патриарх московский и всея руси кирилл во время визита в белгород призвал духовенство отойти от внешних и количественных показателей оценки своей работы.
«сегодня священство несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит за благополучие нашей страны», - сказал патриарх кирилл.
предстоятель русской церкви подчеркнул, что для священника недостаточно оценивать качество своей работы только по техническому состоянию храма, по количеству людей, которые приходят в храм, или только по количеству причастников. «он должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит», - подчеркнул патриарх кирилл.
между тем значительная часть народа, даже сохраняя почтение к церкви, не рассматривает ее в качестве учителя жизни – для многих ее роль в общем сводится к освящению важных событий (рождения, свадьбы, похорон) и «магической» помощи «на всякий случай».
те же проблемы, в общем, касаются и других традиционных для нашей страны религий: скажем, отнюдь не все представители традиционно мусульманских народов сообразуют свое поведение с нравственными нормами ислама.
между тем один из главных доводов воинствующих атеистов и антиклерикалов состоит именно в том, что за последние 20 лет мы видим одновременно и значительное оживление религиозной жизни, и столь же несомненное падение общественной нравственности.
«возможно ли, на ваш взгляд, заставить общество прислушаться к нравственному учению традиционных религий? что для этого нужно сделать в первую очередь?» - с такими вопросами корреспондент regions.ru обратился к священнослужителям.
протоиерей максим козлов, настоятель домового храма мгу, отметил, что патриарх в данном случае напомнил об изначальном принципе христианской жизни.
«в церкви все внешнее в конечном итоге не имеет значения: ни золото куполов, ни статистика открываемых храмов. значение имеет образ жизни людей, их нравственное состояние. слово можно опровергнуть словом, а жизнь ничем не опровергнешь. поэтому главным принципом христианского свидетельства, христианской миссии является свидетельство жизнью», - сказал он.
«но в наше время, к сожалению, большее значение имеют слова, а не дела. и чем больше будет, может быть, не видимых миру подвижников благочестия, по молитвам которых господь сохраняет еще град и государство, тем действеннее будет свидетельство церкви и среди тех наших соотечественников, которые еще пока в ее ограде не находятся», - добавил протоиерей.
игумен мелетий (соколов), преподаватель московской духовной семинарии, согласился, что церковь действительно во многом отвечает за народную нравственность.
«при этом святейший вовсе не отрицает, что за народную нравственность ответственна и государственная власть, и что без поддержки государственной власти в этой сфере церковь мало что может сделать», - отметил он.
«в первую очередь церковь предлагает каждому человеку путь спасения в вечности. нравственность же усваивается не только с помощью церкви. это не ее специфика. нравственности учат многие институты, как государственные, так и общественные. и хотя наша нравственность во многом сформирована именно христианством, не так уж редко нехристиане или люди неверующие оказываются более нравственными, чем христиане: потому что в первую очередь нравственность - явление общечеловеческой культуры», - сказал отец игумен.
«общественная народная нравственность во многом зависит от нравственного состояния власти, культурной и политической элиты, от того, насколько согласуются с нравственными законами законы государственные. в нашей ситуации говорить о влиянии церкви на нравственность можно только имея в виду уровень ее взаимодействия и взаимопонимания со всеми этими институтами», - добавил отец мелетий.
священник игорь шумилов, настоятель воскресенской церкви д. васильевское рузского р-на, с сожалением отметил, что очень часто люди не видят в христианах примеров нравственной жизни, не видят, чтобы христиане действительно несли свет в мир и строго следовали в своей жизни евангельским принципам.
«это один из самых главных упреков церкви со стороны тех, кто настроен откровенно против нее, но также и просто людей неверующих», - сказал он.
«в принципе такая антиклерикальная реакция вполне объяснима. иногда, правда, она доходила до массового уничтожения христиан», - добавил священник.
«конечно, по цифрам, которые мы указываем в своих отчетах, сказать что-то определенное о действительном духовном и нравственном состоянии наших прихожан сложно. выразить в цифрах результаты работы по духовно-нравственному воспитанию, наверное, невозможно. это внутренняя работа. и начинается эта работа с самого себя», - говорит отец игорь.
священник владимир лапшин, настоятель храма успения пресвятой богородицы на успенском вражке, отметил, тчо нравственно безупречных людей во все времена было очень мало.
«сам господь на этот счет никаких иллюзий не питал. не случайно в священном писании говорится о «малом остатке», о «малом стаде», - напомнил он.
«в том, что церковь воспринимается большинством с чисто утилитарной точки зрения, как некий комбинат ритуальных услуг, есть вина и самой церкви, в которой подчас слишком серьезное внимание уделяется обрядам и внешней стороне церковной жизни, а не катехизации и проповеди», - считает отец владимир.
«безусловно, количественные показатели не могут быть единственно верным критерием служения церкви. в то же время не вполне понятны и критерии, по которым оценивается именно нравственное состояние общества в целом. в чем оно измеряется? в количестве разводов на душу населения?» - иронически спросил он.
«конечно, нравственное состояние общества улучшится, если люди будут сознательно воспринимать евангелие, если смогут читать его на понятном языке, если смогут услышать христианскую проповедь действительно в каждом храме. и сейчас есть такие храмы, и не только в «спальных» районах, где всегда много народа именно потому, что там можно услышать действительно живую христианскую проповедь», - заключил священник.
священник георгий белодуров, клирик воскресенского (трех исповедников) храма твери считает, что в вопросах общественной нравственности в первую очередь важно мнение самого общества, поскольку система зависит сама от себя: именно общественное мнение может заставить людей прислушаться к нравственному учению религии.
«у нас целый комплекс проблем, связанных с поведением человека: аборты, отсутствие честности, супружеской верности, целомудрия. и церковь старается формировать общественное мнение на основе высоких духовных принципов. но сейчас все границы настолько нивелированы, что церковь становится частью социального интерьера, и ее голос не звучит так весомо, как раньше», - говорит священник.
«что делать в такой ситуации? клирики должны обратить внимание сначала на себя. ведь священнослужительство – это есть мученичество, то есть священники идут за христом, отказываясь от многих благ жизни. и конечно же, каждый должен обратиться к самому себе, ведь от всех нас, от общего вектора наших усилий зависит наша нравственность», - заключил отец георгий.
имам тульской области
ришат-хазрат давыдов считает слова патриарха кирилла верными: «действительно такая проблема существует во всех конфессиях. люди далеки от всевышнего и только в случае беды бегут ставить свечки или просить прощения у бога».
«многие люди начинают менять отношение к религии именно после трагических событий в своей жизни, только тогда они сами начинают осознавать смысл веры, говорят об этом с родственниками. то есть как в русской пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится», - сетует имам.
«мы на своих проповедях часто говорим об этом: когда хорошо тебе – окажи помощь другому, не жди для этого специального толчка. в принципе я замечаю, что люди начинают более-менее прислушиваться, и я наблюдаю тенденции к улучшению. то есть главное – это говорить с людьми о нравственности, направлять их в правильное русло», - делится опытом ришат-хазрат.
президент международной исламской миссии, генеральный представитель координационного центра мусульман северного кавказа
шафиг пшихачев считает, что никого невозможно принудить к нравственной жизни: «надо делать так, чтобы люди сами обращались к религии, но не для количественного пополнения, а по велению души».
«сам всевышний вложил в человека потребность верить во что-то, и это стремление должно быть продиктовано внутренним желанием: приходить в религию надо с открытой душой. а для этого нам, религиозным деятелям, надо прикладывать усилия и работать с людьми, чтобы через веру они очищались», - говорит пшихачев.
«любая вера должна облагораживать человека, а наивысшим авторитетом для него должен быть созидатель. сейчас человек вроде бы идентифицирует себя с религией, но она для него является не внутренним состоянием, а только внешним, только декларацией, а должна быть главным внутренним стержнем», - заключил он.
лауреат международной премии имени м. а. шолохова в области литературы и искусства, хоперский казак
виталий скляров говорит, что падение духовности у нас началось давно: «мы строили, строили - и построили потребительское общество, где для нравственности нет места».
«патриарх кирилл прекрасно знает, что произошло с нашей страной, что все те популярные люди, которые для многих являются примером и образцом – это не созидатели, а прожигатели богатого наследства, или же те, кто разбогател на легкой наживе. многие священники, к сожалению, заняты не паствой, а собой, и их миссионерская деятельность попросту незаметна», - рассказывает скляров.
«у людей нет возможности самообразовываться и расти духовно: на телевидении нет образовательных программ, массовое литературно-духовное образование в народе отсутствует, а ведь оно было в советское время. люди видят, что не к каждому священнику могут обратиться, а церковь никого при этом не обличает, хотя имеет для этого достаточно сил и полномочий. а ведь об этом надо говорить в полный голос и повсюду, и только тогда что-то изменится», - подытожил виталий николаевич.
андрей глоцер, пресс-секретарь главного раввина россии согласен с патриархом кириллом в том, что людей сегодня необходимо приближать к вере и традициям.
«возможно, сразу и не будет много тех, кто верно поймет цели и стремления церкви к нравственному воспитанию, но если работать в этом направлении поэтапно и поступательно, то ситуация улучшится», - говорит он.
«мне кажется, что залог успеха в открытости священнослужителей. именно через добрые дела и поступки, на личном примере и желании можно научить человека традиционному религиозному миропониманию, побудить в нем скрытые добрые помыслы и чувства», - считает глоцер.