Абыстай – так называли бабушку Бибисару. Мы думали, что так называют всех женщин почтенного возраста. Но, как выяснилось, это не совсем так.
Заглянув в Викисловарь выясняем:
абыстай - супруга духовного лица. Но Бибисара не была супругой имама. Она всю жизнь прожила со своим мужем дедом Залялетдином. Он не был духовным лицом. Более того, не имел, как Бибисара, высшего духовного образования.
"Абыстай – это зрелая женщина, знающая традиции, обычаи, а главное обряды татар, - поясняет заместитель начальника Управления Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями Чулпан Махмутова. - Если раньше так называли жену религиозного деятеля, которая учила девочек основам ислама, то теперь абыстай называют тех женщин, которые не только учат девушек и детей основам ислама, чтению Корана, намаза, но даже в отсутствии имамов в деревнях заменяют их".
Интересно, что в советские времена, когда религия была не в милости, именно в домах абыстаев организовывались медресе и мечети для женщин и детей. В каждой деревне, в каждом селе была своя абыстай и свое медресе, благодаря которым и сохранилась религия, связь поколений.
Феномен "абыстай" присущ исключительно татарскому народу, считают специалисты. Именно они после войны, когда не осталось в деревне мужчин, исполняли роль имама, читая Коран по домам, проводя мусульманские обряды. Они своими проповедями воспитывали молодежь в мусульманском духе, в духе нравственности.
"Да, действительно, абыстаями называли жен имамов, которые были образованы, воспитаны. Они всегда занимались обучением женщин, детей, - говорит ИА IslamNews имам мечети города Курган Рафаэль Галиуллин. – Этой традиции особое внимание уделяется в настоящее время в Татарстане. Особенно меня порадовало и удивило то, что на первом курсе Исламского университета обучается около 70 бабушек. Отрадно, что все они захотели иметь духовное образование, уже выйдя на пенсию. И это замечательно, поскольку у них есть внуки, которых они воспитают уже в духовных традициях.
У нас в Кургане тоже есть абыстаи. Они обучают, знают все обряды, при необходимости проводят их. И это замечательно, поскольку духовных лиц мужского пола не всегда хватает.
Ислам дал равные права и мужчинам, и женщинам. Поэтому в деле образования, воспитания, сохранения института семьи, традиционных ценностей роль женщин-абыстаев велика".