Новости Ислама
Версия для печати

Ханафиты, не экстремисты, не бандиты


  13.10.2011    |   Islam-news

Данные тезисы громче всего прозвучали на Вторых Саматовских чтениях, впрочем, как и на всех остальных мусульманских богословских конференциях, прошедших в последнее время в Татарстане13 октября 2011, 09:28Большинство из присутствовавших на чтениях имамов

данные тезисы громче всего прозвучали на вторых саматовских чтениях, впрочем, как и на всех остальных мусульманских богословских конференциях, прошедших в последнее время в татарстане

13 октября 2011, 09:28

большинство из присутствовавших на чтениях имамов считают габдулхака саматова своим учителем


контекст

12 октября, в день рождения татарского религиозного деятеля, первого главного казыя республики татарстан габдулхака саматова (1930-2009 гг), в казани состоялись вторые саматовские чтения.

в работе научно-практической конференции, организатором которой является духовное управление мусульман республики татарстан, приняли участие муфтии татарстана, ханты-мансийского автономного округа, чувашии, москвы и самарской области, руководители и преподаватели всех мусульманских учебных заведений республики, родственники юбиляра, а также представители татарстанской научной общественности. к слову, муфтием ханты-мансийского автономного округа является тахир саматов – сын габдулхак хазрата, а его жена – каусария абыстай была удостоена благодарственного письма дум рт "гасыр абыстайлары", вручение которого состоялось в минувшую пятницу в мечети марджани в столице татарстана.

наряду с воспоминаниями о г. саматове на богословском научном форуме обсуждались вопросы, связанные с изучением ханафитского богословского наследия, историей ислама в постсоветский период, особенностями этнической и региональной составляющей культуры татар. участники конференции также констатировали тот факт, что габдулхак саматов стал достойным продолжателем богатого богословского наследия татарского народа. благодаря в том числе и его многолетним усилиям в сфере духовного наставничества, ислам смог сохраниться, начался процесс мусульманского возрождения в современной россии.

доклады выступающих были посвящены в основном роли духовного наследия габдулхак хазрата в мусульманском образовании и в целом в жизни российской уммы. некоторые участники как всегда не преминули напомнить о необходимости следования традиционной для мусульман данного региона ханафитской правовой школе. в частности, председатель совета улемов татарстана рустам батров в своем докладе "актуальность теологического наследия имама абу-ханифы в противостоянии религиозному экстремизму" отметил, что в современном российском мусульманском богословии сложились два тренда: школа духовной мудрости (которой и придерживался габдулхак саматов) и школа формального богословия, которые выражаются в противостоянии между традиционным исламом и ваххабизмом.

на мероприятии прозвучали и довольно экстравагантные заявления. например, приглашенный организаторами на чтения раис сулейманов выступил на тему "организованные преступные группировки (опг) и салафизм: сращивание религиозного фундаментализма и криминала в татарстане". опираясь исключительно на "свои наблюдения" он расписал ужасающую картину засилья исламистской преступности. однако никаких конкретных фактов, подтверждающих то, что мусульмане "методами рэкетирства вымогают закят у торговцев рынков", а также "организовывают опг", докладчик представить не смог.

гумер саматов в воспоминаниях о своем старшем брате напомнил принцип, которым руководствовался при жизни габдулхак хазрат: "большая польза для уммы будет в том, если мы в каждом христианине будем видеть потенциального мусульманина, чем подобно ваххабитам видеть в каждом мусульманине потенциального кяфира".

в ходе конференции также состоялась презентация сборника, составленного по материалам первых саматовских чтений, и вручена премии им. г. саматова "рухи мирас" (духовное наследие), которой в этом году был удостоен главный казый татарстана джалиль фазлыев. данная премия присуждается за "наиболее выдающиеся достижения в сфере развития мусульманской теологии, проповеднической деятельности и организованном укреплении мусульманских религиозных объединений, направленных на сохранение духовного наследия татарского народа, основанного на ханафитском мазхабе".

завершились вторые саматовские чтения принятием резолюции, в которой в частности говорится о необходимости организации системного изучения научно-богословского наследия габдулхака саматова, в том числе создание электронного ресурса с его трудами, издание полного собрания сочинений проповедника и подготовку проекта будущего музея габдулхак хазрата.

первые саматовские чтения были проведены в день 80-летия первого главного казыя татарстана габдулхака саматова в 2010 году. они были организованы в знак памяти и почтения религиозного деятеля, сыгравшего особую роль в становлении традиционных религиозных ценностей татарского народа. в прошлом году чтения получили статус ежегодных.

следует отметить, что среди имамов татарстана – есть ученики габдулхака саматова. среди них – представитель цдум в москве и центральном регионе россии альбир крганов, имам-хатыб мечети кул шариф рамиль юнусов, ректор казанского медресе "мухаммадия" наиль яруллин и многие другие.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...