецкого режиссера фео аладаг «чужая» («when we leave»). ресурс islam-portal.ru пишет: «не вызывает никаких сомнений, что фильм, увиденный человеком, не знакомым с исламской культурой и исламом в целом, вызовет негативные эмоции и отторжение по отношению к данной религии. фильм вызвал противоречивые чувства и бурное обсуждение в кулуарах фестиваля. кто-то даже назвал это интеллигентной провокацией, причем очень опасной провокацией». некоторые из зрителей также назвали фильм «откровенно исламофобским».

в свете этого стоит ли говорить об удивительности того факта, что на церемонии закрытия фестиваля картина «чужая» отмечается не только призом «за лучшую женскую роль», но и специальной наградой от гильдии киноведов и кинокритиков с не менее противоречивой чем сам фильм формулировкой «за впечатляющий показ конфликта между общинными традициями и ценностями современного свободного общества».

помимо вышеупомянутой картины, в остальных случаях жюри не спешило отмечать фильмы с проблематикой, особенно если заявленная проблема была актуальна для мусульман. так приз-статуэтка за лучший короткометражный документальный фильм досталась ленте «кочевье» (кыргызстан). это фильм этнографического характера о жизни кочевников в горах киргизии. а вот, например, фильм «девушки» (иран) о судьбах турецких студенток в боснии, которые были вынуждены покинуть родную страну из-за запрета ношения хиджаба в светских высших учебных заведениях, остался без внимания жюри. также как и представленный в этой же номинации фильм «темный день» - привезённый из палестины и вновь напоминающий об ужасах, творящихся в этой точке земного шара. здесь вспоминаются слова режиссёра «девушек» махмуда резы аббасиана, сказанные им после показа его картины: «если ты снимешь ленту о проблеме прав человека в иране или, скажем, саудовской аравии – то такой фильм с удовольствием примут на любом кинофестивале мира. но стоит тебе заикнуться о той же проблеме, например в палестине или израиле – то фильм уже никому не нужен».

победу в главной номинации фестиваля «лучший полнометражный игровой фильм» одержала картина китайского режиссёра «мой впечатляющий кинотеатр». как отметил владимир хотиненко, вручавший приз, «это кино о кино».

лучшим полнометражным документальным фильмом стала «стрельба против съемки» (греция). в номинации «лучший короткометражный игровой фильм» победила лента «честолюбивый» (россия). статуэтку кмфмк за лучшую режиссуру полнометражного игрового фильма получил российский режиссер денис радимин за киноленту «чужая мать». а приз за лучшую мужскую роль в полнометражном игровом фильме достался картине из боснии и гереговины «бельведер».

специальный приз президента республики татарстан «за гуманизм в киноискусстве» в этом году был присуждён иранской картине «тегеран, тегеран». получавший приз представитель съёмочной группы отметил, что представители ирана ежегодно принимают участие в фестивале, и ещё ни разу не покидали его без награды.

итого программу vii международного фестиваля мусульманского кино составили 83 фильма из 28 стран мира. при этом к участию в основном конкурсе было принято 48 картин: 14 полнометражных игровых фильмов и 9 игровых короткометражек, 16 документальных фильмов (8 полнометражных и 8 коротких) и 9 анимационных лент.

в ожидании следующего фестиваля так и остаётся неразрешённым вопрос о том, насколько кинофорум в очередной раз будет соответствовать своему названию, и увидит ли таки зритель на большом экране картины, которые действительно будут служить одной из целей фестиваля – формировать правильный образ ислама.

нурия гибадуллина

фото: tatarstan.ru




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...