удручает, что имамы сужают территорию своего присутствия в российском обществе. всё ограничивается мечетью. что же до действий вне мечети – то они очень ограничены. это в основном "побывать у начальства в кабинете" с просьбой, или восседать в президиуме какого-либо совещания с угрюмо – каменным выражением лица (очевидно, считается, что так "авторитетнее"). и на этом всё. да, есть очень редкие исключения, но это исключения.
и ещё: статус ислама. муллы его сами принижают. скорее, неосознанно. и это не продуктивно. в тематике их выступлений в основном 4 тезиса: "о высокой духовности", "об осуждении терроризма", и "не будем игрушкой в чужих руках", "не оскорблять чувства верующих". это тиражируется всегда и везде. а что, нет других тем, кроме этих 4-х, которые стали дежурно – казёнными? и ни к чему не побуждают. и их заунывное повторение ничего не меняет в реальной жизни. а жизнь многообразна. она в постоянном изменении. и муллы не участвуют в её круговерти. не играют главной роли. они – аутсайдеры!
"не будем игрушкой в чужих руках". эта фраза опять-таки принижает роль ислама. ислам – это мироздание. ислам – вселенская данность. и мулла, тот субъект, который говорит от имени ислама, и который, ближе всех причастен к исламу. и у него в этой части огромная ответственность. и говоря об "игрушке", мулла косвенно девальвирует статус ислама. недопустимо даже в отдалённом контексте упоминания ислама ставить рядом слова "игрушка", "погремушка", и т.д. это –
харам. посмотрите, у католических и протестантских священнослужителей рф другая лексика и риторика. и никто из них, никогда, не упомянул слово "игрушка" прямо или опосредовано по отношению к библии, или к своей персоне. и это констатация самодостаточности.
я видел в одной из мечетей кувейта имама, который вёл пятничную проповедь и совершал намаз в обыкновенном пиджаке и рубашке. и вспомнились некоторые наши муллы в экзотических одеяниях, которые ни в одном религиозном тексте не регламентированы. всё что надумывают и водружают на себя некоторые муллы – это абсолютная самодеятельность. одежда посыпается блёстками, приклеиваются к халату аппликации в виде фантастических цветочков. (что, остаётся на рукавах ещё колокольчики повесить?) и эта "амуниция" – показатель внутреннего духовного содержания муллы. и его специфического понимания эстетики. и тут есть о чём подумать.
ислам требует от нас скромности, строгости во внешнем виде, и даже определённого аскетизма. мечеть – не эстрадные подмостки. и мулла обязан выделяться не пестротой халата, а грамотностью намаза и мусульманских обрядов; искренностью, и силой проповеди; и безупречной биографией.
мулла не должен входить в кокон самоизоляции. не застревать внутри себя. недопустима инертность. противопоказана заскорузлость мышления. широкий кругозор, высокий уровень культуры – необходимые качества муллы. потому, что мулла, кроме прочего, преобразователь общества. он – в идеале, активный общественный деятель. и тут важно понимание своей роли и места в общественной (светской) жизни.
один из видных религиозных деятелей кувейта
д-р адель аль-фалях сказал: "религия в государстве должна поднимать и обсуждать общественнозначимые проблемы, но вместе с тем не вмешиваться в политику". и это правильно. религия
в светском государстве должна быть абсолютно аполитичной. это означает: не участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты, не делать заявления осуждающих или поддерживающих того или иного политического лидера, не состоять в партиях и т.д. аполитичность религии (в нашем случае ислама), не конформизм, или нежелание испортить отношения с властью. нет. вмешиваться религии в политику – не рационально. религия должна быть не на политической площадке, а в обществе. и тут огромное поле деятельности. задача религии – изменить общество. изменится общество – изменятся и политика, и политики.
тот, кто вник в суть корана (или библии) понимает, что арсенал воздействия на общество у религиозного деятеля сильнее, чем у политика. религия более фундаментальна. и идти в политику религиозному деятелю – размениваться на мелочи. на второстепенное. и отсюда – невмешательство. религия – это мораль. и соприкосновение религии и политики – это насыщение политики моралью. но не в рамках политики, а через совершенствование отдельно взятого человека. и нации в целом.
это суть взаимоотношения религии и политики в светском обществе. и это не уход от острых вопросов. нет. "богу – богово, а кесарю – кесарево". у каждого свой "участок работы".
и работа на "своём участке" актуальна для каждой конфессии. 1 февраля 2012г. в храме христа спасителя патриарх кирилл после литургии призвал: "идти по пути нравственного возрастания…
развития базовых ценностей нашего многонационального народа… не терять время... входить во все поры общественной жизни". и это призыв не только к православным, но и к мусульманам. ко всем, кто неравнодушен.
в этой части деятельность муллы предполагает
3 основных "блока": 1. намаз и мусульманские обряды.
2. проповедь.
3. участие в общественной жизни.
порой мулла профессионален
в первом "блоке", но, к сожалению, недостаточно квалифицирован
во втором, и беспомощен (а порой и нелеп)
в третьем. это делает ущербным статус мечети и образ имама. и не принимаются доводы: "тут у меня получается, а тут не получается". (кстати, как правило, если мулла слабоват в третьем и втором "блоках", он не особо силён и в первом). и такая "недоработка" у муллы недопустима. он должен работать над совершенствованием своей личности. "пахать". научиться "жечь глаголом сердца". но как быть "инженером человеческих душ", если не разбираешься в простейших "чертежах"? имам обязан активно вторгаться туда, где ненормально. и это делать постоянно и целенаправленно.
и аллах будет доволен. а безучастно созерцать –
харам.
(о "чертежах жизни". я спросил у муллы: "ты знаешь о газетах "ведомости", "коммерсант", "российская газета", о журналах "власть", "эксперт"? эта пресса, с чтения которой начинает свой рабочий день, человек себя уважающий, и стремящийся знать основные тенденции в экономике, в общественной жизни, и в политике рф. "нет" а – последовал ответ. я показал один из вышеупомянутых журналов: "прочитай". мулла долго смотрел на одну из статей, шевелил губами, вспотел, и тяжело переведя дух, изрёк: "я не понимаю, о чём тут пишут. да и зачем это мне?"
* * *
вот часть проповеди
"почему у нас проблемы?" от 01.06.2010г. дамирджана хазрата зайнутддинова (казань):
"безразличное отношение большинства к проблемам социума – это сигнал бедствия. пророк сказал: "в каком бы народе люди не совершали грехи, и среди них есть те, кто в состоянии изменить это положение, но они ничего не делают. близко то время, когда аллах их всех накажет
(абу давуд, "малахим" 17; тирмизи "фитан"). ярким примером служит кораническая история об обитателях селения, живших на берегу моря, которых аллах из-за непокорности превратил в
обезьян. среди наказанных оказались не только непосредственные участники греха, но и те, кто не останавливал преступников от их деяний".
давайте внимательно посмотрим, друг на друга: не проступают ли в нашем облике, и в нашем поведении признаки вышеупомянутых primates?______________________
биберсов камиль аркадьевич, известный ульяновский политический и общественный деятель. в 1990-1993 - депутат ульяновского гор. и обл. советов. 1986-1990 - социолог ульяновского горисполкома. на ряде ульяновских заводов был зам. ген. директоров. в 1999-2001 - руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии м.с.горбачева. в 1998-2002 - советник президента банка "авангард" (москва). в настоящее время - советник мэра ульяновска.