На воскресных президентских выборах Владимир Путин победил конкурентов с серьезным отрывом: за Владимира Владимировича отдали свои голоса почти 64% граждан страны. О том, как победа Путина отразится на отношениях РФ со странами мусульманского мира, и о перспективах взаимоотношений власти с исламом внутри страны в интервью ИА IslamNews рассказал известный телеведущий Максим Шевченко.
«Страны исламского мира – очень разные страны, так же, как страны Запада. Я так понимаю, что эти отношения будут опираться не на идеологическое отношение к религии, а на прагматический интерес, который Россия видит в отношениях с Ираном, с Саудовской Аравией, с Сирией и т.п.», - считает Шевченко.
Что касается внутренней политики, по мнению нашего собеседника, у власти нет концептуального представления о том, как надо вести себя с исламом. «Поэтому можно лишь выстраивать гипотезы. Я надеюсь, что власть перейдет к более широкому диалогу с исламской общественностью, в том числе, демократической, а не будет просто прямолинейно постоянно считать, что за ислам в России отвечают муфтии. Это не так, и огромная масса мусульман, в том числе, политизированных, понятия не имеет о том, что какие-то муфтии вообще существуют», - заявил он.
Развивая эту мысль, Максим Шевченко подчеркнул: «мы заметили в Москве либерализацию в отношении московской общественности, но исламские регионы России этого еще совсем не заметили. Представляется, что широкой политический диалог, в том числе, и в Москве, который был представлен с такой помпой, должен распространяться не только на либеральную общественность, но и на общественность исламских регионов. И гражданский диалог должен вестись в Дагестане, в Чечне, в Татарстане, в Башкортостане, в других регионах – там, где оформилась и существует исламская общественность, в том числе, политическая, демократическая. Просто до сих пор власть действовала, глядя на мусульман и их общественную активность, через очки силовых структур. Каждый мусульманин, который заявлял о том, что он занимается политикой, сразу подпадал под подозрения. Мне представляется, что это фундаментальная, принципиальная ошибка, которая может иметь очень серьезные последствия для РФ, и что в отношении исламской общественности нужен такой же вменяемый, нормальный диалог, какой вроде бы власть сейчас начала в отношении общественности либерально-демократической».
Отвечая на вопрос о том, какое место выстраивание подобного диалога займет в числе приоритетов новоизбранного президента, Шевченко отметил: «конечно, в первое утро после выборов говорить трудно, но я надеюсь, что эти отношения будут строиться в свете статьи Путина по национальной политике, которая вполне вменяема. То есть Путин будет реализовывать программу своей статьи – равенство и приоритет закона над какими-то конспирологическими представлениями о том, как живут другие люди, и какие у них интересы».
«Мне кажется, главный способ диалога с мусульманами – это борьба с коррупцией в исламских регионах. Я не считаю, что надо вести какой-то специальный диалог с исламом, это вообще абсурдная позиция, надо просто уметь нормально разговаривать с гражданами, которые, согласно конституции, имеют право быть верующими, право соблюдать публично правила своей веры, право на то, чтобы их нормы, которые фундаментально не подрывают российское законодательство, были признаны и соблюдались. Например, нормы о том, как должны ходить мусульманские женщины, как кормить детей, как молиться заключенным, как питаться солдатам и прочее. Специальный диалог не нужен – нужно просто нормально относиться к людям, уважать их веру, самобытность и права. В отношении к московской публике мы дошли до этого. Будем надеяться, что и остальные регионы РФ тоже заслужат такого же либерального к себе отношения, не будут проводиться бесконечные спецоперации, единственным результатом которых станет создание новых и новых групп террористов, уходящих в лес, выдавливаемых туда силовым отношением», - резюмировал собеседник агентства.