Накануне в Российском Исламском Университете в рамках VIII международного фестиваля мусульманского кино состоялся круглый стол на тему
"Роль кинемотографии в диалоге культур и религий". Модератором круглого стола выступили ректор РИУ, профессор Рафик Мухаметшин, действительный член АН РТ Джавдет Сулейманов, председатель отборочной комиссии VIII КМФМК, профессор ВГИКа Одельша Агишев.
В ходе дискуссий участникам удалось определиться с концепцией и терминологией мусульманского фестиваля, выяснилось, почему МФМК нельзя лишать "мусульманского" бренда, а также были намечены новые перспективы развития фестиваля.
"Мусульманское кино пока что не в силах противостоять западным кинокартинам, но оно должно развиваться, и не должно быть закрытым. Именно здесь, на фестивале мы можем наблюдать, каким образом воспринимается исламский мир, как внутри него самого, так и со стороны запада", – открыл заседание круглого стола
Рафик Мухаметшин.
Председатель Совета улемов ДУМ РТ
Рустам Батров, который в этом году стал членом отборочной комиссии фестиваля, поделился, по каким критериям отбирались фестивальные фильмы. "В первую очередь, мы смотрели на соотносимость с концепцией мусульманского кино. Но фестиваль изначально был заявлен, как светское мероприятие, поэтому фильмы на нем представлены мусульманские, но не исламские. Здесь разница в терминологии, также, как например, существует исламское право (шариат) и мусульманское право (законодательство страны)", – пояснил Батров.
По его словам, "мусульманское кино созвучно ценностям мусульманской культуры, которое де-факто отражает реалии мусульманского народа".
Помимо откровенных и исламофобских картин, отметил Батров, некоторые фильмы были забракованы по иным соображениям. Например, не был допущен к показу фильм с известным персонажем Mr. Freeman, вещающий об известном богослове Саиде Нурси, труды которого, в России признаны экстремистскими. Не прошли конкурс и большинство фильмов об арабской весне, "за неактульностью темы".
Одельша Агишев, в свою очередь, выразил мнение, что фестивалю не хватает фильмов на историческую тематику. "К величайшему сожалению, ислам сегодня связан с темой терроризма, опровергнуть сложившийся стереотип можно, как раз, с помощью фильмов, возвращающих к истокам ислама", – отметил профессор.
Особым – европейским – видением поделилась кинокритик из Чехии,
Вера Лангерова. "Фильмы фестиваля, – сказала она, – должны быть не только гуманистической направленности, но и говорить о проблемах нашего мира. Важно не только показать картину, но и развивать дискуссии после ее просмотра, которые помогли бы нам понять посыл режиссера".
Руководитель программы "Мусульмане"
Василий Антипов отметил, что должна формироваться параллельная программа фестиваля, но при этом, ни в коем случае, нельзя менять концепцию МФМК, и тем более убирать из нее слово "мусульманский". "Казани удалось приковать к этому фестивалю мировое внимание именно за счет своей уникальной идеи. И это лучший фестиваль из всех существующих российских", – сказал он.
Антипов также озвучил идею создания фестиваля документального российского кино: "Это Terra Incognita сегодняшнего дня. Парадокс в том, что кино начинает появляться там, где его никогда не было – в Якутии, Дагестане, Марий Эл". Российское кино, по словам телевизионщика, умирает, но зарождается поколение новых фильмов, которые смогут задать новый темп развития российского киноискусства.