Ислам является всеобъемлющей религией, которая даёт людям руководство во всех аспектах жизни. Немалое внимание в Исламе уделяется регулированию экономических отношений между людьми, чему посвящено огромное количество аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение.
Одним из ключевых вопросов, который рассматривает любая экономическая школа или учение является вопрос о роли и сущности капитала. Так, согласно марксизму, капитал не может являться источником дохода, так как сам по себе он не может создавать материальных благ, а лишь выступает средством, которое используется в процессе производства. По мнению коммунистов, является несправедливым то, что «богатые получают возможность постоянно обогащаться только потому, что они уже богатые» (т.е. владеют капиталом), при том, что люди, не обладающие капиталом, могут рассчитывать лишь на положение наёмных рабочих. В соответствии же с капиталистической концепцией, денежный капитал, напротив, не просто может являться источником дохода, но может приносить его владельцу гарантированный доход, известный как ссудный процент. Данная позиция обосновывается тем, что процесс производства не может осуществляться без предварительно вложенного капитала, с помощью которого приобретается оборудование, сырьё, материалы и т.д. По сути, вопрос о роли капитала в экономике является главным камнем преткновения между коммунистами и капиталистами.
Однако знают ли современные мусульмане, какова позиция Ислама по этому вопросу?
Общаясь с большим количеством мусульман по различным экономическим вопросам, я обнаружил, что знания большинства из них сводятся к тому, что «в Исламе запрещены проценты». Однако процент – это лишь математический показатель и запрета на его использование нет ни в Коране, ни в хадисах Пророка, мир ему и благословение. То, что действительно запрещено в исламе, это ростовщичество (ар-риба), о чём упоминается во множестве аятов Корана и хадисах Пророка, мир ему и благословение. «Любой долг, который влечёт за собой выгоду, является ростовщичеством», приводится в сборнике хадисов имама ат-Табарани. Таким образом, ростовщичество – это любая выгода, которую получает заимодавец с должника, и совершенно неважно, будет эта выгода выражена в процентах или нет, в деньгах или в чём-то другом.
Исходя из этого, становится ясным, что гарантированный доход с капитала, который одобряется в капиталистической экономике – в исламе подпадает под запрет на ростовщичество. Однако потребность в использовании капитала является неотъемлемой, без привлечения финансовых ресурсов не может полноценно развиваться ни отдельно взятое коммерческое предприятие, ни экономика в целом. Поэтому Ислам, в отличие от коммунизма, дозволяет доход с капитала, но только в том случае, если получение этого дохода основано на участии в реальной коммерческой деятельности.
Одним из контрактов в исламском праве, который подразумевает получение дохода с капитала, является контракт «мудараба», или контракт доверительного управления. Суть этого контракта заключается в том, что одна сторона (собственник капитала) передаёт свой капитал в управление другой стороне (управляющему) на условиях разделения получаемой в результате управления прибыли в соответствии с заранее оговорённым соотношением. Будучи собственником капитала, сторона, передающая его в управление, несёт риск убытков в пределах своих вложений. Необходимо отметить важные условия в исламском праве, которые должны соблюдаться для данного контракта:
- доля распределения прибыли должна быть определена на момент заключения договора;
- собственник капитала не может вмешиваться в управление, но может поставить условия, согласно которым оно должно осуществляться;
- ответственность собственника капитала ограничена размером его вклада (за исключением случаев, когда он одобрил для управляющего принятие долгов от своего имени).
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные отличия контракта «мудараба» от ростовщических отношений:
- получение дохода для инвестора возможно только посредством участия в реальной коммерческой деятельности, приносящей прибыль;
- получение прибыли сопряжено с риском убытков.
Таким образом, контракт «мудараба», являясь исламской альтернативой ростовщическим отношениям, представляет собой срединную позицию между капиталистическим и коммунистическим отношением к капиталу. С одной стороны, собственник капитала получает возможность увеличивать его, благодаря чему существует стимул для того, чтобы капитал вкладывался в коммерческую деятельность, развивая, таким образом, экономику. С другой стороны, получение дохода возможно, только если капитал вложен в эффективное предприятие, приносящее прибыль, что к тому же сопряжено с риском убытков. То есть богатые могут богатеть, но только если их капитал эффективно вложен, развивая экономику. Если же капитал вложен не эффективно, его собственник, напротив, будет терять своё богатство, уступая место более эффективным собственникам. В результате на рынке капитала складывается полноценная конкуренция, благодаря которой люди им не обладающие, получают более широкие экономические возможности, выходящие за пределы роли наёмного рабочего в экономической системе.
Контракт «мудараба» известен в исламском праве с момента зарождения исламской религии. В сборнике хадисов имама аль-Байхаки (6/111) приводится, что Аббас ибн Абдель Муталлиб передавал деньги по договору «мудараба» и ставил условия управляющему, чтобы тот не путешествовал морем, не шёл долинами, не покупал (на полученные деньги) скот, и если ослушивался – отвечал за понесённые убытки. Эти условия были высказаны перед пророком, мир ему и благословение, и он утвердил их. Также существуют предания, в которых приводится, что контракт «мудараба» практиковали сподвижники (см. Зайлаи, «Насб ар-Райя» 4/114-115).
Со времён пророчества контракт «мудараба» был основной формой финансирования коммерческих предприятий среди мусульман на протяжении столетий. Такие государства, как Арабский Халифат и Оттоманская Империя на практике доказали возможность построения процветающей экономики без ростовщичества, будучи наиболее могущественными державами своего времени. Свидетельства достигнутой при этом социальной справедливости, когда в исламском государстве времён правления Умара ибн Абдель Азиза не могли найти бедных и нищих для выплаты закята, не имеют прецедентов в истории человечества.