Новости Ислама
Версия для печати

Человек в тисках информации


  13.12.2011    |   IslamRF.ru

12.12.2011 00:45 Мы постоянно говорим о том, что живём в эпоху информационного общества. Однако это не совсем верно. Человеческий социум всегда был информационным: на людей сильнейшее давление оказывали слухи, пропаганда власти или оппозиции, мнения
12.12.2011 00:45

мы постоянно говорим о том, что живём в эпоху информационного общества. однако это не совсем верно. человеческий социум всегда был информационным: на людей сильнейшее давление оказывали слухи, пропаганда власти или оппозиции, мнения авторитетных личностей или группировок и многое другое.

развитие нового информационного общества связывают именно с процессами глобализации и приходом эры высоких технологий, изначально телевидения, а теперь интернета. всемирная паутина вошла практически в каждый дом, и, независимо местоположения потребителя информации – мегаполиса или глухой деревни – происходит процесс уравнивания в получении потоков информации.

ключевым словом здесь становится «потребитель». потребление сегодня – это главная тенденция и одновременно главная проблема развитых стран. это явление выражается далеко не только в пресловутом шопоголизме или зависимости от модных тенденций. оно проникло во все сферы нашей жизни, оно поглощает молодёжь и детей, делает людей зависимыми от мирской шелухи – по сути бренной и не имеющей ценности.

мусульманская молодёжь не идёт простым путём, а стремится разобраться в происходящем вокруг и выработать в этой связи собственную стратегию поведения. именно новым информационным технологиям, положению человека в современном информационном пространстве, а также сегодняшней ситуации в области исламской журналистики и была посвящена встреча корреспондента islamrf.ru с молодёжью в мусульманском клубе «алтын урта», которая прошла на этой неделе.

прорыв исламской журналистики

первая тема, которую обсудили в ходе встречи – современные исламские сми, которых за последние двадцать лет появилось великое множество. в 2000-х в татарстане появилась новая для региона тенденция – мусульманская пресса на русском языке, что несомненно свидетельствует о расширении её аудитории.

уровень печатных изданий и газет в частности растёт, но не так стремительно как хотелось бы. по-прежнему значительную часть в контенте занимают перепечатки, и чувствуется острая нехватка авторских материалов. страдает и дизайн, ведь чтобы сделать конкурентоспособным содержание, нужно позаботиться и о том, в какую его облачить форму.

помимо научно-популярных журналов, мусульманская общественность дождалась и настоящего «глянца» в лучшем его смысле – я говорю о женском журнале «мусульманка». актуальные темы, активная эмансипированная позиция и в то же время продвижение семейных и традиционных ценностей – вот что делает этот журнал привлекательным для аудитории.

на телевидении исламская тематика представлена отдельными передачами: единственной на федеральном канале «россия» («мусульмане») и несколькими в регионах. в татарстане такие программы транслирует телеканал тнв как на татарском языке («насыйхат»), так и на русском («актуальный ислам»). в этой связи стоит отметить назревшую необходимость создания полноценного мусульманского телеканала. этот вопрос не раз поднимался как мусульманскими, так и светскими деятелями, а ведущая программы «мусульмане» динара садретдинова уже заявляла о том, что «российское мусульманское телевидение должно зародиться именно в татарстане».

разумеется в xxi веке на первые позиции выходит киберпространство и интернет-журналистика. на сегодняшний день исламские информационные порталы представлены в рунете наиболее разнообразно и профессионально. здесь имеется и сотрудничество, и здоровая конкуренция, и оперативность в подаче информации. среди таких можно выделить порталы islamrf.ru, islam-portal.ru, islam.ru, ansar.ru. это именно те сми, которые идут в ногу со временем и становятся наиболее востребованными в среде российских мусульман.

среди главных проблем, которые можно выделить в сфере исламской журналистики, особо стоит отметить острую нехватку профессиональных кадров, недостаточную грамотность в написании текстов, низкое качество некоторых изданий, недостаточную оперативность, отсутствие налаженного взаимодействия и взаимопонимания со светскими сми. последний аспект – взаимодействие и взаимопонимание – мог бы помочь в какой-то мере решить вопрос об изменении образа мусульман в медиапространстве в лучшую, приближенную к реальности сторону.


мусульмане глазами сми

разумеется, российские журналисты не подвержены антиисламским взглядам на уровне западных, и в задачи отечественной прессы безусловно не входит борьба с исламом или его распространением, так же как и мусульмане не отрицают всё западное и принимают российскую светскость; однако до взаимопонимания ещё далеко. и мусульмане продолжают представать на страницах изданий, на телеэкранах и в мониторах компьютеров радикальной, малообразованной, эпатажной и абсолютно непонятой прослойкой общества.

в качестве недавнего пример можно привести статью в журнале «огонёк» (№45 от 14.11.11) «обошлось без жертвы» сергея мельникова, где «корреспондент "огонька" попытался почувствовать себя мусульманином, чтобы рассказать читателям, как у столичной мечети правоверные праздновали курбан-байрам». чтобы произошло чудесное превращение в «мусульманина», по мнению журналиста, нужно всего-ничего: «как же одеться, чтобы сойти за своего в праздничной толпе верующих? хотя для нас они все — гастарбайтеры. натягиваю невзрачный пуховик, черные джинсы, достаю с полки потрепанные кроссовки. да, еще шапочка». в этом отрывке становится предельно ясным образ мусульман в глазах московской общественности. и даже вывод корреспондента в конце материала о том, что «в эту ночь я стал братом очень многим незнакомым мне людям. и не скажу, что это мне не понравилось», уже не спасает статью от очевидной предвзятости.

один из сюжетов информационной программы на канале нтв в сети существует под соответствующим заголовком «мусульман призывают отказаться от веры». в нью-йорке некая светская активистка на собственные деньги размещает на автобусах баннеры с рекламой линии доверия для тех, кто хочет выйти из ислама. а один из героев сюжета воспринимает слова такбира «аллаху акбар» как те слова, «которые кричали террористы перед тем, как врезаться в башни-близнецы» (не говоря уже о том, что он соответственно не подозревает о том, что самолёты не могли стать причиной падения небоскрёбов). а всё завязалось на фоне перспективы строительства мечети в двух кварталах от того места, где раньше располагался всемирный торговый центр. и вновь автору сюжета – российскому репортёру – не удаётся сохранять нейтралитет. он говорит о том, что местный имам «готов на всё ради торжества ислама, пусть и мирным путём» и говорит что светские активистки, подобные героине сюжета «откроют людям глаза на ислам».

однако бывает и так, что неадекватное преподнесение ислама мимикрирует под объективность, как это случилось с сюжетом «русские мусульманки», который активно размещают у себя на страницах в соцсетях исполняющие мусульманки. этот сюжет приводился в пример и на встрече с молодёжью в «алтын урта», и по признанию присутствовавших девушек, они не увидели там не объективности и публиковали это видео с целью призыва к исламу. при совместном просмотре всё вдруг встало на свои места. автор сюжета говорит о том, что русские девушки фактически принимают ислам под давлением: «типично для русских принять ислам под влиянием мужа или родственников». кроме того зрителю даётся посыл об угрозе потери социального статуса девушки, в следующей фразе подчёркиваются профессии героев: «мусульманин не может взять в жёны неверную. приняв ислам, эта девушка будущий врач теперь может выйти замуж за ингушского строителя», а скромную процедуру никаха называют «далёкой от того, о чём мечтает каждая девушка». и в целом образ русских мусульманок преподносится в виде неких любительниц экстрима и острых ощущений, которые «окунаются в ислам как в новую игру», а сама религия – как субкультура, и возможно, временное явление в жизни девушек.

мир под ритмом леди гаги

тему предыдущего сюжета продолжил краткий анализ столь полюбившегося мусульманской общественности художественного фильма «меня зовут кхан», где физический недостаток главного героя фактически является образом, прототипом которого служит та абсолютно податливая общественная позиция полной интеграции, которая в реальности предлагается мусульманам.

многие из нас ежедневно просматривают в интернет-просторах десятки видео различного содержания, не задумываясь подчас о том, что истинный смысл этих посланий далеко не всегда лежит на поверхности. создатели тех или иных роликов, сюжетов или фильмов зачастую используют манипулятивные техники для внедрения в умы различных идей.

в связи с этим главная задача любого человека в информационном обществе заключается в тщательной фильтрации всей поступающей извне информации для себя и для своих близких. необходимо помнить, что манипулятивные техники закладывают информацию непосредственно через подсознание, так что неподготовленный человек не в силах этому сопротивляться. вот краткий перечень того, чего следует особо опасаться при просмотре непроверенного видео: очень быстрая смена кадров; многократное повторение одного и того же слова, фразы или кадра; различные мелькания, мельтешения, вспышки и тому подобные оптические эффекты; вклинивание повторяющихся кадров, не связанных с темой видео; подозрительное музыкальное сопровождение (музыка, которая создаёт напряжение или наоборот медитативная, которая вводит в транс). использование этих приёмов помогает недобросовестным создателям видео делать посылы в подсознание зрителя на совершенно разные темы. проблема здесь в том, что зритель не имеет права выбора, то есть фактически он подвергается обману.

абсолютно все техники из перечисленных выше, и далеко не только они, применяются во всех клипах леди гаги – пожалуй, самой популярной и востребованной на данный момент певицы в мире. разумеется, мусульмане не увлечены её творчеством, но её пример ясно показывает какой масштаб приобретает манипуляция сознанием в современности. указанными приёмами также переполнен и популярный в сети фильм «секрет», который якобы помогает добиться успеха в жизни.

особенно прискорбно использование манипулятивных технологий в продукции, предназначенной для детей – родителям стоит изучить этот вопрос прежде, чем подсадить своё чадо на мультипликацию. здесь нужно следовать тем же принципам: медленное спокойное повествование, понятные герои, чёткое разделение добра и зла, целомудренное поведение действующих лиц, - всем этим позициям соответствуют например большинство мультфильмов, произведённых во времена ссср.

духовность vs «опопкультуривание»

таким образом в выборе информации следует руководствоваться тем же принципом как при выборе, например личного врача – то есть к источнику информации необходимо доверие.

следует подумать и о том, как ограничить время пребывания детей и подростков в сети, веди они уже названы «поколением он-лайн». говорит мама 14-ти летней школьницы: «моя дочь занята в школе и на многочисленных кружках с утра до вечера. она очень устаёт и ложится спать ближе к полуночи после того, как делает домашнее задание. однако все её одноклассницы, по словам дочери, до двух часов ночи сидят в «скайпе» болтая ни о чём, а утром, не выспавшись, идут в школу. они практически не читают книг, у них нет хобби». а вот что пишет одна из пользовательниц на форуме мам: «нас пригласили на 8-милетие подружки дочери. детей развлекал аниматор, потом мы все вышли для того, чтобы торжественно внести именинный торт и пришли в шок, когда вернулись – никто из детей не общался друг с другом, все сидели, уткнувшись в свои мобильные телефоны».

информация различного содержания льётся на нас буквально ушатами, развлекательный канал «муз-тв», не стесняясь, провозглашает в каждой рекламной паузе поразительный в своём цинизме слоган «опопкультуривайся!».

конечно мусульмане не располагают мощными пропагандистскими машинами вроде голливуда, у нас есть проблемы и в журналистике, и в позиционировании уммы, однако это не должно расстраивать, всё развивается и не стоит на месте. в риу открывается отделение журналистики, но которое возлагаются немалые надежды в деле подготовки мусульманских специалистов для масс-медиа, клуб «алтын урта» планирует проводить летние лагеря для молодёжи с целью развития лидерских качеств. в программу этих лагерей будут в том числе включены и курсы по журналистике и основам pr.

а ответом на засилье бездуховности может стать только духовность. прежде всего личная – и начинать, как всегда, нужно с себя, своего поклонения и с собственных отношений со всевышним.

нурия гибадуллина




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...