Новости Ислама |
предстоятеля русской православной церкви приветствовал ректор учебного заведения эли салем. в ходе беседы, которая прошла в кабинете ректора, он рассказал об истории и современной жизни университета.
затем состоялась встреча святейшего патриарха кирилла с преподавателями и студентами баламандского университета. в актовом зале собралось около пятисот слушателей, среди которых также были заместитель председателя национальной ассамблеи ливанской республики фарид макари, посол россии в ливане а.с. засыпкин, посол украины в ливане в.а. коваль, иерархи и клирики антиохийской православной церкви, члены делегации московского патриархата.
во вступительном слове ректор университета эли салем акцентировал внимание собравшихся на значении русской церкви и русской православной культуры, напомнил о тяжких испытаниях, которые пережила церковь во время гонений на веру в xx веке, рассказал о личности и служении святейшего патриарха московского и всея руси кирилла. он также подчеркнул огромный вклад, который в xix веке внесла россия в развитие образовательной системы в сирии и ливане, в поддержку православия на этой земле. и ныне, отметил ректор университета, русская православная церковь, народ россии заботятся о положении православия на ближнем востоке.
далее прозвучало выступление святейшего патриарха кирилла. он представил присутствующим свою книгу «свобода и ответственность», изданную на арабском языке:
«ваше блаженство! ваши высокопреосвященства и преосвященства!
я благодарю всех вас за эту возможность встретиться с вами в баламандском университете, который играет совершенно особую роль в интеллектуальной жизни ливана, я бы сказал, в интеллектуальной жизни всего православного мира.
баламандский университет начал свою историю как православная богословская школа. инициировал создание этой школы блаженнейший патриарх игнатий, и мой первый визит в баламанд был в 1991 году, вскоре после создания этого учебного заведения. сегодня, увидев это место, я понял, какое огромное развитие произошло за эти годы. возникло многопрофильное высшее учебное заведение, призванное готовить интеллектуальную элиту – тех людей, от деятельности которых во многом будет зависеть судьба ливана и, наверное, не только этой страны.
сейчас очень многие страны идут по пути жесткой секуляризации своей жизни и считают, что только секулярный подход к организации общества способен снять проблему межрелигиозных и межнациональных конфликтов. этот подход развивает принципы светской нерелигиозной этики. и вот эта светская внерелигиозная этика сталкивается с огромными вызовами, с огромными проблемами. я в двух словах скажу, как я себе вижу кризис современной светской морали, и в чем я вижу этот кризис.
при этом я бы хотел сказать, что баламандский университет, где продолжает сохраняться живая связь между богословской школой и светскими факультетами, являет собой хороший пример того, как можно при правильных условиях объединить духовное религиозное и светское начала.
а теперь несколько слов об этике. позвольте начать с истории, которая для меня очень близка. вы хорошо знаете, что в советском союзе была поставлена цель построить безрелигиозный мир, безрелигиозное общество. для того, чтобы осуществить этот грандиозный проект, требовалась философия, и она была создана – философия марксизма-ленинизма. над ее созданием работали целые научные институты. была построена очень стройная философская система, которая объясняла вроде бы все – от начала творения и до эсхатологии. все стороны жизни были объяснены убедительно, логично, кроме одного пункта – этики. марксизм, будучи нерелигиозной философией, считал, что такие понятия, как совесть, нравственные ценности, являются относительными: никакого бога нет, никакого абсолютного начала для этики не существует, этические концепции возникают под влиянием окружающей среды. центральная идея этой философии заключалась в следующем: бытие, жизнь определяет сознание. из этого делался вывод, что нет абсолютной морали, есть морали частные, и самой правильной моралью является мораль рабочего класса. был сформулирован лозунг: хорошо то, что хорошо для рабочего класса.
но на самом деле мораль либо одна, либо ее не существует вовсе – ведь и в германии в xx веке тоже говорили, что хорошо то, что хорошо для великой германии. если этика относительна, то ее не существует. и вся марксистская философия рухнула только потому, что не могла убедительно объяснить, что такое человеческая совесть, почему эта совесть одинаково работает в любой точке земного шара, почему есть общее понимание добра и зла в масштабах всей человеческой цивилизации. это невозможно было объяснить с точки зрения эволюции, с точки зрения естественного происхождения морали.
почему я позволил себе этот экскурс в прошлое моей страны? потому что общество, которое создавалось на основе относительной морали, оказалось нежизнеспособным. но что теперь происходит в мире сегодня? повторяется то, что было в советском союзе, только без всякого марксизма-ленинизма. современное секулярное общество провозглашает относительность морали, ссылаясь на свободу и права человека: нет абсолютного критерия различения добра и зла, каждый человек сам в себе носит этот критерий, и то, что добро для меня, может быть не добром для другого. отсюда и относительность морали.
и это считается достижением эпохи, в которой мы живем. той самой эпохи, которая у философов получила именование постмодерн. выбирай любую модель поведения, есть только одно условие: твоя свобода не должна ограничивать свободу другого человека. совершенно безразлично, во что ты веришь, каковы твои идеалы, совершаешь ты грех в жизни или ты борешься с грехом, присутствует в твоей жизни нравственное развитие или деградация. это не интересует никого. твоя свобода не должна ограничивать свободу другого. и еще присутствует система общественного договора, который выражается в законодательстве: не делай то, что запрещено законом. а как же добро и зло? а как же грех? нет греха – есть плюрализм взглядов, есть свобода личности. и понятие греха уходит из современного секулярного общества. что тогда означает нравственное совершенство личности? не ясно. к чему приводит такое понимание свободы, оторванное от объективного критерия различения добра и зла? оно приводит к глубокому кризису человеческой личности.
сегодня очень много говорят об экономическом кризисе, о кризисе еврозоны, об экологическом кризисе, о культурном кризисе. а я спрашиваю: что это за эпоха кризисов? может быть, речь идет только об одном кризисе – о кризисе человеческой личности? кстати, слово «кризис» переводится с греческого как «суд». может быть, современный кризис – это божий суд над человеком, который потерял понятие греха способность различать добро от зла.
традиционные религии – и христианство, и ислам – сохраняют основанный на божественном откровении критерий различения добра и зла. и в этом смысле и у христианства, у христианских церквей, и у исламского сообщества есть сегодня некая общая задача сказать современному человеку, что без способности отличать добро от зла человеческая личность деградирует, а вместе с ней – общество, и мы не выйдем из перманентного кризиса. исцеление от кризисов имеет в основе своей обновление нравственной ответственности человеческой личности.
вот почему, говоря о правах и свободах, я предлагаю говорить и о нравственной ответственности человека. современные люди любят использовать слово «достоинство». а может ли быть достоинство, оторванное от образа жизни человека? достоинство – это цена, цена человека. и нельзя сказать, что у всех людей одинаковое достоинство. люди, созданные богом, имеют одинаковую природу. в них вложено достоинство. божий образ и определяет достоинство человеческой природы, но этот образ можно поддерживать и развивать или же разрушить, и вместе с ним разрушается человеческое достоинство. поэтому сохранение достоинства, свободы, сохранение и защита прав человека должны непременно связываться с таким понятием, как нравственная ответственность личности. кстати, во всеобщей декларации прав человека присутствовал этот важный элемент, и мораль была названа одним из факторов, который может ограничивать человеческую свободу. на этом основывался некий пафос принятия всеобщей декларации прав человека. но это была другая эпоха – эпоха модерна, а постмодерн игнорирует моральное измерение, в том числе и прав человека. я глубоко убежден в том, что христианские церкви и ислам должны настаивать на внутренней органической связи между свободой и ответственностью.
я говорю сегодня на тему свободы и ответственности, потому что было принято решение перевести некоторые мои тексты на арабский язык. я посвятил очень много времени той теме, о которой сейчас говорю, ей посвящена и моя книга на арабском языке. я хотел бы передать несколько экземпляров этой книги университету. приглашаю вас к размышлению на эту тему. от того, как человечество и каждый из нас решит проблему соотношения свободы и ответственности, будет зависеть лицо человеческой цивилизации.
я хотел бы пожелать успехов университету – этой замечательной школе, где соединяется светское и религиозное, школе, которая может быть примером для очень многих. я хотел бы от всего сердца поддержать вас в том замечательном деле, которое вы все вместе осуществляете, и пожелать вам успехов».
служба коммуникации овцс
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |