– Ты давно в исламе? – этот нелепый вопрос вводит меня в замешательство с того самого момента, когда я впервые покрыла голову платком.
– А с какого момента начинать отсчет? – отвечаю я в таких случаях…
Может, с момента, когда в детстве я, приложившись ухом к двери, прислушивалась к мелодичному звучанию сур Корана, пытаясь угадать, кто же его читает в этот раз: моя бабушка или ее сестра? Отец их был имамом и, прежде чем погибнуть при загадочных обстоятельствах в 1926 году, успел привить своим детям любовь к Корану, научил их арабскому алфавиту. Таким образом, и моя бабушка, и ее сестра читали Коран в оригинале. Более того, последняя, за отсутствием в деревне имама, исполняла все его обязанности: от имянаречения и чтения Корана на мавлидах и меджлисах до ритуальных заупокойный намазов - джаназа. В деревне все ее так и называли –
абыстай*, а я, по своей детской наивности, думала, что это ее имя. Лишь чуть повзрослев, я узнала, что зовут ее Зайтуна, а «абыстай» называют ее исключительно из уважения к ее знаниям и делам.
А может быть, отсчет моего «пребывания в Исламе» начинается с того момента, когда я в первый раз произнесла «Аллаху акбар» после еды или «Бисмилля» перед сном? Этим двум фразам в татарских семьях начинают учить, еще когда ребенок не умеет говорить. Есть специальная детская игра-считалка, наподобие «ладушек», которая учит ребенка возносить хвалу Всевышнему после принятии пищи.
Возможно, я «погрузилась в Ислам», впервые переступив порог мечети, чтобы отдать свое первое саадака (милостыню)? Хотя назвать это мечетью было сложно. В нашем доме, в одной из квартир соседнего подъезда, поселился имам с семьей. Жена начала обучать женщин основам ислама, а сам имам приступил к исполнению обязанностей муллы. Помню, это был праздник окончания поста – Ураза-байрам. Соседи рассказали моей маме, что в трехкомнатной квартире, расположенной в соседнем подъезде, открылась мечеть, и мы решили пойти туда. Ни муллу, ни его жену нам тогда увидеть не удалось, зато для всех гостей был накрыт богатый стол. С муллой этим мне посчастливилось познакомиться лишь недавно, спустя почти двадцать лет. Это произошло на II Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей в Казани за тысячу километров от родного города. Я поделилась своими детскими впечатлениями от посещения «мечети», он искренне порадовался тому, что сумел оставить в моей душе светлые воспоминания. На протяжении этих лет им многого удалось добиться: в городе том открылась полноценная мечеть, удалось выбить место под мусульманское кладбище. Жена его так и продолжает обучать женщин основам Ислама.
А может быть, начинать отсчет следует с соблюдения первого поста? С высоты сегодняшних лет я понимаю, сколько было совершено ошибок в мой самый первый пост. Однако он был настолько искренним, что порой я завидую сама себе. Кажется, именно в то же самое время, около пятнадцати лет назад, я впервые купила в магазине свою первую хальную колбасу и пельмени, после которых у моих родных еще долго выворачивало нутро. Индустрия халяль была в то время еще в зачаточном состоянии, качество продукции оставляло желать лучшего. Мои родные до сих пор с шуткой вспоминают вкус той колбасы. И все же именно тогда я поставила всех перед фактом – с сегодняшнего дня я буду питаться халяльными продуктами. После пустых советских прилавков, многочасовых битв в километровых очередях за палкой колбасы, многочисленных дефолтов и кризисов, мои кулинарные запросы тогда казались немыслимыми излишествами и капризами. Тогда существовал один единственный принцип: ешь то, что есть!
Моменты поиска, приобретения и чтения жизнеописания пророка Мухаммада и другой мусульманской литературы, с вашего позволения, опускаю.
Если хотите, мое «вхождение в Ислам» произошло тогда, когда я совершила свой первый намаз? По бумажке, боясь неправильно произвести то или иное движение, ошибиться в произношении молитв. Пусть сначала это был не пятикратный, а только утренний намаз. Но радость диалога с Всевышним, страх пропустить, проспать время намаза живут во мне до сих пор.
Еще один рубеж – хиджаб. Хотя, на мой взгляд, платок – это последняя веха на пути в ислам, узелок нити, на которую, словно бусины, нанизаны вера в Единого Бога, чтение Корана, посещение мечети, пост, закят, намаз а также образ жизни праведного человека. Платок – это лишь внешнее, хотя и очень важное, проявление религиозности. Внутреннее состояние, уровень богобоязненности и веры далеко не всегда соотносится с внешними атрибутами. Поэтому не стоит спешить ставить знак равенства между верой в Единого Бога, искренностью в эту веру и наличием хиджаба…
В заключении хотелось бы отметить, что человек не должен забывать о том, что он приходит на этот свет мусульманином (то есть покорившимся своему Создателю), и лишь тот, кого Всевышний направит по верному пути, остается им на всю оставшуюся жизнь.
Как оказалось, мои подруги и знакомые также часто сталкиваются с несуразными вопросами из разряда: «А ты давно в Исламе?» У многих из них уже готов на него ответ:
– Я никогда из него и не выходила!
______________________
*абыстай – жена имама, муллы, наставница, которая учит женщин и детей основам Ислама и Корану, правилам совершения намаза и т.д.