В редакцию IslamNews поступила копия жалобы, которую направил главному казыю (арбитру по внутримусульманским проблемам) Татарстана Джалилю Фазлыеву имам мечети “Тауба” города Набережные Челны Идрис Галяутдин. В ней он просит разобраться в обоснованности обвинений со стороны руководства Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ), и, в частности, со стороны начальника отдела образования и науки ДУМ РТ Валиуллы Якупова в отношении выпускников арабских исламских университетов в среде имамов и преподавателей республики.
Разногласия в общине касаются дозволенности справлять мусульманам поминки на 3-й, 7-й, 40-й день и на годовщину после смерти человека. Тем, кто обучался в исламских вузах в арабских странах вменяют в вину распространение смуты, из-за того, что те считают вышеназванные действия недопустимыми.
Между тем, по утверждению Галяутдина, он, как и другие выпускники исламских университетов, вернувшись в 2000 году в Татарстан после учёбы заграницей, продолжал посещать поминки, хотя и знал о нежелательности этого поступка.
"Я не мог побороть себя и ходил на поминки, так как там вкусно кормят, дают милостыню и оправдывал себя тем, что там смогу рассказывать людям об Исламе", - пишет он. Более того, если кто-либо из отучившихся в Аравии спрашивал челнинского имама о поминках, то Идрис отвечал: “Поминки нужно посещать, чтобы рассказывать людям об Исламе”.
Такая насыщенная поминками жизнь оказалась под вопросом, когда в 2002 году Идрису Галяутдину попалась в руки книга - “Ислам ?хлагы ??м гад?тл?ре” (Исламские мораль и манеры) Марвана Ибрахима Ал-Кайси, подготовленная к изданию в Казани, в 1994 году Винеруллой (Валиуллой) Якуповым.
А там черным по белому, да ещё по-татарски написано: “Необходимо не проводить те нововведения, которые связаны с кончиной мусульманина. В это входит, например, проведение поминок на седьмой и сороковые дни и другие” (с. 111).
Ещё более тронуло челнинского имама прочтение "Сборника Марджани", где известный татарский мусульманский ученый XIX века указал на то, что “могильная милостыня и проведение поминок на третий и седьмой дни являются ненужными деяниями”. Кстати, и это издание, состоящее из 639 страниц, так же вышло в свет под редакцией В. Якупова.
Именно из этих и ряда других книг, по словам Галяутдина, он и узнал, что поминки являются нововведением в Исламе.
"Человек же не рождается знающим. Он учится, - логично восклицает имам. - Я занялся поиском дополнительных сведений о поминках в исламе. Оказалось, что кроме книг, изданных Валиуллой-хазратом и другие авторы и распространители знаний писали об этом. Но работы последних не продаются в магазинах по 20 тысяч экземпляров".
"И сейчас если меня приглашают на поминки, то нахожу различные отговорки, чтобы не ходить на них", - подчеркивает Идрис. И все это, благодаря вышеперечисленным книгам.
"Я не знаю, какого мнения в вопросе поминок придерживался Валиулла Якупов до издания этих книг. Но сейчас он считает, что поминки нужно проводить. А тех, кто сомневается в этом называет "ваххабитами" и "салафитами". Однако книги, куратором которых выступал Якупов до сих пор продаются в книжных магазинах и по ним преподают в медресе “Мухаммадия”. Люди продолжают читать, изданные им книги, затем спорят друг с другом, и иногда даже дело доходит до вражды. Теперь я спрашиваю, кто является распространителем смуты и виновным?", - резюмирует имам из Набережных Челнов, прося казыя вынести решение по своей жалобе.
При этом, Галяутдин напоминает о словах пророка Мухаммеда (мир ему), который сказал: "Судьи бывают трёх видов. Двое из них окажутся в Аду, и один в Раю. В Рай попадет тот, кто знал истину и вынес решение в соответствии с ней. Тот же, кто знал истину и вынес несправедливое решение, попадет в Огонь, и тот, кто вынес решение, не зная истины, тоже попадет в Огонь".