СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ О ШАРИАТСКОМ СУДЕ
20.04.2012
Адвокат Дагир Хасавов планирует создать общероссийский правозащитный центр "Мусульманский союз", который займется в том числе учреждением в стране шариатских судов. "Мы будем помогать мусульманам создавать шариатские суды в Москве и других городах", -
Адвокат Дагир Хасавов планирует создать общероссийский правозащитный центр "Мусульманский союз", который займется в том числе учреждением в стране шариатских судов.
"Мы будем помогать мусульманам создавать шариатские суды в Москве и других городах", - заявил Хасавов. По его мысли, шариатские суды должны иметь статус третейских. Иными словами, они будут рассматривать семейные и финансовые споры между мусульманами при условии, что обе стороны конфликта соглашаются на рассмотрение дела в шариатском суде и обязуются принять его решение.
Адвокат рассказал, что к этой инициативе его подтолкнули обстоятельства судебного разбирательства по делу о защите авторских прав архитекторов Игоря Тажиева и Алексея Колентеева, создателей проекта реконструкции Московской соборной мечети (их интересы в суде представляет Хасавов).
"Районный суд фактически загнал себя в тупик ввиду нежелания в разумные сроки вынести решение по нашему иску к Духовному управлению мусульман Европейской части России. Уже трижды менялся судья, и все начинается заново, нарушены все мыслимые сроки рассмотрения подобных дел (не более двух месяцев), а наш иск поступил в суд 21 марта 2012 года", - заявил он.
"Пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами я убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеть женщиной своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты и так далее", - заявил Дагир Хасавов. Он рассказал, что есть случаи, когда мусульмане обращаются не в суд, а к имамам, в муфтияты с письменными просьбами решить тот или иной спор. "Количество таких случаев увеличивается. Это говорит о том, что шариатские суды назрели, это не искусственная инициатива, существует реальная потребность в них со стороны мусульман", - подчеркнул он.
Дагир Хасавов отметил, что он будет добиваться внесения соответствующих поправок в законодательство. При этом он привел опыт дореволюционной России, напомнив, что в период реформ Петра I два сословия - купечество и духовенство - получали определенную автономию в своих судебных делах. "У нас вместо купечества существует класс предпринимателей, и они имеют свои третейские и арбитражные коммерческие суды, а духовенство, увы, нет", - констатировал он.
Дагир Хасавов также напомнил, что учрежденному в 1722 году Синоду было предписано "по оговорам (кроме тяжких государственных дел) духовных судить в Синоде и не брать тех дел ни в коллегии, ни в другие судебные учреждения". Указом 4 сентября 1722 года в городах в качестве суда первой инстанции были учреждены "духовных дел управления", которым были подсудны дела духовных "в брани, в бою, в краже и в других обидах и бесчестиях и в прочих исках". Судебная реформа в этом направлении продолжалась и Екатериной II, которая учредила так называемые "совестные суды".
Добавим, что в императорской России общины иноверцев также пользовались значительной автономией, и многие вопросы гражданского и семейного права решались внутри соответствующей общины и по ее собственным законам.
Ранее Дагир Хасавов уже заявлял о намерении создать в стране исламскую общественную организацию - Союз мусульман России. "Ко мне очень много мусульман обращается - татарские, кавказские общины. Есть в этом необходимость. Внутри этой общественной организации будет действовать и правозащитный центр", - заявлял адвокат.
Отметим, что похожий вопрос встал и во многих странах Запада, и решается он по-разному. Так, в Великобритании шариатские суды в качестве третейских встраиваются в систему правосудия, а несколько штатов США, напротив, законодательно запретили ссылаться в судах на законы иных стран (фактически это относится как раз в первую очередь к шариату).
Попытки и предложения создать такие суды в России уже предпринимались. См., например:
Шариатский суд в России, - Мнения священнослужителей.
«Как бы вы относитесь к предложению Хасавова? Не представляет ли оно угрозы для единства правового пространства России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:
: Давно пора восстановить имперские традиции, в том числе и в решении споров между представителями одной религиозной традиции.
Надо возвращаться к имперской практике, когда в многонациональной стране существовали и соответствующие суды. И это нисколько не мешало официальному судопроизводству. На самом деле шариатские суды давно уже существуют. Надо возрождать и наш православный. И он должен заниматься не только чисто религиозными вопросами, но и бракоразводными, вопросами усыновления детей, установления отцовства и т.д.
Напомню, что еще апостол Павел запрещал христианам судиться в светском суде – хотя мы и уважаем светские законы, если они не противоречат религиозным.
Но вопрос можно ставить и шире. Что сейчас происходит с нашими кладбищами? Есть кладбища и мусульманские, и еврейские, а православных нет. И православных людей хоронят вместе и с наркоманами, и с самоубийцами. А на старых кладбищах близ храмов тоже хоронят непонятно кого. Это явное неуважение к чувствам верующих.
Дагира Хасанова следует поблагодарить за напоминание о наших имперских традициях, а его инициативу можно только приветствовать. И нам, православным не худо было бы последовать этому примеру.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне:
Ничего страшного в этом предложении я не вижу.
Почему люди одной религиозной традиции не могут решать спорные вопросы с помощью, скажем, священников или имамов, с помощью духовников? Тем более, что внешняя юриспруденция не касается нравственных отношений.
И в исламе, и в Православной Церкви могут быть свои суды именно в качестве третейских. По-моему, это нормально. Речь ведь не идет об уголовных делах, государственных преступлениях, трудовых отношениях. Церковный суд или шариат, с одной стороны, и официальная юриспруденция - с другой могут совершенно спокойно сосуществовать, действовать параллельно, взаимно дополнять друг друга.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:
Предложение Хасавова представляет прямую угрозу единству законодательного и правового пространства России.
Это прямой путь к сепаратизму и распаду страны. Достаточно только появиться маленькой трещине, незначительному прецеденту - и может начаться распад государства. Это надо пресекать сразу в корне.
Никаких шариатских судов на территории России быть не может! Может быть только единый российский суд. Ссылки на императорскую Россию совершенно неправомерны. Тогда была совсем другая реальность, совершенно иное государство. Государство тогда было гораздо прочнее и сильнее и могло позволить себе такого рода учреждения. И надо разбираться еще, насколько эффективными они были. Сейчас у нас – ни царя, ни империи, совершенно иное законодательство.
Данное предложение, на мой взгляд, учитывая политическую нестабильность, нужно рассматривать как вольную или невольную провокацию.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:
Конечно, все мы – люди верующие и не верующие – имеем право на существование в определенном пространстве, где есть свои культурные и исторические ценности.
В этом смысле нормы, которые предусматривает шариат, вполне могут быть применены в той местности, где компактно проживает мусульманское население.
Правда, есть и очевидные опасности: шариатский суд весьма строг, в нем заключен средневековый в некотором смысле дух. За некоторые проступки, например, он предусматривает наказание плетьми и другие наказания, в современной России неприемлемые. Или же, к примеру, как быть в ситуации, когда смешанный брак, где муж и жена являются представителями разных религий?
Если сравнивать шариатский суд со светским или церковным, то светский суд не рассматривает вопросы, связанные с богослужением или с поведением священников, как это делает, к примеру, церковный суд. Зато последний не рассматривает уголовные дела, или же вопросы, связанные с бракоразводным процессом. Шариатский же суд рассматривает все вопросы, - отсюда может возникнуть множество противоречий со светским законом. К тому же в шариате есть много морально-этических категорий, которые выходят за пределы светского правового пространства и касаются внешнего вида, поведения в быту и т.д.
Так что здесь очень много вопросов. Я бы не стал вопрос о шариатском суде отметать огульно, но и с ходу их вводить тоже нельзя. Должен быть какой-то четко оговоренный механизм соответствия норм шариатского права и норм нашего государственного правового механизма.
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе
священник Антоний Скрынников:
Я думаю, что господин Хасавов сам прекрасно понимает, что его предложение никто не воспримет серьезно и тем более не станет вносить поправки в Конституцию и в правовое законодательство.
Подобные заявления, на мой взгляд, имеют одну цель – заявить о себе как можно громче. Если говорить обычные, но правильные вещи, например, о необходимости молитвы, то вряд ли это станут перепечатывать и тиражировать средства массовой информации. А если заявить что-то нетривиальное, пусть даже неосуществимое, то можно стать чуточку известнее.
Если подобные суды неофициально успешно действуют в мусульманских регионах, то пусть действуют дальше. Зачем их вводить в правовую систему? Россия не является исламским государством. Да и многие традиционно мусульманские государства стараются поддерживаться светского судебного права.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:
Не думаю, что шариатские суды в качестве судов третейских будут представлять какую-то угрозу или конкуренцию судам государственным.
Споры гражданского характера между представителями одной религиозной группы вполне могут решаться священниками или шариатским судом. Для людей верующих судебное решение на основании Священного Писания имело бы огромное значение.
Светские суды, как правило, пренебрегают религиозными особенностями, стремятся к унификации. К чему это может привести, мы видим на примере Франции. А суд внутри религиозной общины может быть более эффективным, чем светский суд - причем это вполне соответствовало бы реализации закона о религиозных свободах.
Я думаю, что здесь можно прийти к разумному компромиссу.
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Мы живем по законам нашей страны, которые не предусматривают шариатских судов.
Дагир Хасавов путает разные вещи: имамы занимаются примирением сторон в семейных конфликтах, когда к ним за этим обращаются, но к шариатским судам это не имеет никакого отношения. Мы помогаем мусульманам решить специфические проблемы, связанные с нашими национальными традициями. К примеру, пресловутые кражи невест – это лишь дань традиции, для которой шариатский суд не нужен. Что же касается общего правопорядка, то для этого есть общие российские суды.
Республики Кавказа подчиняются общим законам для всей страны. Имамы помогают советами, потому что разбираются в национальных тонкостях. Шариатские суды только навредят, если вводить их повсеместно.
Фатых-хазрат Гарифуллин, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:
Мы живем в светской стране, для нас шариатские суды неприемлемы. У нас же многонациональная и многоконфессиональная страна, поэтому идея введения шариатских судов не найдет массовой поддержки.
К примеру, в Коране сказано, что за оскорбление целомудренной женщины мужчине в наказание полагается 80 ударов плетьми. Как это можно представить в наше время в России? У нас совсем другие нравы.
Или еще пример: в исламе категорически запрещено ростовщичество, а у нас молодые люди только с помощью кредитов могут себе позволить купить жилье или
купить самосвал в лизинг.
Конечно, шариатский суд преследует хорошие цели. К примеру, из-за того, что за воровство в арабских странах отрубают руку – там начисто искоренили этот грех. У нас же общество просто не готово к таким мерам: слишком много поводов, которые требуют наказания по такому суду.
А устраивать шариат выборочно, для разрешения определенных проблем – тоже неверно. В конце концов, имамы и так помогают людям, когда к нам обращаются за помощью, а для решения более серьезных вопросов существует законный российский суд.
Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
Эффективны только те суды, решения которых будут действительно исполняться.
Если решение суда не обязательно к исполнению, что является проблемой и третейских судов, то какой смысл создавать такой суд? Даже шариатские суды у боевиков имеют односторонний характер.
У православных есть церковный суд, и если шариатский будет работать на таком же уровне, то это другой вопрос – такие суды создавать никто не запрещает. Другое дело – будет ли он тогда пользоваться авторитетом?
Очевидно, что нельзя создавать суд параллельный государственному, но в качестве дополнительной системы, по примеру церковного суда, - почему бы и нет. К тому же если у людей возникнут действительно серьезные вопросы, то они обратятся в обычный суд.