В конце мая в Москве прошла конференция "Исламская доктрина против радикализма" с участием крупных ученых исламского мира, на которой был принят итоговый документ, осуждающий радикализм. Данный документ получил название Московской Богословской декларации, которая однозначно осудила радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами, а также дала всестороннее толкование понятиям джихад (усердие на пути Всевышнего), халифат (историко-теологическая концепция исламской государственности), и такфир (обвинение в неверии и выходе из ислама) как наиболее часто становящимся предметом политических спекуляций.
Своей оценкой относительно прошедшего мероприятия с ИА IslamNews поделился один из разработчиков декларации - генеральный секретарь Международного совета мусульманских ученых (МСМУ), шейх Али аль-Карадаги:
– На мой взгляд, основное преимущество этой декларации – достижение баланса между содержащимися в ней положениями, чему, кстати, в МСМУ уделяют большое внимание. Под балансом имеется в виду то, что мы не столько упрекаем молодежь, сколько обращаемся к причинам радикализма и других крайностей. В частности, мы говорим, что большая роль в радикализации молодежи принадлежит деспотичным арабским режимам, агрессивной политике сионизма и США, которые подвергают молодых людей жестоким преследованиям и пыткам. Тирания и отсутствие свободы стали питательной средой для формирования радикальных убеждений и взглядов. Мы подвергли критике эти негативные проявления, заявив, что для настоящей борьбы с ними необходима атмосфера свободы. Сейчас в некоторых странах произошли преобразования, которые были достигнуты мирным путем. Проект тирании не привел к успеху, не дал никаких результатов после 50 лет кровопролития и подавлений. Вместе с тем мы призывали молодежь вернуться к пути Божьего посланника (мир ему и благословение Всевышнего), который был ниспослан "как милость для миров" и "благо". Его послание является благом, истиной, мудростью, приносит пользу и выгоду обществу. Отклонение от этого божественного пути недопустимо.
Что касается названия документа, то изначально Международный совет мусульманских ученых рассматривал его именно как декларацию. Ведь фетва в исламе предполагает прохождение многочисленных редакций, использование сухой формализованной юридической терминологии. Слава Всевышнему, все присутствующие на форуме согласились с этим мнением.
Декларация же, в отличие от фетвы, носит гораздо более широкий и всеобъемлющий характер. Эта декларация содержит призыв молодежи к диалогу, призыв власти к предоставлению дополнительных возможностей деятельности, призыв религиозных организаций к реформам, обновлению своих программ и методов, к большей открытости по отношению к молодому поколению. Муфтии и ученые не должны издавать фетвы, закрывшись в своих домах и рабочих кабинетах. Чтобы заслужить уважение молодежи необходимо любить ее и быть близкой к ней. Удаленность от молодежи и издание фетв против нее не найдет поддержки у молодого поколения. Мы должны изменить ситуацию, достичь единения и взаимопонимания между учеными и молодежью. В своем выступлении на форуме я упомянул, что подавляющая часть официальных религиозных деятелей на самом деле очень далеки от молодежи, а их поведение не соответствует занимаемому положению. Муфтий должен являть собой пример веры, знания, богобоязненности и искренности, добродетели и пр. Из-за этого несоответствия молодежь вынуждена искать фетвы за рамками официальных религиозных кругов, обращаться к тем, кто вызывает большее доверие, как к источнику права в последней инстанции. Скажем, ученые, живущие в Персидском заливе и не зная об истинном положении вещей в других регионах, не должны издавать соответствующие фетвы. По мнению Ибн аль-Кайима со ссылкой на представителей ранних поколений (мусульман), фетва может издаваться только учеными, живущими на данной территории, или теми, кто владеет ситуацией так же хорошо, как и коренное население. Скажем я, как житель Катара, не могу вынести фетву по какой-то внутрироссийской проблеме, не зная особенностей этой страны, не прибегая к мнению местных ученых. К сожалению, многие пренебрегают этой истиной, причем как представители молодого поколения, так и религиозные круги, что приводит к расколу и маргинализации обеих сторон.
Религиозные структуры нуждаются в реформировании, в частности, модернизации программ, методик, учебных заведений, чтобы преодолеть разрыв между фундаментальными основами и современностью, между проверенным старым и полезным новым. Мы не должны зацикливаться только на прошлом. Ученые и праведники всецело жили на основе Корана и сунны. Однако когда появилась греческая философия, они ответили на нее созданием новой науки – калама. Равно как и появление современных прикладных наук также стало ответом на вызовы времени. Мы нуждаемся в современной науке, позволяющей нашим ученым отвечать требованиям времени, быть неотрывными от молодежи, хорошо понимать ее чаяния и менталитет.
Смотреть видео