Глава МВД Рашид Нургалиев пообещал открыть по всей стране специализированные центры для выявления экстремизма в электронных СМИ, сообщает
"Интерфакс" . Кроме того, в этих центрах будет проводиться экспертиза печатной продукции, а также аудио- и видеороликов.
По словам главы ведомства, соответствующее решение было принято межведомственной комиссией. Сейчас над реализацией проекта работают в полпредствах президента в федеральных округах.
«Экстремистами могут признать кого угодно»Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, комментируя по просьбе ИА IslamNews эту инициативу, отметил: «Вообще на самом деле экстремизмом в стране называется несогласие с мнением начальства, выраженное в резкой форме». По его словам, «если надо, экстремизмом может быть признано все, что угодно» - от Гарри Кимовича Каспарова и оппозиционеров с Болотной, «до, условно говоря, исламских сайтов: например, если последние утверждают, что ислам – самая мудрая религия в мире». «Как только такие сайты начнут кому-то мешать, выяснится, что они – исключительно экстремистские», считает Симонов. Таким образом, полагает глава Фонда защиты гласности, если инициатива Нургалиева воплотится в жизнь, «экстремистами» станут все, на кого МВД обратит внимание.
На сегодняшний день экспертизы на предмет выявления экстремизма стали «фактически решающим фактором» в судебных разбирательствах, связанных с экстремизмом, но реальных экспертов в стране недостаточно, добавил он. «Судья манипулирует решением с помощью получаемых экспертиз, но у него нет в этом смысле никаких жестких обязательств. А экспертизой, согласно нашему законодательству, могут заниматься люди, не имеющие на это лицензий, не имеющие профессиональной подготовки. Тем не менее, они считаются экспертами. Поэтому у нас среди накопленных примеров есть такой, когда лингвистическую экспертизу делала учительница математики. На сегодняшний день число реальных «экспертов» огромно, а число профессиональных экспертов – минимально. Экспертов уже четвертый или пятый год готовят в московской юридической академии Кутафина, уже были первые выпуски, но это капля в море», - заявил собеседник агентства.
При этом Симонов не сомневается в согласованности инициативы главы МВД с вышестоящим руководством: «боюсь, что все это согласовано, потому что наши власти настолько хорошо знают страну, что согласуют все, что угодно, могут и не заметить».
Связи данного предложения Нургалиева с тулузскими событиями глава Фонда защиты гласности не видит, но полагает, что возглавить борьбу с экстремизмом МВД решило в силу другой громкой истории – казанской. «Нургалиеву нужно проявить инициативу и снизить напряжение в обществе путем резкого вмешательства в ситуацию. Казань они проиграли, но проиграть одну битву – не значит проиграть войну. Войну они хотят выиграть, для чего и создают в других местах очаги борьбы с этим самым экстремизмом», - подытожил Симонов.
«За форум ответит редакция»Политолог, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, со своей стороны, не исключает, что связь с тулузскими событиями в данном решении Нургалиева вполне может иметь место. «Аналогия с событиями во Франции лежит на поверхности, поскольку Николя Саркози, выступая с оценкой произошедших в Тулузе убийств, предложил, в том числе, ужесточить контроль над Интернетом, пообещал привлекать к уголовной ответственности людей, которые заходят на экстремистские, с точки зрения французского правительства, сайты. То есть уголовную ответственность пользователя предлагается вводить даже не за текст, который кто-то где-то разместит, а за сам факт посещения такого сайта!» - напомнил аналитик.
Кроме того, «вопрос об ужесточении контроля за Интернетом уже несколько лет прорабатывается в программе так называемой информационной безопасности и в самой РФ, и в формате отношений РФ с нашими партнерами по ОДКБ», подчеркнул Куртов. «Имеются в виду домены и сайты, содержащие экстремистские призывы. Каким образом это будет реализовываться, мне сказать сложно, но если учитывать практику наших партнеров – того же Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана – там просто техническим путем отключают возможности пользователей Интернета зайти на те сайты, где размещаются материалы, не устраивающие правительство. Причем эти сайты часто нельзя назвать экстремистскими – они, скорее, оппозиционные. Некоторые из них расположены в России. Например, в Киргизии любят выдвигать претензии к информационному агентству Фергана.ру, имеющему одноименный сайт», - пояснил Куртов.
Сейчас процедура определения экстремистов, по его словам, такова. «В моей практике, это могут определять либо судебные инстанции (что более предпочтительно с точки зрения гуманизма и демократических процедур, поскольку суд взвешивает доводы за и против, часто дает возможность высказаться тем людям, которые связаны с работой определенных сайтов), либо этим могут заниматься некие правительственные или полуправительственные комиссии, образованные из представителей, допустим, спецслужб, авторитетных государственных структур, связанных с информацией. В такие комиссии могут входить также представители общественности. На этом уровне тоже выносятся какие-то решения. Технически и бюрократически это вполне возможно, но это очень трудноосуществимо на практике: один сайт можно закрыть, а его клон под другим названием может тут же появиться в Сети», - рассказал эксперт.
Таким образом, предлагая идею, схожую с той, что выдвигается и в Европе, и в некоторых наших соседних государствах, ее инициатор оказывается в «мейнстриме», полагает эксперт.
Еще одна возможная причина данной инициативы - массовая критика в адрес руководства МВД из-за событий в Казани. «Сама по себе идея таких центров – не так уж порочна, и делается все это не только для того, чтобы отвести от себя какие-то упреки и подозрения в некомпетентности. Хотя таковое тоже может быть – нужно учитывать, что инаугурация нового президента состоится 7 мая, а это обозначает (и Путин уже об этом говорил), что правительство не останется в том составе, в котором оно присутствует при Дмитрии Анатольевиче. Скорее всего, наибольшая политическая и общественная дискуссия развернется по поводу некоторых руководителей правительственных ведомств, включая МВД, к работе которых у общества накопилось наибольшее число претензий. Следовательно, Нургалиеву нужно было как-то реагировать – не только на конкретном «казанском» направлении, но и в целом, показывая, что руководство МВД не спит, пытается подстраиваться под современные вызовы, предлагает какие-то важные государственные решения», - считает политолог.
В то же время, по мнению Аждара Куртова, «нельзя исключать и того, что действительно существует объективная необходимость – не скажу контроля, но определенного пресекания экстремистских идей в электронных СМИ». Один из аспектов такой мотивации – ситуация в арабском мире: «не секрет, что консолидация оппозиционных сил, в том числе, имеющих радикальную экстремистскую направленность, была осуществлена при помощи и мобильной связи, и Интернет-порталов».
Отвечая на вопрос о том, кого нововведения коснутся в первую очередь, аналитик пояснил: прежде всего, будут отслеживать так называемые «международные связи» - зарубежные структуры, интересующиеся возможностью вербовки новых адептов, активных членов на территории РФ. «Задача таких структур - расширение своего влияния на российской территории. Я не имею в виду некие западные структуры, отслеживание инициатив которых входит в функции контрразведки. Вероятно, это могут быть, в том числе, какие-то исламские организации, и праворадикальные политические организации», - считает эксперт.
Еще возникает вопрос: возьмется ли ведомство Нургалиева только за СМИ (которые как раз относительно безопасны, поскольку и так привыкли отвечать за свои слова), или за весь Интернет? Ведь не секрет, что именно в блогосфере экстремизм «цветет и пахнет». Аждар Куртов полагает, что ограничиваться одними СМИ авторам идеи смысла нет - иначе все попытки побороть экстремизм окажутся тщетными. «Интернет – способ передачи информации. Насколько я понимаю, требования, которые сейчас выдвигает МВД, состоит в том, чтобы не только содержание самих СМИ, но и блоги, и комментарии в форумах после статей тоже жестко контролировались. В этом случае экстремистские призывы комментаторов с форумов под статьями тоже могут обернуться для данного СМИ серьезными неприятностями», - прогнозирует аналитик.
При этом Аждар Куртов согласен с Алексеем Симоновым в том, что квалификация экспертов, ныне выявляющих экстремистов, оставляет желать лучшего. «У нас ведь в экспертном сообществе могут быть разные точки зрения. Кроме того, за 20 постсоветских лет снизился уровень образования, компетентности. Где-то в Сибири пытаются запретить Бхагавад-гиту как экстремистскую литературу…Если использовать такой подход, то и в Ветхом Завете у христиан можно много чего найти и интерпретировать как экстремизм», - уверен собеседник IslamNews.
Однако не стоит недооценивать МВД: «это достаточно разветвленная организация, имеющая свои образовательные и научные учреждения, преподавательский состав, научных сотрудников – наверное, среди этого коллектива, прежде всего, и будут черпаться кадры для реализации идеи Нургалиева», предположил эксперт.
«Оголтелых репрессий не будет»С другой стороны, Куртов не согласился с мнением Симонова о том, что экстремистами могут быть признаны все несогласные с начальством: «если бы это было правдой, у нас значительная часть страны находилась бы в тех местах, где она находилась после 1937 года».
Некоторые недоброжелатели РФ предсказывали, что с победой Путина в стране начнется закручивание гаек, и, казалось бы, идея Нургалиева вполне вписывается в этот контекст…Но Аждар Куртов с такой точкой зрения категорически не согласен. «Никакого закручивания нет, а произойдет ли оно – можно будет скоро проверить. Но я не думаю, что это случится: как показывает мировой опыт, такое закручивание гаек и оголтелые репрессии очень быстро выливаются в изоляцию государств, исчезают финансово-экономические ресурсы, с такими странами прекращают отношения. Российское руководство, конечно, по такому пути не пойдет», - убежден аналитик.
Глава Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов, в свою очередь, не считает, что теперь «экстремистами» станут все, кого таковыми захотят представить. Как заявил Михаил Федотов IslamNews, «экстремистами могут быть признаны только те, кто попадает под действие уголовного закона, и никто другой». Чем мотивирована данная инициатива, г-н Федотов сказать затруднился, однако предложил дождаться результатов. «Для того, чтобы оценить эффективность таких центров, или, наоборот, их вредность, нужно понять, чем они будут заниматься, и каков будет результат их деятельности. Давайте посмотрим, какова будет практика. Если они будут выявлять реальных экстремистов и помогать нам бороться с людьми, которые нагнетают атмосферу в обществе, это будет полезно. А если они будут заниматься какими-то попытками кого-то запугать, это не предусмотрено законом. А все, что не предусмотрено законом, противозаконно», - напомнил Федотов.
Правозащитники вступились за ислам и Свидетелей ИеговыВ то же время, сообщает Интерфакс, часть правозащитников удивляются тому, как сейчас в стране формируется список экстремистских материалов: там, к примеру, есть liveinternet.ru.
На днях правозащитники заявили о неправомерности включения ряда сайтов и книг в федеральный список экстремистских материалов. "Несомненно, за прошедший год в список неправомерно включены 16 материалов "Свидетелей Иеговы", четыре статьи одного удаленного уже сайта, обличающего Россию за угнетение малых народов Севера, одна книга Саида Нурси, две футболки с лозунгами "Россия для русских" и "Православие или смерть!" - говорится в докладе информационно-аналитического центра "Сова", распространенном на прошлой неделе на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Согласно докладу, в прошлом году федеральный список экстремистских материалов пополнился на 318 пунктов. Из них 27 материалов внесены в список неправомерно, считают правозащитники. Они также назвали "сомнительным" запрет 56 материалов исламистского содержания, в том числе материалов "Хизб-ут-Хахрир". Есть вопросы и по включению в список двух интернет-сервисов www.liveinternet.ru и www.tatarlar.ru, а также двух сайтов, аффилированных с НБП.
Авторы доклада предлагают сократить область применения в России понятия "экстремистская деятельность" и отказаться от списка запрещенной экстремистской литературы. "Должно быть резко сокращено применение понятия "экстремистская деятельность", кроме случаев самих насильственных преступлений, призывов к насильственным преступлениям, либо организованной деятельности, связанной с насильственными преступлениями", - заявил в "Интерфаксе" директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский. Он также предложил отказаться от федерального списка запрещенных экстремистских материалов, поскольку тот "не работает". "Достаточно переиздать книжку с другой обложкой или предисловием, и она уже не будет входить в этот список", - подчеркнул Верховский.