сегодня судья балашихинского городского суда московской области игорь фадеев приговорил исламского издателя
айдара хабибуллина к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
преследование директора издательской группы "сад" айдара хабибуллина началось с апреля 2009 года, то есть за год и шесть месяцев до его ареста. с этого периода и до окончания предварительного расследования во всех документах фигурирует оперативный уполномоченный центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму гувд по московской области сергей федотов.
дело началось в августе 2010 года. по версии следствия, житель города балашиха московской области денис новаковский увидел на станции салтыковка неизвестного ему человека, расклеивающего материалы, призывающие к насилию. новаковский отклеил четыре листовки и сдал их в милицию.
впоследствии, в ходе допроса в судебном заседании, защите стало ясно, что денис новаковский на станции салтыковка в тот день отсутствовал. так, он утверждал, что снял со столба и сдал в милицию только одну влажную от клея листовку, но в материалах дела их значится четыре. свидетель путается в показаниях относительно количестве людей на станции в тот день, времени нахождения отделении милиции. позже, в ходе осмотра вещественных доказательств — листовок, выяснилось, что на них нет следов клея и отрыва от столба.
между тем, стали известны некоторые сведения о личности свидетеля: в его блоге в интернете есть видеоматериалы военно-православной тематики, свидетель несколько раз заявил недовольство активностью мусульман в "его православном городе".
суд отказал в ряде ходатайств, поданных стороной защиты. в частности, о проверке алиби эдуарда габдрахманова, человека, которого свидетель будто бы видел на станции расклеивающим листовки, а также об местанахождения самого дениса новаковского.
на квартире габрахманова произвели обыск и обнаружили литературу издательской группы "сад" и гранату. следователь выбрал две книги: "основы ислама" и "пророк мухаммад мустафа-2", отправил их на экспертизу.
эксперты батов в.и. и крюкова н.н. пришли к выводу, что литература носит антигосударственный характер, предназначена для подготовки смертников, разжигает вражду. в обоснование своего заключения в отношении книги "основы ислама" эксперты привели ряд цитат из книги, представляющие собой положения классического мусульманского права, в том числе раскритиковали порицание запрета убийства блох во время молитвы и необходимость уединения для отправления естественных надобностей.
историческая книга "пророк мухаммад мустафа-2", по мнению экспертов, посвящена джихаду в его военной трактовке, так как в ней используются современные военные термины, в книге много сцен насилия, раскритикована авторская подача материала, и даже следующая фраза: "ислам следует проповедовать без гнева, без раздражения, мягко, терпеливо и при помощи мудрых и прекрасных наставлений". эксперты полагали, что в книге "используются пропагандистские легенды типа" участия ангелов в битве а также другие вещи, которые рассчитаны на восприятие верующими, сообщает
lawfulstate.ru.
допрошенные в ходе судебного следствия специалисты, среди которых были академики ран, оценили эту экспертизу как научно необоснованную и крайне тенденциозную. по их мнению, выводы экспертизы сделаны на основе личных субъективных представлений об исламской религии, экспертиза ставит под подозрение научное исламоведение, которое стремится восстановить полную объективную картину становления исламской общины и государства во всех ее деталях, включая и акты насилия.
после такой экспертизы со всей очевидностью вытекало, что надо провести обыск в жилище у айдара хабибуллина, являющегося руководителем издательской группы "сад". однако обыск был проведен в жилье не айдара, а его знакомой, которая, к тому же, только что вселилась в эту квартиру и даже не распаковала свои вещи. в начале обыска шесть человек бесконтрольно передвигались по квартире, а потом практически сразу нашли гранату в туалете. несмотря на то, что в ходе обыска, а потом и предварительного следствия все свидетели, как один, говорили, что айдар не жил в этой квартире, и его личных вещей в ней не было, никто не потрудился как-то опровергнуть этот довод.
при ознакомлении с материалами дела защита увидела, что подписи понятых в протоколе допроса и протоколе обыска сильно отличаются. впрочем, суд также отказался вызывать понятых в судебное заседание для допроса и огласил их показания на предварительном следствии.
в судебном заседании защитой были приглашены представители многих религиозных организаций и научные сотрудники российской академии наук. ученые утверждали, что одной из причин усиления религиозного экстремизма в российской федерации является низкий уровень знания российскими мусульманами истории собственной религии. сегодня самым действенным способом борьбы с религиозным экстремизмом, прикрывающимся псевдоисламской риторикой, является использование ресурсов самой исламской религии путем просвещения мусульман, ознакомления с историей их религии через распространение религиозной литературы. книги издательской группы "сад" были реальной альтернативой экстремистской литературе.
приглашенные отмечали, что преследование айдара хабибуллина болезненно воспринимается мусульманами россии. объявление книг "основы ислама" и "пророк мухаммад мустафа-2" противозаконными способно вызвать непонимание в обществе, так как эти издания несут добро, являются преградой для экстремистов. запрет этих книг будет способстовать росту недоверия к власти, лишившей мусульман базовой учебной литературы.
как утверждает адвокат рустем валиуллин: "содержание листовок настолько безграмотно, что их фальсификация так же была явной: все специалисты отметили, что текст листовки призван оттолкнуть людей от ислама, раздражить людей, что не свойственно мусульманам, желающим привлечь в свою религию людей; арабский текст в ней представляет собой набор букв и что из мусульман произошли христиане и иудеи, что не допустил бы айдар хабибуллин, умеющий читать и писать на арабском языке, имеющий религиозное исламское образование; на листовке имеется подпись — издательская группа "сад", а преступники не оставляют за собой следы; продукция издательской группы "сад" была цветной и на хорошей бумаге, никогда не была в форме безграмотных самиздатовских листовок; листовки имеют множество стилистических и грамматических ошибок в тексте, невозможно предположить, что ее изготовил имеющих хорошие знания русского языка айдар хабибуллин".
в свою очередь, выступившие на процессе представители религиозных организаций утверждают, что айдар хабибуллин является представителем суфийского направления в исламе, тариката накшибандия-халидия, традиционный для татар и башкир. следовательно, с этого момента репутация "традиционного" мусульманина не служит гарантией от преследований, как это было ранее, а также снимает неприкосновенность с книг о "традиционном" исламе.