Новости Ислама |
Этот вопрос задавался в том числе муфтию Татарстана и ныне покойному Валиулле хазрарту. И судя по их ответам, уже тогда были предпосылки к тому, что в итоге произошло в Казани 19 июля. Но на это никто не обратил должного внимания. Сегодня мы публикуем самые яркие цитаты из интервью, которые были опубликованы в «КП» в апреле прошлого года.
История знает лишь один способ мирного сосуществования двух вероисповеданий - империю с ее жесткой иерархической структурой и одновременным обеспечением права маленьких народов на свой собственный, традиционный образ жизни. Российская империя в свое время дала миру уникальный образец мирного сожительства мусульман и христиан. И хотя идеал этот опорочен двумя последними десятилетиями терроризма и ненависти, отдельные оазисы великой страны все еще благоденствуют.
ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРСКИЙ ГОРОД
Рамадан и Пасха, зов муэдзина и колокольный звон, медресе и семинарии, новенькие мечети и старинные драгоценные шкатулки православных храмов, редкие издания Корана в книжных лавках и древние образа в серебряных окладах. Казань, столица Татарстана и третья столица России, с достоинством несет бремя имперского прошлого. В этом почтенном, зажиточном городе, набожном днем и легкомысленном ночью, еще чувствуется дух и обаяние Российской империи с ее редким даром веротерпимости, умением совмещать несовместимое и уникальным этническим многообразием. Именно здесь со времен Екатерины II, разрешившей строительство мечетей и на деле легализовавшей ислам, раскладываются карты государственного религиозного пасьянса, имя которому Равновесие.Казань - один из немногих подлинно мультикультурных городов Европы. Халяльные кафе соседствуют с кошерными ресторанами, а японские «сушечные» - с пиццериями. Хорошенькие, грациозные, как кошки, татарочки могут пятничным утром в хиджабах отправиться в мечеть, а вечером зажечь в ночных клубах и дискотеках в столь откровенных нарядах, что где-нибудь в Саудовской Аравии им грозили бы арест и тюрьма. Подобные контрасты здесь никого не шокируют. По сочетанию светскости и религиозности Казань чем-то напоминает ближневосточный Бейрут в его самом мягком варианте, охлажденном тридцатиградусными зимними морозами.
Взрывоопасное соотношение 50 на 50 (татар-мусульман и христиан, включая русских, чувашей, марийцев, удмуртов, греков и украинцев) воспитало в жителях инстинктивное благоразумие и умение ладить с соседями. Пять веков совместного мирного проживания - согласитесь, это срок. Пройдя сквозь перестроечный всплеск националистических страстей, Казань выжила и сохранила рассудок.
Репутация Татарстана как острова экономической стабильности и религиозной толерантности долгие годы была безупречной. Здесь необычайно высок процент межэтнических и межконфессиональных браков. Каждый пятый брак - христианско-мусульманский. (Для сравнения: в христианской Бельгии браки между двумя коренными народами - валлонами и фламандцами составляют менее одного процента! Настолько сильна и непреодолима межэтническая неприязнь.) «Как на межконфессиональные браки смотрит церковь? С пониманием, - говорит отец Кирилл из местной епархии. - Мы никогда не отговариваем молодых людей от столь ответственного решения, а просто учим супругов жить во взаимном уважении к религии друг друга. Пусть муж-мусульманин не препятствует жене-христианке ходить в церковь, а жена не возражает против его посещений мечети. И для нас, и для мусульманского духовенства важно, чтобы в браке человек не менял веру». В последние годы в Татарстане активно продвигается идея мягкого, просвещенного евроислама - своего рода «ислам-лайт». Трудно оценить, насколько либеральный ислам популярен в массах, но местные власти делают на него серьезную ставку.
|
ЕВРОИСЛАМ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?
- Моя мечеть - это мой компьютер, а мой намаз - моя наука! Я в мечеть не хожу. Пророк сказал: весь мир - мечеть! - В голосе директора Института истории Татарстана философа Рафаэля Хакимова - вызов ученого, готового взойти на костер за свои убеждения, а в глазах - прямо-таки джорданобруновский блеск. - Мне как-то наш муфтий выговорил: ты, мол, даже на пятничную молитву не ходишь. Если у меня высшее образование, зачем мне имама в мечети слушать? Пусть сначала этот имам университет окончит, как я. Тогда он сможет что-то добавить к моим знаниям. Наука угодна Всевышнему.
- Мусульманские праведники говорили: в Судный день чернила ученого перевесят порох солдата, - замечаю я.
- А в Коране об этом сказано так: вес ученого равен весу семидесяти семи мучеников, - слышу в ответ.
Рафаэль Хакимов - местная и международная знаменитость и личность, несомненно, блистательная. Бывший политический советник экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева (Хакимова за глаза называли «визирем президента»), он является одним из отцов татарского суверенитета и страстным пропагандистом либерального евроислама. Среди христиан он также человек известный: Хакимов разыскал в Ватикане Казанскую икону Божьей Матери и через Папу Римского Иоанна Павла II добился ее возвращения на родину. А в мусульманской общине (умме) Рафаэль Хакимов прославился революционным манифестом «Где наша Мекка?».
«Нужно честно признаться: исламский мир оказался в стороне от магистральных путей развития человечества, - без обиняков заявил господин Хакимов в своем манифесте. - Нельзя отсталость оправдать праведностью. Если мусульманский мир отстает от христианского, в чем тут праведность?
|
Пока арабские страны были в колониальной зависимости, то можно было обвинять во всем мировой империализм, но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы избрать собственный путь. Однако модели развития мусульманских стран не впечатляют. А попытки создать чисто исламские государства привели их к еще большей отсталости… Исламская мысль погрузилась в схоластику. Богословы боятся модернизации ислама, боятся рационализма, якобы исключающего веру. Великий Саади спрашивал: «Как может спящий разбудить спящего?» А пророк Мухаммед говорил: «Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии». Что имел в виду пророк под обновлением религии? Видимо, то, что толкование Корана должно соответствовать своему времени и конкретным условиям. Ислам - развивающееся мировоззрение. В этом его сила».
Своим манифестом господин Хакимов нажил себе немало врагов в среде воинствующих богословов, но не испугался.
- А-а, пошумят и утихнут, - отмахивается он. - Ислам должен быть адаптирован к местной среде, а имамы понимать, с каким государством и с каким народом имеют дело, и уважать существующие традиции. Ну скажите, чему мы можем выучиться в какой-нибудь Саудовской Аравии или в Арабских Эмиратах? Они там все зомбированные. Выкачивают нефть и строят небоскребы да торговые центры. Знаете, как они там обучают наших студентов? Забудь русский и татарский языки, Россия - неправильная страна, она должна быть халифатом. Если ты смотришь в общежитии по телевизору российский канал, тебя выгоняют из медресе. Одного моего студента в Саудовской Аравии застукали, когда он слушал кассету с татарским концертом, и это сочли серьезным преступлением. Именно из арабских стран к нам приезжают молодые имамы, которые заявляют: ислам должен быть выше интересов конкретного народа. Если муфтий ставит себя вне народа, кому нужен такой муфтий? К тому же он противоречит Корану.
- Вы считаете, что Россия должна опираться на собственную мусульманскую мысль? - спрашиваю я.
- Безусловно. И есть на что. Вы слышали о джадидах (от арабского слова «аль-джадид» - обновление, реформа)? Это была группа татарских богословов-реформаторов, которая в начале XIX века выступила за модернизацию ислама. Джадидизм - движение за реформированный ислам под лозунгом «Вперед к Европе!».Татары всегда были деловым, торговым народом, а зарождение капитализма поставило перед ними проблему повышения конкурентоспособности. Понадобились люди, знающие иностранные языки, бухгалтерию, географию, математику. Появились реформированные медресе, где студентов наряду с богословием учили практическим предметам. Татарские богословы открыто поддерживали новые веяния в Европе, сравнивая их с золотым веком ислама, сотрудничали с русскими либералами, ориентировались на передовую русскую культуру - собственно, все движение к Европе шло через русский язык. Джадиды создавали просвещенный ислам на базе нового мышления, с рационалистическим анализом Корана и Сунны.
Для них постижение истины, процесс самостоятельного мышления представлялся не менее важным, чем сама истина. Именно эти люди написали прекрасные учебники для медресе на татарском языке, которые были настолько хороши, что их даже переводили на арабский. Будущим имамам доходчиво объясняли: любое право на истину должно быть уравновешено правом на инакомыслие, православные нам не враги, Иисус по Корану - это пророк, а христианство - одна из ветвей религии, которую сближают с исламом общие авраамические корни. Но сегодня Саудовская Аравия платит деньги, чтобы ИХ учебники перевели на русский для наших студентов. Вы не представляете, что сейчас выпускают мусульманские издательства в Москве! Это кошмар! Как будто наши мусульмане живут в чисто исламской стране, а не в светском государстве. И никто за этим не следит. В Татарстане собственная тысячелетняя история ислама, а мы все ждем поучений из-за границы!
Просвещенный «мягкий» ислам вполне прижился бы в благонамеренном и очень современном Татарстане (татары - народ прагматичный), если бы не столкнулся со своим злейшим врагом, набирающим силу, - ваххабизмом.
|
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВАХХАБИЗМ?
В начале 90-х годов прошлого века, сразу после перестройки, Россия слишком добросердечно смотрела на ввоз чужих идей. Тогда дешевые подделки-религии плодились и росли, как грибы в августе. Страну заполонили проповедники иностранных сект, которые активно звали молодежь в некий рай человеческой общности. В ту пору никому не приходило в голову, что заразные религиозные идеи из чисто санитарных соображений должны подлежать столь же беспощадному карантину, как бациллы чумы или сибирской язвы. Идеологические зачистки были уже не в моде.
Наибольших успехов в завоевании новых душ добилось энергичное и бескомпромиссное религиозно-политическое исламское движение ваххабизм, названное по имени его основателя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. (Сами себя ваххабиты называют салафитами.) Несмотря на молодость движения (чуть больше 200 лет - а для религии это не срок), от него прямо-таки несло средневековьем. Ваххабиты (салафиты) ратовали за возвращение к истокам, во времена пророка Мухаммеда, и очищение доктрины ислама до его живой, трепещущей сердцевины. Принцип не новый, в свое время тем же путем упрощения шла европейская Реформация, чьим идеалом было возвращение к апостольскому христианству. Недаром ваххабизм называют исламским протестантизмом.
- Традиционный ислам рассматривает ваххабизм как сектантство, - говорит муфтий Татарстана Ильдус Фаизов. - И как всякая экстремистски настроенная тоталитарная секта, он деструктивен. В чем его главное воззвание? Все плохи, только мы хороши, только с нами вы попадете в рай, а со всеми остальными попадете в ад. Призыв к чистоте (хотя как религия может быть грязной?), упрощение статуса пророка, отрицание ученого наследия - это протестантский путь с его неприятием культа святых. Хотя ваххабиты призывают к фундаментализму, они противятся именно фундаментальному, научному подходу к изучению ислама.
|
- Если я правильно поняла, с точки зрения ваххабитов, есть только Коран, и этого достаточно, - замечаю я. - Исламскую философию, научные и богословские комментарии, накопленные веками, можно выкинуть на свалку?
- Верно. В чем опасность такого примитивного подхода? В невежестве. Коран похож на кубик Рубика, его надо уметь собирать. Аяты (стихи Корана. - Д. А.) рассыпаны по всей книге. Там каждый может найти себе пищу. Если все аяты собрать вместе, можно получить результат, а салафиты просто вырывают из контекста определенные высказывания и используют их во имя своих амбиций и сиюминутных целей. В сущности, они говорят: да, мы хотим вернуться к Корану, но только к тем аятам, которые нас устраивают. Помните, как были взорваны статуи Будды в Афганистане? Полторы тысячи лет мусульмане не обращали на них внимания, а тут ваххабиты решили, что идолов надо убрать. Вот вам пример опасного буквализма. Хотя в Коране сказано: не только не ругайте идолопоклонников, но даже идолов их не трогайте. Ваххабиты уничтожили также многие исторические и религиозные святыни, которые люди посещали веками и черпали там духовную пищу. Это, мол, мерзкое язычество.
Ваххабиты поступают, как Сатана. Когда Всевышний велел ему поклониться Адаму, он заявил: я поклоняюсь тебе одному, но не существу, которое ты создал. Сегодняшние буквалисты твердят подобное: мы поклоняемся только Аллаху, но не миру, который вокруг нас. Но ведь мир, прекрасный и разнообразный, - творение Господа! Ваххабиты желают его изменить.
- Когда в 1998 году ваххабиты в Саудовской Аравии решили уничтожить могилу матери пророка Мухаммеда как часть кампании по борьбе с идолами, весь мир умолял их не делать этого, - говорит казанский ученый-теолог Фарид Салман. - Великие люди писали королю письма с просьбами. Не помогло. Могилу сровняли с землей и залили бензином. Есть незримый договор между властями в Саудовской Аравии и ваххабитским лобби - власть отвечает за политику, ваххабиты за религию, - и король не осмелился вмешаться. Даже когда сносили два последних дома в Мекке, связанных с жизнью пророка, власть промолчала. Удивляюсь, как они еще не уничтожили черный камень Каабы, ведь и это с точки зрения ваххабизма богопротивное язычество. В традиционном исламе огромное место занимают божьи угодники, их могилы, посещение святых мест, а ваххабиты уничтожают всякую сакральность. В Саудовской Аравии больше нечем вдохновиться и нечего почитать. Вокруг разрушенных святых мест выстроены новые идолы - шопинг-центры.
- Ваххабизм - новое явление, и, в сущности, это религиозное мошенничество на доверии, - говорит имам Валиулла-хазрат. - Ваххабиты твердят о возврате в мифическое бородатое прошлое, которого не было, в собственные выдумки. Это жесткая, тоталитарная система соблюдения буквы ислама, а не его духа. Никакого отношения к исламской демократии это не имеет. Мы видим в Саудовской Аравии лицемерное насильственное восхищение ваххабизмом, за его неприятие могут и голову на стадионе отрубить. Тысячи ваххабитских сайтов в мире существуют на саудовские деньги. И самое главное: ваххабизм всегда приходит сверху. Те, кто взорвал самолеты в Нью-Йорке, были детьми миллионеров. Салафиты никогда не работают среди бомжей или нищих, только среди чиновников, бизнесменов и в среде образованных людей. Они захватывают власть, а потом всех принуждают. В Дагестане, к примеру, ваххабизм пробивал себе дорогу после перестройки как инициатива государственных чиновников - по невежеству, за деньги или позже по убеждению.
- В отношении меня ваххабиты трижды выносили смертный приговор за теологические труды евроисламского характера, - говорит казанский теолог Фарид Салман. - Но Аллах уберег. Я перевел Смыслы Корана с арабского на татарский, и за это ваххабиты меня прокляли. По их мнению, сакральные книги можно читать только на арабском. В Сунне сказано: перед концом света в каждую мусульманскую семью войдет болезнь под видом ислама, от которой нельзя излечиться ничем, кроме как Вторым Пришествием.
В ЧЕМ СИЛА И В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ ВАХХАБИЗМА?
Поздней осенью 2010 года Татарстан вздрогнул. В лесах Нурлатского района двое суток шла операция с целью захвата трех вооруженных боевиков-ваххабитов. Лесная война с применением техники, вертолетов и участием 500 милиционеров закончилась гибелью боевиков. Новость о том, что в тихом омуте Татарстана водятся черти религиозного экстремизма, потрясла респектабельную республику.
- Нурлатские события стали для нас шоком и явились причиной отставки муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, - говорит директор Центра евразийских исследований Казанского университета Раис Сулейманов. - Он человек бесконфликтный, и до его отставки в январе салафитам (ваххабитам) был дан полный простор. Он часто говорил: «Вот приезжает человек из Саудовской Аравии, который лучше меня знает Коран, как я ему откажу в работе с людьми?» После перестройки у нас в Татарстане на любого араба смотрели как на пророка Мухаммеда. Это увлечение экзотикой привело к появлению мусульманских летних лагерей, где молодым людям читали лекции арабские проповедники, где их учили молиться и прививали моральные ценности Аравийского полуострова. Семнадцатилетних пацанов, которые не знали своего, местного ислама, отправляли за границу учиться за счет саудовских и кувейтских фондов. В городе шел эффективный рейдерский захват мечетей - люди просто приходили в заброшенные помещения и начинали молиться, а власть постфактум их легализовала. Стало ясно, что с этой стихией надо что-то делать. В 1998 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев, восточный (в хорошем смысле слова) правитель со склонностью к патронажу, попытался взять религиозный вопрос под контроль. Был проведен объединительный съезд мусульман, покончено с разбродом и шатаниями, создан единый муфтият и выбран лидер. Так Татарстану не дали погрузиться в хаос - в тот, который мы наблюдаем сейчас на Кавказе. Но, создав волевым решением религиозную вертикаль власти, государство побоялось (и напрасно) вмешаться в процесс изнутри.
|
- В 90-е годы мы только чудом тут все не разодрались - по милости божьей оказались разумные руководители у руля, - говорит имам Валиулла-хазрат. - У нас в Татарстане хотя бы сохранился Совет по делам религий, а по всему бывшему Союзу этот орган (единственный инструмент государственной конфессиональной политики!) демонтировали. Произошла полная изоляция государства от религии. Федеральная власть кинула ислам на произвол судьбы, и им немедленно занялись конкуренты в лице иностранных спецслужб. Два десятилетия наши мусульмане жили духовно перехваченными и ориентированными на заграницу! С ними работали и до сих пор работают целые министерства таких государств, как Саудовская Аравия и Турция. На нашу землю пришел глобальный «зеленый интернационал», который борется с национальным вариантом ислама, пытается его обнулить и первым делом оторвать от корней - от наших могил. Пришлые проповедники противопоставляют детей («правильных мусульман») родителям («мерзким язычникам») и запрещают нам ходить на кладбища. У бедуинов никогда и не было кладбищ - бросили труп в пути и забыли. Они категорически запрещают поминки. У нас другая - земледельческая культура с целой поминальной инфраструктурой. Мы похоронили и всю свою жизнь ухаживаем за могилами. Это наш нравственный долг. Мы укоренены здесь, прекрасно уживаемся с православными, и у нас отличная от арабских стран богословская школа. А салафиты (ваххабиты) твердят, что вся наша тысячелетняя история ислама - язычество. Они бракуют наших ученых и заявляют, что ислам у нас начался только сейчас. Для ваххабизма как для глобального проекта главный враг - патриотизм.
|
- Самое страшное в ваххабизме то, что он не признает национальных и государственных границ, - говорит политолог Раис Сулейманов. - Это такой же глобалистский проект, как коммунизм и либерализм. Глобалисты ставят перед молодым мусульманином важный вопрос: ты считаешь себя россиянином или частью мусульманской уммы? Они создают среду, в которой верующие начинают противопоставлять себя государству. Почему ценности российского светского государства непривлекательны для молодежи? Потому что, к сожалению, легко найти примеры тому, что светский образ жизни - чудовищный. Мы выпиваем, в стране бешеная коррупция, женщины ведут себя легкомысленно и одеваются вызывающе. Светское государство очень легко критиковать за несовершенства. А в исламе все прописано. Молодежь не понимает, что введение шариата - не спасение, что в исламском государстве со временем образуются тот же бардак и та же коррупция, что и в светском. От себя не убежишь. Возьмите хоть Иран, к примеру. К сожалению, Российское государство не может предложить молодежи альтернативный проект вроде СССР. Советская идеология имела квазирелигиозную основу - культы, ритуалы, гимны, красные галстуки, идею великого будущего. Сейчас предлагают спорт сделать чем-то вроде новой религии, но это не работает. Ваххабитская ячейка дает верующим ощущение корпоративности и коллективизма и удовлетворяет их готовность к самопожертвованию. Не ищите в ваххабизме материального фактора, он не главный. Мы, люди светские, пытаемся все объяснить с материалистической точки зрения - нам так проще и удобнее. Но радикалы - люди не бедные. На первом месте в салафизме - идеология. Проблема в том, что один член религиозной секты заражает всех вокруг. Сейчас в Саудовской Аравии обучаются 120 студентов из Татарстана, и мы с ужасом думаем об их возвращении. Что с ними делать? Каких бед они натворят, если начнут проповедовать?! Большая проблема с экстремистами, которые отбывают сроки. Они пока сидят, создают ячейки по тюрьмам и собирают вокруг себя целые джамааты. В этом году на волю выйдут те, кто был осужден за подрыв газопровода в Татарстане в 2005-м (по счастью, тогда никто не пострадал). Думаете, они исправились? Ничего подобного. Выйдут героями, в глазах молодежи - настоящими мучениками, пострадавшими за убеждения. Помните блатную романтику во времена СССР, когда каждый бывший зек был героем в глазах уличной шпаны? А теперь у нас ваххабитская романтика.
- У ваххабитов принцип простой: есть свои и чужие, - говорит философ Рафаэль Хакимов. - А чужие уже вне закона. Как в советское время группировки делились? Наш двор и чужой. А принцип мирного сожительства гласит: есть мы и есть ДРУГИЕ. А другие - не обязательно чужие, я с ними могу найти общий язык.
Но молодые люди ищут не мира, но применения своим затаенным силам. Им важно удовлетворить не только потребность любить, но и потребность действовать и ненавидеть. Мир дразнит их противоречиями и неполадками, а значит, надо его исправить. Или даже сломать. Ваххабизм, как в свое время большевизм (еще одна концепция-вампир), ведет новое поколение на борьбу (газават) с «мировым злом» - с неверными (кяфирами) и вероотступниками - и призывает к строительству нового «правильного» исламского общества. Уж кто-кто, но мы-то, ученые дети СССР, должны были вовремя спохватиться, услышав о новой мировой (на этот раз исламской) революции! Но не спохватились.
- Есть ислам книжный, философский, а есть ислам бытовой, - говорит теолог Фарид Салман. - Ислам - явление многоликое. Я понимаю, трудно говорить о том, что мусульманство - религия мирная, когда вокруг взрывают, убивают, отрезают головы. Но научный, традиционный ислам - реально мягкий и толерантный. Господь говорит: кто из вас хочет, пусть верит в меня. Кто не хочет, не принуждайте того. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если я посягаю на чужую свободу, я иду против Бога. Прекрасно, что мы мусульмане, но все не могут быть мусульманами. Если б захотел Господь, он нас всех сотворил бы одним народом одной религии. Но мы разные, и это чудесно. Сказано: если б люди Писания, иудеи и христиане, соблюдали то, что указано для них Господом в Торе и Библии, то Господь даровал бы им благодать из-под ног их. То есть богатство и благополучие, как искры из-под копыт, высекаются из-под ног праведных людей - независимо от вероисповедания. Но мистический традиционный ислам с его либеральной философией вовсе не устраивает энергичных молодых людей. Им по вкусу прагматичный ваххабизм с его теорией вооруженной борьбы. Миролюбивая версия ислама вытесняется жесткой и колючей. Но мы, традиционные мусульмане, не будем сидеть сложа руки. Никакой толерантности в отношении сектантства под религиозными одеяниями! Никакой пощады врагу!
|
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ИЛИ НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
«Бойтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их». Экзотическая и нездоровая флора религиозных сект, разросшаяся после перестройки, протянула свои зловещие побеги по всей территории бывшего СССР. И чтобы вырубить ее топором, государству придется взять на себя роль дровосека.
- На наших глазах национальный сепаратизм, которого так опасалась страна после перестройки, сменяется религиозным сепаратизмом, - говорит политолог Раис Сулейманов. - Идет слияние религиозного экстремизма с криминалом. Главная наша задача - создание атмосферы нетерпимости по отношению к нетрадиционным течениям зарубежного ислама фундаменталистского толка через СМИ и за счет государственного влияния. Государство - единственный игрок на этом поле, потому что традиционное духовенство разобщено. Запрет на ваххабизм не распространился дальше Дагестана, и это было ошибкой.
- Но, как видите, запрещение ваххабизма только ухудшило ситуацию в Дагестане! - замечаю я.
- Да, потому что запрет остается чисто местным законом. Дагестанское подполье легко может уйти в соседнюю республику и там продолжать действовать. Если закон о запрете ваххабизма будет принят на общероссийском уровне, ситуация начнет меняться кардинально.
- У нас любят говорить о том, что невозможно определить ваххабитскую деятельность и выработать критерий. Очень даже возможно, - говорит эксперт Центра евразийских исследований Яна Амелина. - Это задача для юристов и теологов. Есть очевидные вещи, такие как Конституция. Россия - светское государство, а значит, говорить о влиянии религии на государственное устройство мы не можем. Как только ты заговариваешь о шариате (или домострое, не важно) - все, с тобой должен разбираться Уголовный кодекс. Все разговоры о многоженстве - также за гранью добра и зла. Государство должно взять религиозную ситуацию под контроль. Почему у нас по всей стране действуют неуправляемые мусульманские общины, которые никому не подчиняются? Мы видим лишь лжедемократию в виде хаоса и отсутствие вертикали власти. Нам нужен единый российский муфтият. И если ты главный муфтий в республике, то головой отвечаешь за все, что происходит на подведомственной тебе территории. Вот и вся демократия. Никуда мы от вертикали религиозной власти не уйдем.Если ее нет, придется создавать.
|
- Мы больше не можем скрываться за понятием отделения религии от государства! - считает ректор Российского исламского университета доктор политических наук Рафик Мухаметшин. - Сегодня это уже демагогия. Кругом верующие люди, молодежь! А у государства нет никакой конфессиональной политики. Если кто-то что-то взорвал, пусть, мол, разбираются правоохранительные органы. Но это оперативная и реактивная форма вмешательства, а не политика, рассчитанная на перспективу. В стране существует 80 (!) Духовных управлений мусульман. Ясно, что сами мусульмане никогда не соберутся и не договорятся между собой. Нигде в исламе не прописана догматическая основа выстраивания религиозных институтов власти. Только государство может и должно взять на себя эту функцию. В Российской империи конфессиональная политика была хорошо продуманной. До 1917 года имамов назначали (!) ДУМы (Духовные управления мусульман), созданные Екатериной II. До этого империя не знала, что делать с мусульманами, - вроде бы они есть, а как с ними работать, непонятно. Создав Духовные собрания, государство не только дало возможность мусульманам реализовать свои права, но и получило мощный инструмент контроля и регулирования - ведь имамы должны были сдавать госэкзамен. Без этого их не допускали в мечеть. Было даже понятие «указной мулла» - мулла с указом.
- Религия не является частным делом, и даже если она отделена от государства, она не отделена от общества, - говорит философ Рафаэль Хакимов. - Практика царского правительства была совсем неплоха: полностью контролировались система медресе и уровень религиозного образования. Не любой мог проповедовать, а человек квалифицированный. Сегодня в селе люди собрались и выбрали хорошего человека имамом. Но этот хороший человек зачастую не имеет специального образования, плохо знает Коран или трактует его неверно и легко поддается чужеземному радикальному влиянию. У государства нет никакого механизма воздействия. Черт знает что творится в наших медресе, и даже непонятно, в чьей они собственности. Недавно в Нижнем Новгороде один разорившийся бизнесмен решил выставить на торги свою мечеть! У нас непонятный либерализм и в отношении исламских фондов. Никто не отслеживает благотворительные денежные потоки, идущие из арабских стран. Никто не знает, куда идут пожертвования из мечетей. До революции все исламские фонды имели попечительские советы, до копейки отчитывались перед верующими и публиковали отчеты в газетах. А мы пустили все на самотек.
СУВЕРЕННЫЙ ИСЛАМ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
- Ислам сейчас - ахиллесова пята России. 20 миллионов мусульман в стране! Представляете, какой огромный ресурс?! И на кого он будет духовно ориентироваться - на иностранные государства или на собственное? - Имам Валиулла-хазрат - горячий сторонник национального традиционного ислама как духовного противоядия от ваххабизма. Всех жертв иностранных религиозных обольстителей, всех заблудших овец нужно вернуть домой, на родину.
- Если Россия не хочет дезинтегрироваться, ей необходимо не плестись в хвосте, а брать инициативу в свои руки. Нужно на государственном уровне заявить: российская мусульманская умма представляет собой суверенную ценность. У нас должен быть собственный духовный центр и национальные лидеры, а не саудовские или турецкие прихвостни, которые постоянно ездят за границу консультироваться и выполняют инструкции. В России власти, к сожалению, до сих пор не верят, что мы, российские мусульмане, можем быть самоценными и теологически состоятельными. Всякие московские аналитики постоянно ищут, куда бы нам прихвоститься, к кому идти на поклон. Сейчас в моде кувейтская монархия. Там есть центр умеренного ислама, куда нас хотят пристегнуть. И наши имамы ездят туда на учебу и везут в Россию - как образец - бедуинскую монархию XVIII века! Это же нелепо! Мы поняли, что в плане политическом суверенность необходима, но не осознали, как это важно в религиозном! Православие у нас суверенно. До революции и ислам был самостоятельными самоценным и развивал собственную богословскую мысль, а не примерял на себя чужие одеяния.
- Если мы не будем продвигать в России бренд национального суверенного европейского ислама, то ситуацией в стране займутся «бородатые», - говорит муфтий Фарид Салман. - Духовный рак ваххабизма нужно бомбить изо всех химических пушек, чтобы остановить рост клеток. Спасать надо хотя бы то поколение, что идет за нами. Исламу нужна жесткая рука и идеологическая вертикаль власти, выстроенная под контролем государства. В Сунне сказано: что невозможно выкорчевать Кораном, то можно выровнять султаном. То есть властью. Всякая власть от Бога, а правитель есть тень Бога на земле. Кто посягает на власть, тот посягает на Всевышнего. Так называемые муфтии у нас твердят, что в исламе нет иерархии и духовенства. Это от лукавого. Где в Коране есть запрет на духовенство? Оно у нас давно сформировалось как класс. В Турции, где религия отделена от государства, существует, однако, министерство по делам религий и верховный муфтий. Есть курсы повышения квалификации для мулл и профсоюзы, мулла имеет зарплату, пенсию, отпуск и больничные. Обычный государственный чиновник, подлежащий отчету. Отличная система. Опора на национальный государственный ислам в России - едва ли не единственный рецепт выхода из ситуации.
Я, как человек верующий, исхожу из того, что схема уже нарисована и все предопределено. Облегчения не будет, - продолжает Салман. - Пророк сказал: будет все хуже и хуже. Пока не произойдет вселенская битва Добра и Зла и не народится Мессия, ничего хорошего ждать не надо. Но надо выполнять заповеди ислама, жить и бороться. Пророк учил: если вы услышите, что наступает конец света и вот-вот грянет гром, а в руках у вас саженец - никого не слушайте и сажайте. Что бы ни случилось, надо возделывать наш сад.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |