имам ахмад нур, проповедующий в мечети одного из норвежских городов, сделал неожиданное заявление: он назвал норвегию «самым мусульманским государством в мире» - имея в виду соответствие ее государственного строя принципам ислама. «для ислама весьма важен принцип социального государства», - пояснил он.
на вопрос о том, является ли норвегия более образцовым государством для мусульман, чем саудовская аравия или иные арабские страны, ахмад нур ответил утвердительно. «в арабских странах у человека отсутствует свобода совести и свобода делать то, что он хочет. к примеру, женщины не имеют права водить машину, а человек не может жить в мире с другими религиями», - заявил ахмад нур.
в россии не так уж редко приходится слышать, как страны запада упрекают в меркантилизме, разврате и бездуховности. при этом как-то упускается из виду, что по очень многим показателям – по заботе о сиротах, стариках и инвалидах, по участию населения в благотворительности, по перераспределению доходов в пользу бедных слоев населения – эти страны оставляют россию далеко позади; что в них совершается меньше убийств, самоубийств, разводов и абортов, а во многих из них и процент регулярно посещающих храмы также многократно превосходит российский.
« можете ли вы назвать государство, которое сейчас или в прошлом более других приблизилось к «божескому» устроению? в чем это выражалось или выражается? благодаря чему это удалось?» - с такими вопросами корреспондент regions.ru обратился к священнослужителям.
протоиерей валентин тимаков, заместитель главного редактора издательства московской патриархии, назвал вопрос об идеальном государственном устройстве очень сложным. «ответы о собственно «божеском» устроении неминуемо будут очень субъективными. для меня, к примеру, удивительно, что мусульманин может рассматривать арабские эмираты как менее исламское государство, чем норвегию», - сказал он.
«но те преимущества норвегии, которые отметил имам, связаны в первую очередь с европейской культурой, опирающейся на христианское основание. и красной нитью в ней проходит мотив свободы человеческой личности. ее поддерживали также и правовые начала римской государственности. вообще европейская культура за последние 500 лет достигла необычайных высот в этом смысле - таких, что даже чуждая культура устраивается в ней очень комфортно. в первую очередь это относится к странам западной и центральной европы. положение сша в этом смысле представляется все-таки довольно спорным», - заявил протоиерей.
«максимальное приближение к созданию идеальной государственности и развитие социального служения - это один из результатов двухтысячелетней работы христианства в человеческом обществе. другой вопрос, сумеют ли христианская цивилизация и культура отстоять и защитить свои ценности от размывания. это не менее сложный и острый вопрос», - заключил он.
директор синодальной библиотеки московской патриархии
протоиерей борис даниленко не задумываясь назвал послевоенную германию.
«это единственная страна в хх веке, народ которой - государствообразующий народ, - смог покаяться - то есть в основание государственного и общественного устройства было положено исполнение божией заповеди», - сказал он.
«немцы нашли в себе силы сказать: «все, что было с нами, - это результат нашего грехопадения». это общенародное покаяние и легло в основу созидательного возрождения страны. и главная заслуга в этом не нюрнбергского процесса, как считают многие, а евангелической и католической церквей германии. других примеров «божеского устроения» хх век не знает», - считает отец борис.
протоиерей александр добродеев, заместитель заведующего сектором мвд синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что устроенных «по-божески» стран не существует и даже быть не может: «если мы все измеряем социальными услугами и жизненным комфортом, то забываем, что для духовной жизни не это главное».
«после земной жизни есть еще мир иной, поэтому здешнее благополучие ничего не значит, а важен духовный настрой. на земле попросту не может быть рая», - говорит священник.
«чтобы страна более-менее соответствовала и духовным ценностям, и была комфортна для своих граждан, она должна соответствовать нескольким критериям: ее граждане должны делать добрые дела, сопротивляться злу, должны уметь служить людям и служить богу. если мы будем жить по-христиански, то мы приблизимся к идеалу», - считает отец александр.
игумен гермоген (ананьев), насельник московского данилова монастыря, напомнил слова христа: «царство мое не от мира сего».
«поэтому найти «божеское устроение» в каком-либо земном государстве будет очень сложно или вообще невозможно. вот, например, в христианской православной традиции существует замечательная теория симфонии государства и церкви, которая предполагает строительство государства на христианских принципах. и отдельные эпизоды русской и византийской истории свидетельствуют, что эта теория в определенной мере могла бы быть осуществлена на практике. но любое совершенное с земной точки зрения государство будет страдать от несовершенства, лишь до известной степени приближаясь к идеалу», - сказал он.
«в то же время надо учитывать, что могут быть очень разные точки зрения на то, что называть «божеским устроением». мне кажется, что, например, ваххабиты из саудовской аравии вряд ли согласятся с точкой зрения норвежского имама, хотя вроде бы тоже мусульмане», - добавил отец игумен.
священник александр кириллин, клирик храма иконы божией матери "всех скорбящих радость" на калитниках, в шутку назвал «божеским» государством ватикан.
«вроде бы ему полагается таковым быть по определению», - сказал отец александр.
«а если серьезно, то, например, византию, я не назвал бы даже близко подошедшей к «божескому устроению». божеское устроение в собственном смысле возможно только в царствии небесном, но не в этом мире, который «во зле лежит». хорошо уже будет, если государство не строится на принципах тоталитаризма - дает возможность свободного развития личности и защищает своих подданных», - добавил он.
«есть множество теорий и моделей государственного устройства, в том числе и такие, которые в принципе отрицают государство как зло. разброс мнений огромный», - заключил священник.
фатых-хазрат гарифуллин, председатель тюменского казыята духовного управления мусульман азиатской части россии, считает, что образцового исламского государства в мире нет.
«многие считают идеалом саудовскую аравию, поскольку именно там находятся многочисленные святыни, туда мы совершаем хадж, но и она далеко не идеальна», - говорит он.
«действительно, сегодня в европе активно распространяется ислам: в дании, швейцарии люди принимают нашу веру, видя в ней единственное спасение от наркотиков, разврата и прочих грехов. мусульмане берут под опеку старинные здания, памятники культуры, которые сдавались в аренду под ночные клубы, и превращают их в мечети», - рассказывает фатых-хазрат.
«европа сегодня переживает второе рождение: осознав, что вымирает, она увеличила поток мигрантов. поэтому норвегия, к примеру, активно поддерживает мусульманскую религию, что поможет ей вновь процветать. но говорить об этой стране как об идеальном мусульманском государстве все равно нельзя», - подытожил он.
ахмад-хазрат ахметов, имам-мухтасиб северных районов
омской области, также считает, что идеального государства – что с исламской, что с иной религиозной точки зрения, - не существует.
«я бы выразился по-другому: если человек выбирает божественность, то бог его одаривает. а если человек отрицает сущность бога, а в государстве преследуется религиозная духовность, то уж точно лучшей такая страна не станет», - говорит он.
«вот даже рассмотреть на примере россии: во время коммунизма мы отвернулись от бога, и к чему это привело, в каком унижении находятся теперь наши народы, все религии и все нации? чтобы достичь благополучия, нам надо хотя бы не мешать истинно верующим, которые молятся за всех», - призвал он.
пресс-секретарь совета муфтиев россии
гульнур-ханум газиева признала, что в словах имама есть доля правды: «в норвегии многое в социальных порядках и государственном устройстве соответствует исламскому учению, хотя это касается только второстепенных черт».
«норвегия ориентировалась на модель шведского социализма, где социальное благополучие было развито лучше всего, на порядок выше, чем в ссср. но для истинного ислама недостаточно только социального устройства», - говорит она.
«должна быть и духовная составляющая. необходимо, чтобы образ жизни человека, его нравственные ценности и социальное декларирование со стороны государства прекрасно сосуществовали вместе. но я, к сожалению, примера такого государства не знаю», - сетует гульнур-ханум.
ответственный секретарь всемирного русского народного собора
олег ефимов напомнил, что еще в античности, когда мир не знал нынешних традиционных религий, ученые писали труды, посвященные идеальному государству.
«тема эта не нова, обсуждалась в царской россии, не утихала она и после октябрьского переворота. чаяние об уникальном государстве близко любому грамотному человеку. а ведь каждый из нас приближает устройство этого мира к идеальному своими поступками», - говорит олег владимирович.
«но существование или создание такого государства – это утопия, мир лежит во зле, а мы развиваемся по пути регресса. поэтому для православного христианина такой страны нет. хотя больше всего к этому приближена россия, поскольку еще сотни лет назад многие великие люди говорили, что именно наша страна несет миру великую миссию и приближает появление царства божьего», - заключил он.